КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЦКМ "Перелётные птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширять представления о перелетных птицах, об их внешнем виде, и образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

(формирование целостной картины мира) для детей старшего возраста с ОНР по теме

«Перелётные птицы»

Составитель: Байкалова Н.В.

Задачи

Образовательная область «Познание развитие»

Продолжать формировать элементарные представления о времени: периодичности,  последовательности, времён года, месяцев года.

Расширять представления о перелетных птицах, об их внешнем виде, и образе жизни.

Развивать внимание, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),   память.

Образовательная область «Речевое развитие» 

Активизировать и уточнить  словарный запас по теме «Весна», «Перелётные птицы».

Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами:  потому что, когда, что.

Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, участвовать в диалоге, совершенствовать объяснительную речь детей.

Пополнить литературный багаж детей  пословицами, загадками.

Развивать самостоятельность в общении со взрослыми при решении игровых задач, желание задавать вопросы.

  Образовательная область « Социально -коммуникация»

 

 Воспитывать чувства эмпатии (желание помочь птицам) 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать умение  чувствовать красоту поэтического слова.

Образовательная область «Физическое развитие» 

Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей посредством проведения физминутки, индивидуального подхода к детям.

Методы и  приёмы: художественное слово, беседа,  вопросы, мультимедийная презентация,  объяснение, напоминание, пояснение,  сравнение, дополнения, физминутка, д/и, упражнения, поощрение.

Оборудование:Ноутбук, флэш - носители, мяч, указка.

Ход НОД

Оргмомент.

1. Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова “Весна”:

Весна приходит за зимой,

Тепло приносит нам с тобой.

Приносит небо голубое,

Сосульки, песни ручейка,

Проталины и первоцветы,

И таянье на речках льда.

Птиц перелётных новоселье

И насекомых звонкий рой,

Конец медвежьей зимней спячки

Приносит  в лес весна с собой.

Педагог.  Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? 

Дети. В стихотворении говориться о весне.

 Педагог. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? 

Дети. Хорошее, веселое, радостное и т.д.

Педагог. О каких приметах весны в нем говорится?

Дети. Тает лёд, прилетают птицы,…

Педагог. Как называют  птиц, которые прилетают из теплых краев? 

Дети. Птиц,  которые прилетают из теплых краев называют -  перелетные.

Педагог. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а отгадки будут появляться на экране.

2. Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач.) 

                                                                                                                 Слайд: 2-3

Грачи-  сильные, крупные птицы. В народе говорят: «Грачи весну открыли», потому что они самые первые прилетают из теплых стран. Грач весной прилетает рано, еще лежит снег на полях. Грачи всеядны, питаются червями и личинками насекомых которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существуют очень долго даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3-7 яиц. Птенцы появляются через 16-20 дней. Вылет грачат из гнезда происходит через 30 дней.

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

                                                                                                                    Слайд: 4

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка летает быстро, но не умеет лазать по деревьям. Кукушка не вьет своего гнезда. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц, после чего сразу улетает на юг (еще летом). Хозяева обнаруживают подмену в очень редких случаях. Птенцы появляются на 12-13 день. Птенец кукушки выбрасывает из гнезда яйца или новорожденных птенцов птицы-хозяина. Широко открывая свой ярко окрашенный оранжевый рот, птенец постоянно требует еды, поэтому родители просто игнорируют упавших птенцов. Птенец кукушки быстро растёт. На 20—22 сутки он покидает гнездо, в два-три раза превосходя своих родителей по размеру. Родители докармливают птенца ещё 2—3 недели. Кукушка питается крупными мохнатыми гусеницами дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы.

Отгадайте следующую загадку.

3. Лепит домик под окном из травы и глины.  (Ласточка).                                                                                                                   Слайд: 5-6

Ласточки- не умеют ходить по земле, они могут только летать. На лету они ловят мушек и даже пьют, пролетая низко над водой. Народная примета гласит, что если ласточки летают низко – быть дождю. Так и есть, перед дождем насекомые начинают летать ниже, ближе к земле. Ласточки не боятся человека и строят свои гнезда под крышей домов, под окнами. Они строят гнезда из комочков глины и тоненьких веточек. Их прочные гнезда могут прослужить несколько лет. Птенцов выводят два раза в год и спасают людей от нападения разных вредных насекомых. Ласточка Деревенские ласточки Прилетают около середины мая и приступают к постройка гнезда и откладыванию яиц. Насиживание продолжается 12-13 суток, выкармливание птенцов - около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Массовый отлет проходит в сентябре. Пение деревенских ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Ведут общественный образ жизни, собираясь в большие группы и вместе усаживаясь на провода и другие возвышения. Они гнездятся большими колониями. Питаются деревенские ласточки насекомыми: мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые. Большинство жертв они ловят в полёте, и на лету способны кормить своих питомцев.

4. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. (Аист.)

       Слайд: 7-8

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги. Аист Аисты гнездятся поблизости с человеческим жильём: на деревьях, крышах домов , на опорах высоковольтных линий, на фабричных трубах. ,устраивая там из веток огромное гнездо. Одно гнездо служит аистам несколько лет. Яйца -2-5 пара насиживает вместе, около 33 дней. Самец делает это днём, самка — ночью. Первое время птенцов кормят дождевыми червями. Взрослые птицы зорко следят за своими птенцами, выбрасывая из гнезда всех слабых и больных. Вылетают из гнезда на 54—55 день, под присмотром родителей. Ещё 14—18 дней их кормят родители. Ночуют молодые в гнезде, днём же совершенствуют мастерство полёта. Взрослые питаются лягушками, жабами, крупными кузнечиками , дождевыми червями, майскими жуками, медведками, больной или дохлой мелкой рыбой, ящерицами, мышами, крысами, кротами.

Следующая загадка.

5. Красивая птица с блестящим черным опереньем. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. (Скворец.)

Слайд: 9-10

Скворец – красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей. Скворец Весной первыми прилетают самцы, которые тут же начинают искать себе место для будущего гнезда - дупло, отверстие в стене дома или скворечник. Самки прибывают спустя несколько дней, и пары приступают к обустройству гнезда. Строят гнездо оба родителя, в качестве подстилки используются сухие веточки деревьев, корешки, стебли, листья, шерсть и перья других птиц. Обычно кладка состоит из 4-6 светло-голубых яиц без крапинок. Насиживает в основном самка, самец лишь изредка заменяет её на время. Птенцы появляются через 11-13 дней. Добычей корма для птенцов занимаются как самец, так и самка, причём на его поиски они улетают одновременно, оставляя птенцов в гнезде одних. В первое время родители кормят птенцов мягкой пищей, но по мере роста приносят им и более жёстких насекомых: кузнечиков, жуков, крупных гусениц и улиток. Птенцы покидают гнездо через 21-23

6. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни и полет вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

Слайд:11- 12

Жаворонки- едят насекомых и хлебные зерна, семена, пьют росу с листьев. Зимуют жаворонки в Индии и почти самыми первыми возвращаются на родину. Гнезда вьют в ямках на земле из сухой травы и перьев. Перья подбирают такого же цвета, как земля, поэтому очень трудно разглядеть гнезда жаворонков. Во время полета очень хорошо и красиво поют. По народной примете, если жаворонка не слышно, значит, будет дождь.

Может плавать и нырять, в небе высоко летать.    (Утка)

 Слайд: 13-14

    Перья этих птиц покрыты особым жиром и не смачиваются водой. Утка наносит и распределяет жировой секрет из основания хвостовых перьев по всему телу. Утки ходят вразвалочку из-за того, что имеют короткие широко расставленные лапы,  для того чтобы шагать, им приходится переваливаться всем телом. Утка кряква Кормится растительной пищей: ряской, роголистником , насекомыми, моллюсками, мелкой рыбой, ракообразными, головастиками, даже лягушками Откладывает яйца от 9 до 13. штук. Время насиживания 22—29 дней. Все птенцы вылупляются почти одновременно . Они уже способны передвигаться по суше, плавать и нырять. Ныряют птенцы хорошо и постоянно пользуются этим приёмом, спасаясь от хищников. Птенцы кормятся самостоятельно. Вначале они питаются только мелкими насекомыми и пауками, Примерно в 50-дневном возрасте птенцы начинают уже взлетать, а к 56—60 дням полностью встают на крыло.Птенцы остаются с самкой 7—8 недель.

7. Голосистее, нежней, кто же это? (Соловей.)

   Слайд: 15-16

Соловей - символ таланта, отличных певческих способностей. Прилетает в начале мая сразу со звонкой трелью, а улетает зимовать в Африку в сентябре.

Соловьи могут вить гнезда рядом с жильем людей и, если им понравится соседство, то каждый год птицы будут возвращаться на своё место, а не выбирать новое, как большинство перелетных птиц. Соловей обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.

–Молодцы!  Правильно вы отгадали все загадки.

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

З. Упражнение “Отгадай и присядь”.

Воспитатель приглашает детей на ковер.

– Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

– Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв.)

– У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине.)

5. Игра с мячом “Назови детеныша”.

Я буду бросать  мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

– Грач (грачонок – грачата).
– Скворец (скворчонок – скворчата).
– Кукушка (кукушонок – кукушата).
– Аист (аистенок – аистята).
– Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).

6. Упражнение “Угадай и назови” (поиск соответствующего понятия).

– Какие птицы подражают пению других? (Скворцы.)
– У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста.)
– Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы.)
– Какие птицы не вьют себе гнезда? (Кукушка.)
– Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач.)
– Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки.)

7. Рефлексия (Оценка работы детей.) Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелетных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимующие и перелётные птицы"

Целью  данного конспекта занятия является формирование представлений о перелётных и зимующих птицах на примере  птиц Белгородской области....

Конспект занятия по коммуникации "Перелётные птицы"

Конспект занятия по коммуникации "Перелётные птицы"...

Конспект занятия на тему «Перелётные птицы».

Данная НОД направлена на создание условий для закрепления  и расширения знаний детей о перелетных птицах.В процессе реализации данной деятельности мы активизируем словарь по теме «Пере...

Конспект ООД по ФЦКМ «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)...

Конспект занятия на тему: "Перелётные птицы".

Совместная деятельность поможет сформировать представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц....

Конспект занятия по лепке перелётные птицы

Конспект занятия по лепке перелётные птицы...

Конспект занятия по аппликации "Перелётные птицы" в подготовительной группе

Конспект занятия по аппликации "Перелётные птицы". Работа с бумагой...