Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Строение растения".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_rasteniya.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12
г. Пласт
Конспект непрерывно – образовательной деятельности:
«Строение растений».
Составила:
воспитатель
высшей категории
Сагдиева О.А.
Цели:
Образовательные
- Обобщить представление детей о многообразии растений, о связи живой и неживой природы,
- Упражнять в различии и назывании растений и их частей, выяснить значимость каждой части растения.
- Уточнить представления о пользе растений
- Расширить словарь детей в соответствующей их возрасту степени обобщения (классификация растений), пользоваться в речи простыми и сложными предложениями,
Воспитательные.
- Воспитывать у детей желание заботиться о природе,
- Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, развивать умение работать в коллективе,
- Поддерживать у детей интерес к растениям (без растений нет жизни на земле),
Развивающие
- Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
- Активизация и обогащение словаря.
Материал:
- Большой экран, слайды (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
- Картинки с изображением частей растений
- Посадочный материал, горшочки с землей, клеенки, фартуки
- Игровой персонаж – старичок Лесовичок
- Рабочие тетради, карандаши по количеству детей
Предварительная работа
Заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, цветах, кустарниках, живой и неживой природе, наблюдения за деревьями и кустарниками на участке д/сада, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Вносится посылка (садовая земля) и письмо от Старичка Лесовичка.
СЛАЙД 1
(Читается письмо)
СЛАЙД 2
-Что нужно сделать, чтобы встретиться со Старичком Лесовичком? (посадить в группе растения).
Мы обязательно посадим сегодня растения, но сначала повторим все, что о них знаем.
Отгадывание загадок (на экране появляются картинки - отгадки)
а) Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май сережки дарит ей (берёза)
СЛАЙД 3
б) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок (дуб)
СЛАЙД 4
-По каким признакам вы узнали, что это дуб?
-Какие у него плоды?
-Кто питается его плодами?
в) В лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички (ромашка)
СЛАЙД 5
г) Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
СЛАЙД 6
д) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Осень любит бусы эти,
Дети, птицы и медведи (малина)
СЛАЙД 7
е) На сучках висят шары,
Посинели от жары (слива).
СЛАЙД 8
-Назовите все то, что отгадали одним словом (растения).
-Растения -это живая или неживая природа?
-Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).
-Сегодня мы будем разговаривать о части живой природы - растениях.
Воспитатель читает наизусть стихотворение Б. Заходера.
СЛАЙД 9
Не спеша, растут деревья,
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят -
Им ведь нужно так немного –
Свет, Земля,
Вода и ветер -
То, чего искать не надо,
То, что всем даётся даром.
А ещё деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной.
-Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)
-Что дает растениям Солнце? (свет и тепло)
-Солнце - это живая или неживая природа?
-Зачем нужна растениям Вода? (питание)
-Откуда растения берут воду? (Из почвы)
-Значит, растения связаны с почвой и водой.
-А для чего растениям ветер? (размножение)
-Вода и ветер - это живая или неживая природа?
-Живым растениям необходимы: Солнце, Вода, Почва, Ветер
СЛАЙД 10
МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ?
Физкультминутка
Этюд «Мы – деревья»
Мы – деревья, (дети покачиваются)
Наши ноги – корни, (руки опущены)
Тело – ствол большой и сильный. (проводят руками по телу снизу вверх)
Наши ветки ветер клонит. (покачивают из стороны в сторону поднятые вверх руки)
Пляшут ветви в небе синем. (быстро машут руками, встряхивают ими)
Виды растений.
Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) - это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.
а) травянистые, это травы .............
б) кустарниковые, это кусты ................
в) древесные, это деревья .................
Из каких частей состоит растение.
-Посмотрите на картинки. Какие виды растений вы видите? (кустарник, дерево и травянистое растение).
-Отгадайте загадки (на слайде – корень, ствол, листья, цветок, семена).
-Какой можно сделать вывод?
СЛАЙДА 12
-Все растения имеют одинаковое строение?
-Давайте вместе подумаем, зачем растению корни?
СЛАЙД 13
Рассказ дедушки-корня
Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.
Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.
Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.
Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.
(Составление цепочки, показывающей взаимосвязь всех частей растения)
-Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
-Для чего нужны листья? (листьями растение дышит)
-Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
ВЫВОД: все части растения важны.
СЛАЙД 14
-Семена каких растений вы видите?
СЛАЙД 16
-Какие надземные части растений вы увидели?
СЛАЙД 17
- Посмотрите, какими бывают корни растений.
-Где они находятся?
Закрепление:
Задание 1. Детям раздаются картинки.
-Соберитесь, пожалуйста, в три группы. В одной будут те, кому достались части растений, живущие над землей. В другой – те, у которых на картинках части растений, которые могут жить и над землей, и в земле. В третьей группе окажутся хозяева тех картинок, где изображены части растений, живущие только в земле.
Задание 2. Каждый ребенок собирает картинку из отдельных частей.
Д/И « Составь растение из отдельных частей».
Растения нужно беречь
СЛАЙД
Игра "Как бы вы поступили?"
1. Мальчик сделал острый меч
И давай кустарник сечь
Да кричать:
"Я здесь храбрец!"
Вопросы к детям.
-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?
-Чем отличается куст от дерева?
СЛАЙД
2. Посмотрите на Захарку,
Он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только:
Ну, зачем цветов рвать столько?
Вопросы к детям:
Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?
Вывод: Цветы рвать нельзя. Цветы должны расти на полянке.
СЛАЙД
3. Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
" Деревья не нужны".
Вопросы к детям:
-Нужны ли деревья людям?
-Какие деревья вы знаете?
-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?
-Зарисуйте в тетради строение растений. (Дети рисуют)
- А теперь мы посадим вот эту рассаду в группе. И, надеюсь, дождемся в гости Старичка – Лесовичка.
Дети с воспитателем сажают комнатные растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...
ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»
Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....
Высокое качество дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного
О необходимости включения в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...
Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком...