«Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной
опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Волшебница вода»
Подготовила воспитатель:
Серикова Е.П.
Конспект открытое опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода».
ТЕМА: «Волшебница вода».
Форма организации: экспериментирование
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей 6-7 лет в процессе экспериментирования с водой.
1. Образовательные задачи:
- Продолжить формировать представления о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) и делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности, изображая схематически;
2. Развивающие задачи:
- Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы;
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) ;
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.
Демонстрационный материал: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы “Свойства воды”,кувшин с водой, перчатка, воздушный шарик, масло апельсиновое, сахарная пудра, ложка, белый халат, шапочка из нетканного материала, презентация, мяч.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с молоком, 4 и 5 – с водой, коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, салфетка тканевая, шапочки из нетканного материала, табличка на каждого ребенка: схемы «свойства воды».
Подготовительная работа: чтение художественной литературы “ Как люди речку обидели”, отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.
Ход образовательной деятельности.
1. Эмоциональный настрой детей.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
#1052;отивационный этап
1. Мотивация детей к деятельности и показ презентации.
Чтение рассказа: Слайд № 1
Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода ей и не нужна и ничего не хочет о ней слышать.
2. Постановка цели деятельности.
Воспитатель: А вы как думаете, она права? Почему так считаете?
Что же будем делать?
Дети: Нужно рассказать черепахе что вода нужна, она полезная.
Воспитатель: Скажите ребята от куда об этом можно узнать подробнее?
Дети: из книги, от родителей, из интернета.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашей деятельности?
Дети: О воде
II. Совместная и самостоятельная деятельность с детьми.
- Сообщение темы.
Воспитатель: Правильно ребята сегодня поговорим о воде о её свойствах и расскажем черепахе ,что вода необходима всем нам ( животным, человеку, растениям).
- Воспитатель: оценивать вы будете так:
-если на нашей деятельности вы работали правильно без помощи других,то берете зеленый листочек
-а если у вас были затруднения и вам кто-то помогал, то берете желтый листочек.
#1041;еседа по вопросам:
Воспитатель: Для того чтобы помочь черепахе узнать зачем нужна вода , я хочу с вами побеседовать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Давайте представим и проверим.Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Воспитатель: А вы как думаете, кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Воспитатель: А растениям нужна вода?
Дети: Да. Без воды они погибнут.
Вот об этом нам сейчас Алиса прочитает стихотворение Н. Рыжовой “ Вы слыхали о воде?”
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить!-
Без нее нам не прожить!
Игра с ИКТ « Назови правильно»
Воспитатель: Ребята обратите внимание на слайд №2
Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная
Воспитатель: А в роднике
Дети: родниковая
Воспитатель: В море
Дети: морская,
Воспитатель: В болоте
Дети: болотная.
Воспитатель: А какая вода в море и океане вода?
Дети: соленая, пить ее нельзя.
Воспитатель: А какая вода в реке, роднике?
Дети: пресная
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно?
Оцените себя
Игра с мячом “ Скажи наоборот”
Из одного крана течет холодная вода, а из другого….. горячая.
В чайнике вода чистая, а в луже ….. грязная.
В ведре воды много, а в стакане….. мало.
В реке вода пресная, а в море ….. соленая.
Камень твердый, а вода….. жидкая.
В стакане воды мало, а ведре …..много.
Оцените себя
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и пошли домой.
Воспитатель: Интересно, как нам узнать ещё больше о свойствах воды? А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. (одеваем халаты) Для этого мы послушаем правила поведения в лаборатории.
Вспомним правила друзья!
В группе как ведем себя?
Говорим по-одному,
Не мешаем никому.
Если хочешь отвечать,
Руку нужно поднимать!
В рот ничего не брать,
Аккуратно опыты выполнять.
Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.
4. Опыты:
Опыт № 1: Вода – жидкость.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.
Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.
Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2
Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.
Воспитатель: Повторите пожалуйста
Дети: вода жидкая .
Воспитатель: Перед вам лежат схемы, выберите ту которая подходит.
Опыт № 2: Вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?
Дети: круглый.
Воспитатель: Книга какая?
Дети: Квадратная
Воспитатель: Блюдце какое?
Дети: Круглое.
Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана.
Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
Дети: Форму шарика.
Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
Дети: Форму перчатки.
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Воспитатель: Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.
Воспитатель: Повторите пожалуйста
Дети: вода не имеет формы .
Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.
Опыт № 3: Вода – прозрачная.
Воспитатель: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?
Дети: Да.
Воспитатель: А в стакане с молоком?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная,. найдите её схему?
Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.
Воспитатель: Повторите пожалуйста
Дети: вода прозрачная .
Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.
Опыт № 4: Вода – бесцветная.
Воспитатель: Посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.
Воспитатель: А у молока есть цвет? Какой?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она какая?
Дети: Бесцветная.
Воспитатель: Правильно. Делаем вывод- вода бесцветная.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.
Воспитатель: Повторите пожалуйста
Дети: вода бесцветная.
Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.
Опыт № 5: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик № 4 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?
Дети: Да. Пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.
Воспитатель: Повторите пожалуйста
Дети: вода не имеет запаха .
Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.
Опыт № 6: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № #1045;сть у воды вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Вода будет соленой, кислой.
Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.
Воспитатель: Повторите пожалуйста
Дети: вода не имеет запаха .
Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.
Воспитатель: Ребята , мы сегодня побывали с вами в лаборатории и провели опыты .Оцените себя.
5. Рефлексия:
Воспитатель: Как вы думаете черепаха теперь знает какая вода ? И зачем она нам нужна? Обратите внимание на схемы. Давайте расскажем черепахе ещё раз о воде.
Дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.
Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная, не имеет своего вкуса и запаха.
Воспитатель: - Обратите внимание на свои оценивания.
- Всем было легко или трудно об этом узнать?
-Почему вам было трудно (легко)?
О РЕБЯТА Я ТЕПЕРЬ РАССКАЖУ СВОИМ ПОДРУЖКАЯ, КАКАЯ ВОДА! СПАСИБО ВАМ!
ДО СВИДАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...