Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Наш дом-природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Василенко Маргарита Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Наш дом-природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по познавательному развитию   в подготовительной  группе.

Тема: «Наш дом – природа»

 

Программное содержание:
Цель: Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней. Дать детям понять, что природа- это наш общий дом, расширять знания детей о природе.
Образовательные задачи:
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; созданное человеком, находить взаимосвязь живой и неживой природой.
Формировать устойчивый интерес к природе.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы. Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Друзья природы», наблюдение за объектами живой и неживой природы, чтение художественной литературы Виталий Бианки «Синичкин календарь».

Ход занятия:

(Дети сидят на стульчика полукругом. )

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

- ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в мир природы. Но сначала разберемся - Что такое природа?

Дети: Природа-это окружающий нас мир, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, земля, животные, насекомые, растения.

Воспитатель: Правильно ребята. Природа-  это часть окружающего мира, которая не создана руками человека. Природа – это животные, растения, человек. Природа- это солнце, вода, воздух, небо, почва, реки, моря, озера. Человек – тоже часть природы. А что в мире вокруг нас нельзя назвать словом «природа»?

Дети: Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека. Он многому научился у природы.

Воспитатель: Правильно. То, что сделано руками человека, нельзя назвать природой – это рукотворный мир. Человек  многому научился у природы. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

      1. Д/игра: «Природа бывает разной» (работа в парах с карточками).           Дети по очереди берут карточки изображениями (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух,  растения, животные, насекомые, дерево, цветы, грибы, птицы, насекомых(стрекоза), животных(медведь), стол, самолет, книга, телефон, дом, торт и пр.) и дети должны распределить, что относится к природе, а что нет.  

Воспитатель: Ребята вы молодцы. Справились с заданием. Правильно распределили: то, что относится к природе и то, что сделал человек.                                                                           Но посмотрите в разделе «природа» у нас: звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух,  растения, животные, насекомые, птицы,  рыбы.          Правильно это все природа. Ребята всю природу можно разделить на два огромных мира. На какие два вида делится природа?  Подумайте.

Дети: на живую и неживую.  

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру и разберемся, что относится к объектам живой и не живой природе. (дети берут карточки из раздела природа и идут к доске).

2.Дидактическая игра « Живая и не живая природа

Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. Дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе.

 

Воспитатель: А теперь мы  рассмотрим признаки живой и неживой природы.     На рисунке изображены две звезды: морская и космическая.

 Какая из звезд дышит?

Дети: Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Воспитатель: Какая из звезд растет?  Дети: Морская звезда растет, а космическая не растет.

Воспитатель: Какая из звезд питается?  Дети: Питается морская звезда, космическая не питается.

 Воспитатель: Какая из звезд дает потомство? Дети: Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Воспитатель: Может ли морская звезда жить вечно? Дети: Нет, она умирает.

Ребята давайте сделаем вывод: Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает. А космическая звезда к неживой природе.

 

ФИЗМИНУТКА:

Станем мы деревьями, 
Сильными большими. (Руки на поясе) 
Ноги - это корни, 
Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч) 
Чтоб держали дерево, 
Падать не давали, (Пальцы в замок) 
Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Воду доставали.
Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз) 
Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону) 
И своей верхушкой 
В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой) 
Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны) 
Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой) 
Вместе им не страшно, 
если ветры дуют. (Качают поднятыми руками) (садятся на стульчики полукругом).

 

Воспитатель: Ну вот мы отдохнули и продолжаем изучать нашу природу. Как вы думаете, к каким объектам относится человек?

Дети: К объектам живой природы.

Воспитатель: Почему?

Дети: Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест (питается), размножается, умирает.

Воспитатель: Правильно ребята. Человек относится к объектам живой природы. (добавляю картинку к объектам живой природы).

Воспитатель: А как вы думаете, природа может быть без человека?

Дети: может.

Воспитатель: А человек без природы? Почему.

Дети: Нет.  Человек — часть природы. Он без природы обречен  на гибель природа  дает ему пищу, тепло, воздух, воду, любовь родных.

Воспитатель: Правильно ребята. Человек не может жить без природы. Человек многому научился у природы.                                                                      Ребята рассмотрите изображение обычного дома и природы.(изображения на мониторе) .                                                                                                                 1.От чего в нашем доме светло?   От лампы. А что можно сравнить с лампой в природе? Солнце. Солнце-это природа, а лампа - нет, ее придумал человек.              2.В природе идет дождь, в нашем доме есть……(душ).                                                                           3.В природе дует ветер, в доме вентилятор.                                                                        4.В комнате есть пол, в доме- природе под ногами земля, почва.                                   5.В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме- природы –горы и деревья.                                                                                                       6.В природе - выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.                                    7.В природе дикие животные,  в обычном доме- домашние.                                     8.В природе цветы, деревья, травы, а в доме—комнатные растения.

Поэтому природу нужно оберегать.     Ребята посмотрите на картинки что на них изображено? (иллюстрации «природа в опасности»).

Дети: Заводы загрязняют природу. Люди бросают мусор. Лес горит.

Воспитатель: Да, правильно ребята. К сожалению люди загрязняют нашу природу. Оставляют огонь в лесу, засоряют водоемы, недобросовестные заводы сбрасывают отходы в водоемы, и задымляют воздух.

Опыт: очистка почвы.(дети подходят к столу)

Воспитатель: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? 
Воспитатель: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва? 
Воспитатель: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета? 
Воспитатель: Почему она такая? 
Воспитатель: Попробуйте шприцем откачать воду . 
И снова пошел дождь. 
Что мы видим? 
Воспитатель: А что с водой? 
Воспитатель: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем. 
(Повторять опыт пока вода не станет светлой.) 
Воспитатель: Посчитайте, сколько дождей понадобилось. 
Воспитатель: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое. 
Человек должен  очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы, защищать.(дети садатся н свои места.)

 

Анализ НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вернем природе чистоту»

Конспект  занятия  по познавательному развитиюв  подготовительной группе   «Вернем природе чистоту»...

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа Тема: «Береги природу - сортируй отходы»

Занятие предназначено для врспитателей детских садов старших групп....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Природа и человек»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Природа и человек»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экология) на тему «Защитники природы» для детей подготовительной к школе группы

- Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с растениями и  животными, занесенными в неё.- Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное от...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Мы - друзья природы"

Конспект занятия «Мы друзья природы»Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Вызвать интерес к природе и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли чел...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Друзья природы"

Данная разработка поможет воспитателям формировать интерес к миру природы, закреплять знания об основных правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека и природы. В процессе проведения занятия у...