Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:«Труд пчеловодов Башкортостана»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель : дать детям понятие о профессии пчеловода

Интегрированные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Интегрированные задачи: Продолжать знакомить детей с традиционной в Башкортостане профессией пчеловода. Расширить знание детей о насекомых - о пчёлах, их повадках, о том, как пчёлы добывают мёд; познакомить детей с лечебными свойствами мёда. Обогащать словарь детей в процессе познавательной деятельности: улей, соты, нектар, дымарь, омшаник, медогонка, пчеловод. Развивать память, внимательность, умение видеть главное в содержании видеоролика. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, уважение к труду пчеловода.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Планируемый результат: имеет представление о повадках пчелы, в игре использует название и назначение инструмента для пчеловода, умеет выражать свой знания о том, что бережно нужно относиться к природе.

 

Предварительная работа:

  • беседа: "Мед – источник здоровья и красоты" - о полезных свойствах меда;
  • чтение и обсуждение башкирской сказки: "Медведь и пчелы", рассказа Г.Зайцева "Цветы и пчелы", рассматривание иллюстрации Ф. Гумерова "Медведь и пчелы";
  • дидактические игры: "Медоносные растения", "Пчеловод и его инструменты".

 

Материалы и оборудование: макеты ульев, нарисованные луговые цветы, одежда для пчеловода, инструменты пчеловода (дымарь, соты, посуда для меда), маски "пчел", CD диск с видеороликом работы пчеловода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_trud_pchelovodov.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе

Тема:«Труд пчеловодов Башкортостана»

Провела: Сафина Р.Р.

Цель : дать детям понятие о профессии пчеловода

Интегрированные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Интегрированные задачи: Продолжать знакомить детей с традиционной в Башкортостане профессией пчеловода. Расширить знание детей о насекомых - о пчёлах, их повадках, о том, как пчёлы добывают мёд; познакомить детей с лечебными свойствами мёда. Обогащать словарь детей в процессе познавательной деятельности: улей, соты, нектар, дымарь, омшаник, медогонка, пчеловод. Развивать память, внимательность, умение видеть главное в содержании видеоролика. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, уважение к труду пчеловода.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Планируемый результат: имеет представление о повадках пчелы, в игре использует название и назначение инструмента для пчеловода, умеет выражать свой знания о том, что бережно нужно относиться к природе.

Предварительная работа:

  • беседа: "Мед – источник здоровья и красоты" - о полезных свойствах меда;
  • чтение и обсуждение башкирской сказки: "Медведь и пчелы", рассказа Г.Зайцева "Цветы и пчелы", рассматривание иллюстрации Ф. Гумерова "Медведь и пчелы";
  • дидактические игры: "Медоносные растения", "Пчеловод и его инструменты".

Материалы и оборудование: макеты ульев, нарисованные луговые цветы, одежда для пчеловода, инструменты пчеловода (дымарь, соты, посуда для меда), маски "пчел", CD диск с видеороликом работы пчеловода.

Под музыку курая дети заходят в группу украшенный луговыми цветами.

-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в  зелёный луг. Посмотрите как красиво кругом, везде растут красивые, полезные луговые цветы. Отгадайте загадку:

Есть на свете сладкий дом,

Садом пахнет в доме том.

А жильцы, жужжа от радости,

В домик свой приносят сладости,

Угощая нас потом.

Угадайте - что за дом?

-Как вы догадались, что это загадка об улей (обобщить ответы детей) Улей - это дом для пчел. Один улей-улей, а много пасека. Отгадайте другую загадку, о ком она?

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Она поделится медком.

-А как вы догадались что это загадка о пчеле (обобщить ответы детей). Правильно летают над лужайкой и собирают для нас мед.

-Ребята, а кто знает, кто ухаживает за пчелами (выслушать ответы детей). Кто из вас видел пчел?

-Правильно за пчелами ухаживает пчеловод. Что вы знаете об этой профессии? (ответы детей). Слово пчеловод происходить от слов "пчела" и "ведет" - ухаживает.

