Конспект ООД по ФЦКМ «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perelyotnye_ptitsy.docx | 481.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка».
Конспект ООД
по ФЦКМ «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе
Составила: воспитатель Андреенкова Е. М.
г. Гагарин.
2020г.
Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
Задачи:
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой);
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Предварительная работа: чтение рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка», чтение рассказов о перелётных птицах, изготовление детьми лебедей, изготовление демонстрационных картинок «Перелётные птицы», экскурсия к реке.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», озеро с лебедями; небо, нарисованное на ватмане; картинки «Строй перелётных птиц».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают,улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Воспитатель. Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети. Перелётные.
Воспитатель. Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.
2. Фронтальная беседа:
Воспитатель: В природе существует большое разнообразии птиц. Где мы можем встретить птиц?
Дети. (Делают предположения)
Воспитатель. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (перьями). А зачем птицам перья?
Дети. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Воспитатель. Как называются домики, в которых живут птицы?
Дети . Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек.
Воспитатель. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. А почему птицам нечего стало есть?
Дети. Потому что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель. А как называются птицы, которые едят насекомых?
Дети. Насекомоядные.
Воспитатель. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Воспитатель. (выставляю картинки на доску) Какой клюв у этих птиц?
Дети. Прямой, удлиненный, заострённый.
Воспитатель. А почему у насекомоядных птиц такой клюв?
Дети. Чтобы удобнее было ловить насекомых.
Воспитатель. Ребята, послушайте, что о себе говорит трясогузка.
Ребёнок в шапочке трясогузки. Я – трясогузка, одна из самых полезных птиц. Я уничтожаю мух, комаров, за которыми ловко гоняюсь в воздухе. Большую пользу я приношу в огороде, где быстро бегаю по грядкам и склёвываю с земли и растений насекомых. Я - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, я ежеминутно помахиваю своим длинным хвостиком.
Воспитатель. Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Почему?
Дети. Да. Можно.
3. Рассказ воспитателя.
Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему их так называют?
Как вы думаете, почему водоплавающие птицы улетают последние? Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Воспитатель. А как называются птицы, которые не улетают в тёплые края?
Дети. Зимующие.
4.Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу – дети приседают на корточки.
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают в тёплые страны? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (показ картинки), цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу (показ картинки), утки, гаги, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало(показ картинки). А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
5. Метод сторителлинг.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, все ли птицы улетели в тёплые страны? Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный лес. (Дети образуют круг, идут друг за другом и выполняют движения)
В лес гулять мы пойдём (шагаем)
Вброд ручей перейдём (высоко поднимаем колени)
Небывалой высоты у ручья растут кусты(руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам, что же лес подарит нам? (поворачиваем головы в стороны)
Наклонись, возьми рябинку, положи её в корзинку. (наклоны)
Крепкий маленький грибок мы положим в кузовок. (приседаем)
Воспитатель. Ребята, что-то никого не видно, а давайте скажем волшебные слова.
Дети. Су-су-су - живёт лиса в лесу. Сы - сы - сы- не боюсь я злой лисы. Са -са-са- появляйтесь чудеса. (На дереве сидит сорока)
Воспитатель. А вот – сорока. Но эта сорока необычная, дело в том, что она моя старая знакомая. Я живу недалеко от леса, и однажды зимой в сильный мороз прилетела сорока, села на забор и застрекотала. Я у неё спросила: «Что тебе надо, сорока?». А она говорит: «Можно зёрнышек поклевать с кормушки?» Клюй, говорю я, только осторожно, не обижай синичек! С тех пор она часто ко мне прилетает полакомиться, и всякий раз рассказывает о лесных новостях. А вот о чём она мне поведала вчера. В лесу, где она живёт, есть озеро, там плавают лебеди. Им пора лететь в тёплые края, но они не хотят улетать, не попрощавшись с вами. Ребята, хотите попрощаться с лебедями?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда скажем волшебные слова. (Дети повторяют слова, появляется озеро с лебедями, которых дети сделали сами).
Воспитатель: Ребята, какие красивые лебеди, а почему вода в озере стала такая тёмная?
Дети: ( делают предположения).
Воспитатель. Да, наступила поздняя осень, утренники стали холодными, холодный осенний ветер срывает последние листья с деревьев, вода в реках и озёрах потемнела, вот-вот покроется льдом, поэтому лебедям пора улетать. Но прежде чем попрощаться с птицами, давайте с вами вспомним, какие из них уже улетели и поиграем в игру «Кто улетел?»
6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль.
Воспитатель. А сейчас, ребята, пора прощаться. Давайте лебедям поможем подняться в небо, только вспомним, каким строем летят эти красивые птицы (клином). Как называется птица, которая летит первая? (Дети прикрепляют птиц на небо, нарисованное на ватмане). Ребята, дорога будет дальняя и трудная несколько дней и ночей понадобится птицам, чтобы долететь до юга. Что мы пожелаем лебедям?
Дети. Хорошего доброго вам пути, мы вас будем ждать весной, поскорее возвращайтесь! (машут руками)
Воспитатель. Ребята, не грустите, ведь скоро, 12 ноября, синичкин день, к нам возвращаются из леса на зимовку синички и другие зимующие птицы. У нас появится новая забота, какая? Как мы их можем встретить?
Дети. Повесить кормушки и положить туда зёрнышки.
Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы.
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы...
Проект "Перелётные птицы в подготовительной к школе группе с детьми ОВЗ"
Психические процессы детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от протекания психических процессов детей, развивающихся нормально. У детей с ЗПР внимание - краткосрочное; память недолго...
Проект развивающей предметно- пространственной среды По теме: «Перелётные птицы осенью» (подготовительная к школе группа)
Настоящий проект позволит закрепить у детей умение узнавать и называть перелетных птиц, систематизировать и расширить знания о птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц ...
Конспект ОД По ФЦКМ «История рукавички» В подготовительной к школе группе По мотивам стихотворения Ф. Яруллина «Бияләй»
Познакомить детей с историей появления варежки в старину, с прошлыми предметами, которые не встречаются в обиходе. Побудить к пониманию их назначения, функции для жизни человека. Вызвать интерес...
Авторское занятие по формированию элементарных математических представлений "Праздник перелётных птиц" в подготовительной к школе группе.
Данное занятие ориентированно на формирование математических представлений детей подготовительной к школе группы на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи...
Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы" для подготовительной к школе группы
Данная статья была опубликована в сборнике методических материалов ОГУ им. И.С. Тургенева, Институте педагогики и психологии "Педагогическая палитра"...
План-конспект НОД на тему «Перелетные птицы » в подготовительной к школе группе компенси-рующей направленности
Познакомить детей с понятием «перелетные птицы» Воспитывать у детей...