«Извержение вулкана»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Уварова Ирина Сергеевна

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе

Тема: «Извержение вулкана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_vulkanam.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе

Тема: «Извержение вулкана»

Подготовила

И.С. Уварова

методист

МКДОУ Сортавальского МР РК

ДС №23«Ладушки».

Цель: Создать условия для знакомства детей с вулканом.

Задачи:

  1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
  2. Вызвать у детей желание через исследовательский поиск расширить представления об извержении вулкана;

 3. Формировать у детей исследовательские умения: видеть проблему, задавать вопросы, делать предположения, самостоятельно осуществлять эксперимент, классифицировать, наблюдать, делать выводы;

  1.  Закреплять умение самостоятельно пользоваться последовательным планом-схемой по проведению опыта;
  2. Поощрять стремление детей к получению новых знаний, к аккуратности в работе, оказанию взаимопомощи;
  3. Развивать коммуникативные способности детей: диалогическое общение, объяснительную речь, освоение новых понятий.

Оборудование:

слайды с изображением вулканов;

ноутбук;

поддоны;

картонные конусы;

план-схема по проведению опыта;

сода;

уксус;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

фартуки для работы;

пипетки.

Предварительная работа: изготовление макетов гор.

Ход занятия:

  1. Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши воспитатели, наш старший воспитатель и заведующая.

Логоритмическое упражнение:

«Давайте порадуемся

Солнцу и птицам.

Давайте порадуемся

Улыбчивым лицам.

«Доброе утро!» - скажем друзьям.

«Доброе утро!» - скажем гостям.»

  1. Загадка: «Я плююсь огнём и лавой,

Я опасный великан.

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня?»  (вулкан)

  1. – Как вы думаете, что такое вулкан? (Дети высказывают свои предположения)

- Откуда вы получили эти знания? (Ответы детей)

- Наверное вам было интересно смотреть передачу по телевизору, читать о вулкане в энциклопедии, заниматься поиском информации в Интернете? ( Ответы детей)

- Но откуда появились вулканы, и как происходит извержение? ( Дети высказывают свои предположения)

- Сегодня Артём И. расскажет вам легенду.

Артём И.: «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами»

  1. Педагог показывает детям слайды с изображением вулкана.

- Какой формы вулкан? (Ответы детей)

- На что похожа верхняя часть вулкана? (Ответы детей)

- Сейчас Влад Н. немного расскажет о вулканах.

     Влад Н. «Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вулканы бывают действующие и спящие. Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает спокойно»

  1. Чтение стихотворения:

     « Огнедышащий вулкан

Не гора, не великан.

Лаву извергает он,

Что сжигает горный склон.

Извергает камни, газы,

Небеса темнеют сразу,

Пепел, ядовитый дым

Поднимаются над ним.

Слышится подземный гул,

Словно великан уснул,

И храпит, и видит сон,

Как велик и страшен он.»

  1. – Ребята, а вы бы хотели увидеть извержение вулкана? (ответы детей)

- Как вы думаете, можно это сделать здесь и сейчас? (ответы детей)

- При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба. Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами.

      7. - Чтобы провести опыт, мы должны отправиться на наши рабочие места.

Динамическое упражнение:

«По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали.

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть раз, два, три.»

Дети надели фартуки для работы, сели за столы.

8.– Секрет изготовления лавы вы узнаете, если будете внимательны. Сначала я показываю, а вы внимательно смотрите. Потом вы проведёте этот опыт сами.

- У вас у каждого на подносах стоят заготовки будущих вулканов. Помещаем в ёмкость 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!

Педагог обращает внимание детей на бутылку с уксусом.

- Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? ( ответы детей)

- Правильно, самому пользоваться нельзя. Это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавлю немного уксуса.

- Как вы думаете, что сейчас произойдёт? ( Дети высказывают свои предположения)

- Что вы наблюдаете? (ответы детей)

- Как я изготовила лаву? ( ответы детей)

9. Далее детям предоставляется возможность самим приготовить состав для лавы, после заполнения ёмкости одеваем конус, но уксус добавляет педагог.

Дети самостоятельно наблюдают за опытом.

- Что у вас получилось?

- Сейчас Кирилл нам прочитает стихотворение.

Кирилл Б. читает стихотворение:

« Вулканы начали «вулканить» -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом, и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит, как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать,

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дохнул

И на десятки лет уснул.»

10. Рефлексия занятия:

- Что интересного вы узнали на занятии? ( ответы детей)

- Понравилось вам проводить опыт? ( ответы детей)

 - Чему вы сегодня научились?

- Давайте ещё раз вспомним, как  у нас получился вулкан?

11. Итог занятия:

- Какие вы молодцы! Теперь вы знаете, как можно самим сделать вулкан, но только помните, что если вы захотите показать этот эксперимент дома, то обязательно сделайте это вместе с родителями. Помните, что уксусом могут пользоваться только взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

«Как происходит извержение вулкана»

Познавательно - исследовательская деятельность...

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Кладовая земли. Извержение вулкана»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога....

Извержение вулкана

Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы по теме "Природное явление - извержение вулкана"...

Извержение вулкана

О свойствах и причинах извержения вулканов...

«Извержение вулкана» НОД по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.

Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В ходе опытн...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...