Проект "Путешествие по страницам русского фольклора"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Одним из действенных средств воспитания ребенка и его полноценного развития является устное народное творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, языковой доступности и знакомым жизненным ситуациям.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Путешествие по страницам русского фольклора»
Разработали:
Педагог-психолог: Сукнева Ю.А.
Учитель-дефектолог: Шутикова Е.А.
Учитель-логопед: Ямышева Л.П.
Канск 2023 г.
Тематический проект «Путешествие по страницам русского фольклора»
У русского народа есть бесценное богатство
– его опыт, его фольклор.
Подготовительная группа
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (март-апрель 2023 г.).
Участники: дети группы № 3, педагоги, родители.
Образовательные области по теме проекта: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность проекта:
Одним из действенных средств воспитания ребенка и его полноценного развития является устное народное творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, языковой доступности и знакомым жизненным ситуациям.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Цель:
формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа и его фольклоре.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с русским фольклором через потешки, загадки, скороговорки, сказки, считалки и хороводные игры.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей.
- Расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа.
- Развивать творческие и коммуникативные навыки.
- Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
- Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной деятельности с детьми.
Проблема: у современных детей наблюдается недостаток знаний о традициях и обычаях русского народа. Дети слабо знакомы с видами русского народного фольклора, у них отсутствует интерес к устному народному творчеству.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Формирование элементарных представлений о русском фольклоре.
- Формирование представлений о традициях и обычаях русского народа.
- Развитие творческой активности и коммуникативных навыков.
- Развитие мышления, воображения, обогащение словарного запаса по теме «Русский народный фольклор».
Для родителей:
- Сплочение в ходе реализации проекта детей – родителей – педагогов.
- Повышение педагогической компетентности по вопросам развития и воспитания.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.
2. Сплочение в ходе реализации проекта детей – родителей – педагогов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и определение задач.
3. Составление плана, прогнозирование ожидаемых результатов.
4. Подбор литературы по теме проекта, дидактического и наглядного материала.
5. Подбор материалов для творческой деятельности.
6. Беседа с родителями о необходимости участия в проекте.
Основной этап:
1. Познавательное развитие.
- Беседы с детьми о пословицах и поговорках.
- Рассматривание иллюстраций с изображением героев русских народных сказок.
- Викторина «Продолжи потешку, скороговорку».
- Викторина «Отгадай загадку».
- Беседа «Русский народный костюм».
- Беседа «Русские народные инструменты».
2. Речевое развитие.
- Дидактическая игра «Расскажи русскую народную сказку по картинке».
- Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки».
- Слушание и обсуждение пословиц и поговорок.
- Отгадывание загадок.
- Разучивание считалок, потешек, скороговорок.
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Кубики, пазлы, лото по теме проекта.
- Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Закончи русскую народную сказку», «Помоги герою найти свою сказку», «Что лишнее?»
- Настольный театр по теме проекта.
- Разыгрывание сценок и эпизодов русских народных сказок.
4. Художественно-эстетическое развитие.
- Прослушивание потешек, загадок, скороговорок, считалок.
- Прослушивание русских народных сказок.
- Лепка «Сорока-сорока».
- Аппликация «Кисонька-мурысонька».
- Раскрашивание «Русские народные инструменты».
- Раскрашивание «Русский национальный костюм».
5. Физическое развитие.
- Физкультурно-оздоровительная работа: комплекс утренней гимнастики «По сказочным дорожкам».
- Подвижные игры: «Гуси, вы гуси», «Ручеек», «Ходит Васька серенький».
- Физкультминутки.
- Пальчиковые гимнастики.
- Хороводные игры.
Взаимодействие с семьей.
- Памятка для родителей «Читаем дома».
- Консультация для родителей «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств ребенка».
- Консультация для родителей «Фольклорные народные игры».
- Выставка совместных детско-родительских работ по теме проекта.
Заключительный этап:
- Подведение итогов.
- Анализ предполагаемых результатов.
- Презентация проекта.
Список использованной литературы:
1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
2. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, Владос, 2010 г.
3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, Сфера, 2009 г.
4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 6-7 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.
5. Русские народные потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
6. Русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

По страницам русского фольклора
знакомить детей с истоками культурных традиций русского народа, с устным народным творчеством. ...
Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»
Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Конспект НОД с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе знакомство детей с фольклором Тема: «Русский фольклор - душа народа»
Формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством....