Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме: «Удивительные жидкости. Растворы. Эмульсии» и «лава-лампа».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Харчевникова Нина Анатольевна

Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, пищевые красители, , сода, лимонная кислота, сахарный сироп).

• Закрепить способы наблюдения: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

        Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, поощрять выражение собственного мнения и умения отстаивать вою точку зрения.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность во время работы в детской лаборатории. Умение работать в парах.

• Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

 • Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

 • Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

     Образовательная область «Речевое развитие»:

 • Пополнить словарный запас детей новыми словами (терминами): эмульсия, раствор, кислота, частица, гидрофобный, водоотталкивающий, реакция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_zhidkosti._konspekt.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад "Аленький цветочек" г. Надыма»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской  деятельности по теме: «Удивительные жидкости. Растворы. Эмульсии» и «лава-лампа».

Подготовила: Харчевникова Н. А.

воспитатель

г. Надым, 2022 г.

     Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, пищевые красители, , сода, лимонная кислота, сахарный сироп).

• Закрепить способы наблюдения: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

        Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, поощрять выражение собственного мнения и умения отстаивать вою точку зрения.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность во время работы в детской лаборатории. Умение работать в парах.

• Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

 • Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

 • Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

     Образовательная область «Речевое развитие»:

 • Пополнить словарный запас детей новыми словами (терминами): эмульсия, раствор, кислота, частица, гидрофобный, водоотталкивающий, реакция.

    Материал и оборудование для опытов: На каждую пару детей: 5 емкостей, 2 ложка, 2 пипетки,  растительное масло, сахарный сироп, вода, лимонная кислота, сода.

Ход эксперимента.

   Воспитатель: Доброе утро ребята! Какие вы красивые, я вижу у вас у всех отличное настроение! Как же хочется услышать как можно больше пожеланий в этот замечательный день. И в этом нам поможет игра. Пока я говорю слова, нужно передавать мячи друг другу. Как только я остановлюсь, тот у кого остался в руках мяч говорит пожелание.

Играем 2-3 раза.

   Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы подробно изучили свойства воды и сделали выводы. Выводы мы занесли в интеллектуальную карту., которая осталась не завершенной.  Сегодня мы  продолжим исследовать  другие жидкости в нашей лаборатории, делать выводы и на основании их заполним интеллектуальную карту.  

   Но прежде, чем приступить к работе вспомним правила поведения в лаборатории: Дети сами называют правила

1. Ничего не трогать без разрешения старших.

3. Ничего не нюхать, а если это необходимо поднести посуду с веществом недалеко от носа и махнуть ладонью по направлению к себе.

4. Не шуметь в лаборатории.

5. Ни чего не пробовать на вкус.

Воспитатель: Ребята, вы готовы стать юными учеными? Да

                        -Тогда проходим на свои места.

Воспитатель:   Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. Существуют жидкости, которые легко смешиваются с водой, не оставляя, осадка. Иначе говоря, растворяются в воде без остатка. Такие смеси называют – растворами. 

      Существуют жидкости, которые не смешиваются с водой, а остаются на поверхности воды отдельным слоем. Такие смеси называют «эмульсии». Эти жидкости как бы отталкивают от себя воду, именно из-за этого эти жидкости получили название - «водоотталкивающие» или «гидрофобные». К таким жидкостям относят масла. В нашем случае обычное растительное масло. Таким образом в ходе опытов вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем.

Опыт № 1..

Ребята посмотрите внимательно на свое рабочее место. Рядом с веществами лежат схемы-подсказки. Вам нужно ознакомиться с Схемой №1, обсудить с коллегой по работе ход опыта и решить между собой кто будет ответственным за схему, а кто за выполнение алгоритма действий.  

Даю время на размышление.

Дети выполняют опыт по схеме.

(1. Понадобится вода и растительное масло.

2. Чтобы лучше различать их по цвету, подкрасим воду в стакане наполненным заранее.

3. Добавить пипеткой в воду растительное масло 5 капель.)

Воспитатель: Что происходит с жидкостями, они смешиваются или нет? Ответы детей: они не смешиваются.

Воспитатель: А теперь размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешались ли вода и масло?

Ответы детей: вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, жидкости разделяются.

Воспитатель: (дополняет вывод детей) Слой масла находится над поверхностью воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются между собой, называют - эмульсия.

Опыт №2. 

Воспитатель: Вам нужно ознакомиться с Схемой №2, обсудить с коллегой по работе ход опыта и решить между собой кто будет ответственным за схему, а кто за выполнение алгоритма действий.  

Даю время на размышление.

Дети выполняют опыт по схеме.

(1. Взять емкость с водой.

2. Взять емкость с сахарным сиропом и добавить в воду 7 капель.

Воспитатель: Посмотрите, что происходит с сахарным сиропом?

Ответы детей: (Его не видно в воде, значит он растворился). 

Воспитатель: Вылейте весь сахарный сироп и размешайте ложкой. Смешивается ли он с водой?

Ответы детей: (Да, смешивается и растворяется в воде). 

Воспитатель дополняет: сироп разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь не имеет осадка и называется раствором.

Опыт №3. Жидкости по-разному реагируют на смешивание, в этом мы сейчас убедимся, выполнив 3 опыт. Вам нужно ознакомиться с Схемой №3, обсудить с коллегой по работе ход опыта и решить между собой кто будет ответственным за схему, а кто за выполнение алгоритма действий.

Даю время на размышление.

Дети выполняют опыт по схеме.

(1. Берем стакан воды, окрашиваем 3 каплями пищевого красителя.

2. Добавляем растительное масло полностью (за ранее приготовленное в емкости)

3. В полученную эмульсию добавляем 1 ложку пищевой соды.

4. Добавляем 1 ложку лимонной кислоты.

Воспитатель: Что произошло с раствором?

Ответы детей: (раствор зашипел и стал «булькать» (это какой - то вулкан в воде…)

Воспитатель: Произошла реакция при смешивание двух жидкостей с кислотой (лимонная кислота) и щелочью (пищевой содой) с выделением газа. Мы все могли наблюдать, как пузырьки газа поднимались вверх и поднимали с собой немного жидкости в слой растительного масла. Так бывает, когда кислотность одного вещества большая, а у другого ее нет совсем.

- Ребята, вы догадались, что у вас получилось в результате опыта? Лава-лампа.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, чем же мы с вами сегодня занимались?

С какими новыми словами мы познакомились?

Что происходит при соединении щелочи и кислоты?

Что за вещества скрывались под хитрыми названиями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"

Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...

Конспект итогового интегрированного тематического мероприятия по теме «Удивительные места нашей планеты» для старшей группы. «Гостеприимный северный полюс»

Закрепление материала о животных Севера, применение полученных знаний в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект НОД "Придумывание детьми сказок на тему: «Удивительные приключения сказочных героев»

Сочинение детьми сказок с использованием метода моделирования....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительные свойства воды» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цели: формирование экологической культуры детей;воспитание бережного отношения к воде.Задачи:образовательные:познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;совершен...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Удивительные секреты воды»

Развитие познавательной активности детей, через опытно экспериментальную деятельность....