-Я, свободное от работы время ухаживаю за пчелами на пасеке. Хочу, что бы вы тоже видели и послушали мой интересный рассказ о труде пчеловода (включаю видеоролик).

Рассказ о труде пчеловода.

Пчелы просыпаются рано и, если день солнечный, летят в лес или луга за нектаром. Пчеловод ходит по пасеке в белом халате, как доктор, и в белой сетке, потому что белое пчел не раздражает, и на человека, одетого в белую одежду, пчелы не бросаются и не жалят. Пчеловода пчелы не трогают, знают, что он им зла не сделает, он добрый и ухаживает за ними. Пчеловод чистит ульи, устраивает поилки с подсоленной водой, следит, чтобы пчелам в их домиках не было холодно - утепляет. Главная забота пчеловода, чтобы пчелиные семьи были сильными, тогда и мед будет, и болезни таких пчел не берут.

Пасеки с ульями располагаются около цветущих лип в лесу, и около полей с гречихой, и на лугах, где растут разные луговые цветы. Пчёлы садятся на цветы, растений, запускают свои хоботки в каждую тычинку и собирают сладкий сок- нектар. В природе меда в готовом виде нет, его вырабатывает сама пчела из нектара, собранного с цветков. Все эти растения, с которых пчела берёт нектар - называются медоносами. Пчёлы вырабатывают из нектара мёд и откладывают его в соты. Когда приходит время откачивания мёда из сот - посмотрите, что делает пчеловод. Он открывает ульи, аккуратно достает соты, полные меда, отгоняет пчел с помощью дымаря, помещает соты в медогонку. Медогонка- это емкость, сделанная из металла, в ней есть приспособление, куда ставятся соты и ручка для вращения. На высокой скорости мед стекает на дно медогонки. Когда весь мед из сот стечет, на дно емкости пчеловод сливает мед в разные емкости-ведра банки. На зиму ульи убирают в специальное помещение - омшаник. Омшаник - это сарай без окон и низкой дверью. Там темно, чтобы пчелы не вылетали из ульев. Зимой пчеловод проверяет ульи. Если пчелы болеют, он их лечит и заботится о них. Нужно много знать, чтобы правильно ухаживать за пчелами. Есть специальные учебные заведения, где учат на пчеловодов. Поэтому в нашей республике Башкортостан хорошо развито пчеловодство.

-Дети, посмотрите, какие красивые луговые цветы. Вы можете их назвать? (одуванчик, ромашка, мать-мачеха, клевер).

С колокольчиком, ромашкою

Клевер весело цветет

И его "пчелиной кадкою"

Называет наш народ.

Где не глянешь - ульи новые

На лужайках у села,

А над кашками пунцовыми

Тихо кружится пчела.

-Дети, представьте, что это у нас луг, на котором растут эти цветы. А вы, дети, все превратитесь в пчёлок, наденьте на головы маски и вылетайте из своих ульев на лужок (включают башкирскую мелодию, берёт в руки мать-пчелу).

Физкультминутка "Пчел детей учила мать"

1. Пчёл детей учила мать как на крылышках летать,

 Жу-жу-жу как на крылышках летать.

2.Пчёл детей учила мать как в полях цветы искать ,

Жу-жу-жу как в полях цветы искать.

 3. Пчёл детей учила мать мёд цветочный собирать,

Жу-жу-жу мёд цветочный собирать.

4.Пчел детей учила мать смело улей охранять,

 Жу-жу-жу смело улей охранять.

-Сейчас мы поиграем в игру "Что нужно пчеловоду?" (играют в игру). На столе расположены предметы для работы пчеловода. Нужно взять один предмет и рассказать о нем. Например, это - белый халат. Он нужен пчеловоду для того, чтобы пчелы не жалили пчеловода. Кто из вас хочет поиграть в игру? (если ребенок затрудняется или отвечает одним словом, то привлекают других детей или задают дополнительные вопросы). Предметы: дымарь, маска, ложка, посуда для меда.

-Молодцы, дети! Вы назвали все предметы, которые необходимы для работы пчеловода. А теперь поиграем в игру "Кто быстрее оденется пчеловодом". Нужно одеть на себя халат, маску и застегнуть пуговицы (дети играют). Славно мы поиграли, а я вам принесла в подарок со своей пасеки мед. Моя пасека расположена ближе к лесу, в котором растут липы и рядом луга.

Красавица-липа цвела-расцветала

И пчел на медок зазывала-звала.

-Эй пчелки, летите на завязь соцветий

Берите по капельке сладкий нектар,

Несите на пасеку, лучший на свете

Не липовый просто, а солнечный дар.

Пусть пасечник знает, что липа цветет,

Пусть медом наполняются ульи и соты-

Такой замечательный липовый мед!

Посмотрите, одинаковый ли по цвету мед в банках? (выслушать ответы детей). Правильно, вы заметили, что мед в банках разного цвета. А как вы думаете, почему мед разный по цвету? (выслушать ответы). Мед различается по цвету, потому что пчелки собрали нектар с разных медоносов - или с цветов луга, или с цветов липы. Липовый мед (показывает банку с липовым медом) более светлый, чем мед цветочный.

Как вы думаете, как называется мед, собранный с цветов липы? (липовый). А мед, собранный с цветов - цветочный. Что вы еще можете сказать о меде? Какой мед? (полезный, душистый, ароматный, целебный и др.)

Гречишный мед (показываю банку с гречишным медом) коричневатого цвета, пчелы собирали нектар на гречишном поле.

Пчелиный мед применяется башкирами с древних времён в разных целях. В домах мед символизировал благополучие и счастье. Чем полезен мед? Какие лечебные свойства меда вы знаете?(помогает при простудах, кашле, болезнях сердца). Правильно, дети, мед используют как лекарственное средство. Мед очень вкусный и полезный. Национальное блюдо чак-чак обливают медом, чтобы придать форму (показываю чак-чак).

Много приходится потрудиться и пчелкам и пчеловоду.

-Послушайте диалог комара и пчелки, под музыку курая.

Села пчелка на цветок.

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар

-Что ты ищешь там?

-Нектар.

-А тебе не надоело?

-Нет.

Ведь тому, кто занят делом

Просто некогда скучать.

Недаром говорится в пословице:

-Работящая, как пчела. Эта пословица подходит ко всем людям разных профессий, в том числе и к пчеловоду. Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей).

-С человеком какой профессии мы сегодня познакомились?

-Кто из вас хочет научиться этой профессии?

-Кто из вас хотел бы стать пчеловодом?

-Для чего нужно беречь растения, луга? (чтобы пчелы могли собирать нектар с цветов, растений).

Да, ребята, труд пчеловода почетен и полезен, надо с уважением относится и к этой профессии, потому что он приносит пользу людям, добывая мед - очень полезный для всех людей - продукт.

Список литературы.

Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан. Учебная хрестоматия. – Уфа, 2006.

Агишева Р.Л. Я – башкортостанец: Программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. – Уфа, 2003

Акимушин И.И. Невидимые нити природы.

Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать! Методическое пособие. – Уфа, 2007.

Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. – Уфа, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

«Космическое путешествие» Конспект Непосредственно - образовательной деятельности ОО «Познание» в старшей группе МБДОУ №77

Расширять знания детей о Солнечной системе, движением планет вокруг Солнца, планете Земля и Луне, как спутнике Земли, о различных фазах Луны.Систематизировать знания детей о глобусе, как маленькой мод...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...

Интегрированная непосредственная образовательная музыкальная деятельность с детьми в старшей группе"Цветочная страна Дюймовочки и Эльфов"

На занятии дети помогают Дюймовочке и эльфам найти цветки-домики, которые спрятал злой паук. Развивают творческие способности, вокально певческие навыки средствами музыкально-художественной деятельнос...


 

Комментарии

Ментемирова Эвелина Ильшатовна

Очень интересное и полезное занятие, соответствует возрасту детей