«Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серикова Елена Павловна

Форма организации: экспериментирование

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной

опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Волшебница вода»

Подготовила воспитатель:

Серикова Е.П.



Конспект открытое опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода».

ТЕМА: «Волшебница вода».

Форма организации: экспериментирование

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей 6-7 лет в процессе экспериментирования с водой.

1. Образовательные задачи:

- Продолжить формировать представления о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) и делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности, изображая схематически;

2. Развивающие задачи:

- Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы;

- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса) ;

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.

Демонстрационный материал: (для воспитателя) глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы “Свойства воды”,кувшин с водой, перчатка, воздушный шарик, масло апельсиновое, сахарная пудра, ложка, белый халат, шапочка из нетканного материала, презентация, мяч.

Раздаточный материал на каждого ребенка: 5 пронумерованных стаканов (1-с водой, 2- пустой, 3- с молоком, 4 и 5 – с водой, коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, салфетка тканевая, шапочки из нетканного материала, табличка на каждого ребенка: схемы «свойства воды».

Подготовительная работа: чтение художественной литературы “ Как люди речку обидели”, отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.

Ход образовательной деятельности.

1. Эмоциональный настрой детей.

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

#1052;отивационный этап

1. Мотивация детей к деятельности и показ презентации.

Чтение рассказа: Слайд № 1

Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода ей и не нужна и ничего не хочет о ней слышать.

2. Постановка цели деятельности.

Воспитатель: А вы как думаете, она права? Почему так считаете?

Что же будем делать?

Дети: Нужно рассказать черепахе что вода нужна, она полезная.

Воспитатель: Скажите ребята от куда об этом можно узнать подробнее?

Дети: из книги, от родителей, из интернета.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашей деятельности?

Дети: О воде

II. Совместная и самостоятельная деятельность с детьми.

  1. Сообщение темы.

Воспитатель: Правильно ребята сегодня поговорим о воде о её свойствах и расскажем черепахе ,что вода необходима всем нам ( животным, человеку, растениям).

  1. Воспитатель: оценивать вы будете так:

-если на нашей деятельности вы работали правильно без помощи других,то берете зеленый листочек

-а если у вас были затруднения и вам кто-то помогал, то берете желтый листочек.

#1041;еседа по вопросам:

Воспитатель: Для того чтобы помочь черепахе узнать зачем нужна вода , я хочу с вами побеседовать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Вода, реки, моря, океаны.

Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Давайте представим и проверим.Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?

Дети: На земле больше воды.

Воспитатель: А вы как думаете, кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?

Дети: Пить, купаться.

Воспитатель: А растениям нужна вода?

Дети: Да. Без воды они погибнут.

Вот об этом нам сейчас Алиса прочитает стихотворение Н. Рыжовой “ Вы слыхали о воде?”

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить!-

Без нее нам не прожить!

Игра с ИКТ « Назови правильно»

Воспитатель: Ребята обратите внимание на слайд №2

Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?

Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.

Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?

Дети: Речная

Воспитатель: А в роднике

Дети: родниковая

Воспитатель: В море

Дети: морская,

Воспитатель: В болоте

Дети: болотная.

Воспитатель: А какая вода в море и океане вода?

Дети: соленая, пить ее нельзя.

Воспитатель: А какая вода в реке, роднике?

Дети: пресная

Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно?

Оцените себя

Игра с мячом “ Скажи наоборот”

Из одного крана течет холодная вода, а из другого….. горячая.

В чайнике вода чистая, а в луже ….. грязная.

В ведре воды много, а в стакане….. мало.

В реке вода пресная, а в море ….. соленая.

Камень твердый, а вода….. жидкая.

В стакане воды мало, а ведре …..много.

Оцените себя

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и пошли домой.

Воспитатель: Интересно, как нам узнать ещё больше о свойствах воды? А чтобы это узнать, давайте пройдем в нашу лабораторию. (одеваем халаты) Для этого мы послушаем правила поведения в лаборатории.

Вспомним правила друзья!

В группе как ведем себя?

Говорим по-одному,

Не мешаем никому.

Если хочешь отвечать,

Руку нужно поднимать!

В рот ничего не брать,

Аккуратно опыты выполнять.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.

4. Опыты:

Опыт № 1: Вода – жидкость.

Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.

Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.

Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2

Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.

Воспитатель: Повторите пожалуйста

Дети: вода жидкая .

Воспитатель: Перед вам лежат схемы, выберите ту которая подходит.

Опыт № 2: Вода не имеет формы.

Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?

Дети: круглый.

Воспитатель: Книга какая?

Дети: Квадратная

Воспитатель: Блюдце какое?

Дети: Круглое.

Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?

Дети: Форму стакана.

Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?

Дети: Форму шарика.

Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?

Дети: Форму перчатки.

Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Воспитатель: Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.

Воспитатель: Повторите пожалуйста

Дети: вода не имеет формы .

Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.

Опыт № 3: Вода – прозрачная.

Воспитатель: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой № 2, а другую в стакан с молоком №3. Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?

Дети: Да.

Воспитатель: А в стакане с молоком?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Делаем вывод - вода прозрачная,. найдите её схему?

Воспитатель вывешивает на доску схему № 3.

Воспитатель: Повторите пожалуйста

Дети: вода прозрачная .

Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.

Опыт № 4: Вода – бесцветная.

Воспитатель: Посмотрите на стаканчик с водой № 2 и молоком № 3.

Воспитатель: А у молока есть цвет? Какой?

Дети: Молоко белого цвета.

Воспитатель: Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, Вода не имеет цвета, значит она какая?

Дети: Бесцветная.

Воспитатель: Правильно. Делаем вывод- вода бесцветная.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 4.

Воспитатель: Повторите пожалуйста

Дети: вода бесцветная.

Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.

Опыт № 5: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик № 4 и понюхайте водичку. Есть запах у воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно. Чистая вода не имеет запаха. А если добавить в воду “волшебные капли” (Воспитатель добавляет детям в стаканчики по несколько капель масла апельсина.) Появился запах?

Дети: Да. Пахнет апельсином.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?

Дети: Нет. Вода не имеет запаха.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 5.

Воспитатель: Повторите пожалуйста

Дети: вода не имеет запаха .

Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.

Опыт № 6: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стакана № #1045;сть у воды вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.

Дети: Вода стала сладкая.

Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?

Дети: Вода будет соленой, кислой.

Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

Воспитатель вывешивает на доску схему № 6.

Воспитатель: Повторите пожалуйста

Дети: вода не имеет запаха .

Воспитатель: выберите схему ту которая подходит.

Воспитатель: Ребята , мы сегодня побывали с вами в лаборатории и провели опыты .Оцените себя.

5. Рефлексия:

Воспитатель: Как вы думаете черепаха теперь знает какая вода ? И зачем она нам нужна? Обратите внимание на схемы. Давайте расскажем черепахе ещё раз о воде.

Дети вместе с воспитателем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.

Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная, не имеет своего вкуса и запаха.

Воспитатель: - Обратите внимание на свои оценивания.

- Всем было легко или трудно об этом узнать?

-Почему вам было трудно (легко)?

О РЕБЯТА Я ТЕПЕРЬ РАССКАЖУ СВОИМ ПОДРУЖКАЯ, КАКАЯ ВОДА! СПАСИБО ВАМ!

ДО СВИДАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...