Конспект НОД по экспериментальной деятельности На тему «Удивительные камни» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_o_kamnyah.docx | 25.65 КБ |
tsirk.docx | 351.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности
На тему «Удивительные камни»
в подготовительной к школе группе «Теремок»
Подготовила и провела воспитатель: Потапова М.М
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
- Обобщить знания детей о жизни первобытных людей;
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
- Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств; развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание, связную речь; логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Материал:
Камни, подносы для детей, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования, сундучок с камнями для изучения, салфетки, изделия из камней, шапка ученого;
Выставка картинок с изображением природных камней.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, художественное слово.
- Наглядные: показ слайдов, иллюстрации, шкатулка с камнями.
- Практические: подвижная игра , исследование предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: первобытный, ученый, жесткий, плотный, шершавый.
Индивидуальная работа: Вызвать желание у малоактивных детей отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности
Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада.
Ход занятия
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель загадывает загадку
В сережках у мамы огнем он горит;
В пыли на дороге не нужным лежит,
Меняет он форму .меняет он цвет,
А в стройке годится тысячу лет.
Он может быть мелким ,в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадает?
Кто этот предмет по приметам узнает?
Дети (камни)
Воспитатель : Вот сегодня на занятии , мы узнаем много интересного о камнях и его свойствах. А сейчас закройте глаза мы отправляемся с вами в далекое путешествие .( музыка)
Мы с вами оказались у первобытных людей.
1 слайд - Эволюция человека .
2 слайд - Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
3 слайд - Давным-давно люди выглядели совсем по другому. Они были похожи на обезьян.
4 и 5 слайд - Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек, в каменных пещерах.
6 слайд - Все люди, звери и птицы очень боялись огня. Но люди поняли, что огонь даёт тепло и мясо запечённое в углях вкуснее (Добыча огня)
7 слайд - Охотиться они ещё не могли, поэтому они отбирали добычу у хищных животных, и использовали для этого палки и дубинки.
8 ,9,10 слайд - Для успеха в охоте люди шли на хитрость - они гнали стада животных к обрыву, или к ловушке-яме, которая была искусно замаскирована. На дне ямы находились врытые колья. Зверь, падая вниз попадал на них, а охотники добивали его камнями.
11,12 слайд - Охота шла, как правило, на крупного зверя: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок.
13,14 слайд - Древнейшие орудия труда. Умели изготовлять простейшие орудия труда из камня. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда. 151551551
15 слайд - Прошло много лет и люди научились охотиться и делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда.
16 слайд - Даже самые умные животные не способны придумать орудия труда. Только люди умели заострять камни, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.
17,18 слайд - Собирательство и охота. Собирательство – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством.
19 слайд - Кроме мяса люди употребляли в пищу зерна дикорастущего ячменя и пшеницы. Но когда люди заметили, что упавшие за землю зерна дают всходы, они стали сеять зерно.
20 слайд - Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку.
21 – 22 слайд - Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда. Посуду делали из глины и обжигали в каменных печах.
Воспитатель : Вот мы побывали с вами в каменном веке, узнали как жили древнее люди и как им помогали камни,
А сейчас поиграем «Физкультминутка»
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель: Я прошу вас удобно садиться за столы.
Сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе коробочки с камушками.. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Звук.
Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент.. Закроем камушки в коробочке , крышкой и погремим. На что это похоже?
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 8. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Нам нужен самый главный ученый ! Давай вспомни и расскажи нам ,о камнях и их свойствах. (Ответ ребенка)
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
- Камни являются очень прочным строительным материалом.
- Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения.
(показ ювелирных украшений )
Ребята! Наше занятие подошло к концу. Но, вам домашнее задание , найти большой камень и разрисовать его и потом , мы сделаем выставку камней. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго.
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Коллективная аппликация на тему: «Цирковое представление»
Подготовительная группа « Теремок»
Подготовила и провела воспитатель: Потапова Марина Михайловна
Цель: закреплять знания и умения в разных видах аппликации.
Задачи:
ОЗ: Учить составлять композицию; упражнять в умении намазывать части изображения клеем, начиная с середины; использовать бросовый материал (ткань, нитки, салфетки)
РЗ: Развивать эстетическое восприятие.
ВЗ: Учить помогать друг другу, создавать сюжетную аппликацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность на тему "Значение воздуха" в подготовительной к школе группе
исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Значение воздуха"...
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка»...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы.
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы...
Экспериментальная деятельность педагогов и родителей с воспитанниками подготовительной к школе группы (фотоотчеты)
Данная папка содержит фотоотчеты по экспериментальной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Огнедышащие горы» в подготовительной к школе группе.
Знакомство детей с природным явлением - извержение вулкана....
Конспект по экспериментальной деятельности «В гости к Архимеду» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Программные задачи:1.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.2.Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.3.Закрепить знания детей о свойствах воды....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Удивительная глина» в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" разработан для детей подготовительной к школе группы с целью обобщения и расширения представлений детей о свойствах природны...