Конспект занятия "Зимующие и перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Фролова Татьяна Сергеевна

Целью  данного конспекта занятия является формирование представлений о перелётных и зимующих птицах на примере  птиц Белгородской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_i_perelyotnye_ptitsy.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в средней группе

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

(образовательная область – познавательное развитие:

ознакомление с окружающим миром)

Место в плане – первое полугодие

Автор: Фролова Татьяна Сергеевна, воспитатель

Цель: формировать представление о перелётных и зимующих птицах на примере  птиц Белгородской области.

Задачи:

- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, объяснять  их различие по существенному признаку (возможность удовлетворения потребности в пище);

- углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли);

- сформировать представление и закрепить классификацию птиц на примере зимующих (ворона, воробей, синица) и перелётных (ласточка, утка, скворец);

- формировать у детей умение описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;

- обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие;

- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;

- коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование: перчаточная кукла «Каркуша», ноутбук, презентация «Зимующие и перелетные птицы», магнитная доска, переносные картинки зимующих и перелётных птиц (по количеству детей в группе), загадки про птиц, кормушки из картонных упаковок, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала. 

Предварительная подготовка: изготовление кормушек родителями, составление презентации

Методические приемы:

- ИКТ

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, чтение стихотворения);

- игровые (игровые ситуации);

- наглядные (демонстрация изображений птиц).

Структура  НОД:

1.Вводная часть.

- Ребята, посмотрите, кто к нам залетел в окно? (на руке воспитателя перчаточная кукла «Каркуша»). Узнаете? (ответы детей)

Правильно, ребята, это наша замечательная Каркуша! Птица из передачи «Спокойной ночи, малыши!» Каркуша у нас ворона! А каких птиц вы еще знаете? (Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением зимующих и перелётных птиц - презентация).

Вопросы:

- Какие из этих птиц вам знакомы?

- Ребята, каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы)

- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, осёдлые)

- Каких птиц не видно в последнее время? (Ласточки, скворцы, утки)

- Как вы думаете, куда исчезли эти птицы? (Улетели в тёплые края)

- А как могут называться птицы, которые улетают от нас на зиму, перелетают в другие края? (Перелётные)

2. Основная часть (с демонстрацией презентации).

- Ребята, как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов). По почему холод для них страшен? У них ведь есть перья? (дети, как правило, затрудняются ответить, воспитатель направляет детей).

- Вспомните, чем питаются птицы? А что происходит с питанием зимой?       (Воспитатель поясняет, что зимой спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. к. убран урожай в садах и на полях.  Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы)

- Ребята, перелётные птицы не умеют делать себе запасы корма на зиму и добывать его в из-под снега. Летом тепло, корма много, вот они и живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? (заслушиваются ответы детей) Правильно, эти птицы не боятся морозов и умеют добывать еду зимой. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают семена растений, шишки. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

Физкультминутка:

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовим птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

- А  сейчас мы с вами, ребята, поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?»

(на магнитной доске картинки с изображением птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель поочередно убирает одну из картинок и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»)

- Ребята, как вы думаете, легко добывать птицам корм зимой?  (заслушиваются ответы  детей). Зимой много снега, очень холодно, часто бывают метели. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (заслушиваются ответы детей)

- Правильно, ребята, мы можем подкормить птиц. Для этого нужны кормушки, которые уже сделали ваши папы. А мамы могут помочь приготовить еду для птиц. Чем питаются птицы, как вы думаете? Правильно, для подкормки птиц пригодны семена различных растений - подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несолёного сала.

Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим эти кормушки  и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

- Сейчас мы с вами снова поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту из них, которую вы хорошо знаете  (Дети подходят и выбирают). Теперь представьте, что наша магнитная доска – это кормушка.

- Я сейчас буду читать стихотворение, а вы, услышав название вашей птицы, должны помочь ей «прилететь» на  «кормушку»  (дети размещают изображения птиц на магнитную доску - кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь накормился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

- Молодцы, ребята, мы покормили всех зимующих птиц.

Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица:

  1. Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает (Воробей)

  1. В красной шапке расшитой,

В чёрненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук- тук- тук, да тра-та-та! (Дятел)

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это-…(снегири)

  1. На шесте дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его…(скворец)

  1. Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам – враг. (Грач)

  1. Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)

- Итак, ребята, мы с вами на занятии говорили о птицах. Что нового вы узнали? Правильно, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелетные.

- Что наша Каркуша расскажет своим друзьям – птицам? Каркуша расскажет, что наши дети птиц будут любить, кормить, а они будут еще лучше петь и защищать наш огород, сад от вредных  насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы по ФГТ конспект Пришла весна перелётные птицы.

Планы по изобразительной деятельности по ФГТ:1. Букет для мамы.2. Веточка мимозы.3. Женские профессии....

Конспект НОД "Возвращение перелётных птиц" в подготовительной логопедической группе в рамках ОО "Познание".

Занятие полностью посвящено птицам. Учим детей составлять и решать арифметические задачи. Записывать арифметические выражения.Развиваем способность к моделированию пространственных отношений между объ...

конспект занятия "возвращение перелётных птиц"

Цель: Закрепить  знания детей о весне и перелетных птицах.Образовательные задачи: Закрепить представления детей о весне, о приметах весны.   Закреплять  знания детей о перелетных п...

Конспект ОД «Возвращение перелётных птиц» в подготовительной группе

   Цель: формирование элементарных представлений о жизни птиц в весенний период.Задачи:уточнить и расширить представления о весне и перелетных птицах, об их жизни в вес...

Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»...

Конспект НОД "Летят перелётные птицы"

Конспект НОД для детей второй младшей группы...

Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы»

Задачи: Образовательные: Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином&raqu...