Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности "4 стихии"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Мастер-класс в увлекательной форме познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с 4 основными стихиями: вода, воздух, огонь и земля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_4_stihii.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«4 стихии природы»
Педагог приглашает ребят в круг.
П: Ребята, все воспитанные люди при встрече здороваются. Но просто сказать здравствуйте – это так скучно! Я предлагаю нам сейчас поздороваться со своими соседями справа и слева не совсем обычным способом. Так принято приветствовать друг друга в разных странах. Я буду называть страну и показывать принятый там способ приветствия. Это поможет нам немного познакомиться и поднять настроение!
Игра «Здравствуйте»
В Италии – горячо обнимаются;
В Бразилии – хлопают друг друга по плечу;
В Зимбабве – трутся спинами;
В Македонии – здороваются локтями;
В Никарагуа – плечами;
У австралийских аборигенов – тройное приветствие: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, толкнуть бедром;
В России – пожимают руку.
(Дети садятся на стульчики)
П: Мы с вами поприветствовали друг друга. А теперь настала пора нам познакомиться. Меня зовут Мария Николаевна, я руковожу творческим объединением «Занимательная наука». Такое название не случайно. На занятиях мы с ребятами учимся наблюдать, делать предположения и проверять их, а еще экспериментировать. Кто-нибудь из вас любит проводить эксперименты? Что это?
(Ответы детей) (Эксперимент – это научный опыт, в результате проведения которого мы обретаем знания о проверяемых явлениях.)
А вы хотели бы попробовать себя в роли настоящих экспериментаторов?
(Ответы детей)
Но любое дело нужно начинать в хорошем настроении, тем более такое сложное, как наука. Я сейчас проверю, готовы ли вы?
Игра «Тепловой фонтан»
Вижу у вас отличное настроение, пожалуй можно приступить к экспериментам. Однако сегодня вам придется не просто экспериментировать, а спасать планету. А для этого вы сами должны уметь соблюдать правила безопасности, проводя опыты!
Правила безопасности
Я сегодня получила очень тревожное письмо. И мне понадобиться ваша помощь. Поможете?
Письмо
Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам за помощью. Мои друзья – четыре стихии- поссорились, решили выяснить, кто из них важнее и сильнее. Их срочно нужно помирить, приручить и показать, что все они важны! Иначе случиться беда и мир погибнет. Посмотрите, что может произойти! Заранее благодарю вас. Ваша планета!!!
(Фильм о стихиях)
Так о каких стихиях идет речь? (земля, вода, огонь, воздух) в этот момент показываю и расставляю стаканы.
4 стихии (стакан с ростком, стакан с водой, пустой стакан, стакан со свечкой)
Итак, посмотрите, какие ужасные вещи творятся из-за спора, мы должны их помирить и доказать, что без кого-либо из них жизнь на планете невозможна.
Итак, отгадайте первую загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Правильно.
Итак, стихия воды заявляет, что она самая важная!!! Как вы думаете, это так?
Что хорошего? Что плохого?
Проведем несколько экспериментов!
Эксперимент № 1.
Давайте я вам покажу, как я научилась управлять водой! Какого цвета вода?
(ответы детей)
А теперь вы должны мне помочь. Какие волшебные заклинания вы знаете?
На счет три произносим заклинание. Заговариваем воду
Смешной фокус. Источник
Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в красную!
Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим красной акварельной краской.
Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.
В нужный момент встряхиваем банку с водой и..... о ЧУДО - вода становится цветной!
Может ли вода подниматься вверх? Проверим? Попробуем сами приручить стихию воды!!!
Эксперимент № 2
«Живая радуга»
Итак: Важна ли вода? Научились ли мы управлять стихией воды?
Следующая загадка:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
(Воздух)
Стихия воздуха утверждает – что она самая важная!
Как вы думаете, это так?
Что хорошего? Что плохого?
А что мы знаем о воздухе? Проведем несколько экспериментов!
(Педагог показывает пустой стакан). Что в этом стакане?
(ответы детей)
Этот стакан полон. Он заполнен воздухом. Проведем эксперимент
Эксперимент №3 Сухой из воды
Эксперимент № 4 Поймай воздух
Эксперимент 5 Воздух держит воду
Наполните стакан или банку водой. Накройте емкость кусочком картона или плотной бумаги.
Переверните банку, удерживая картон плотно прижатым к стеклу.
(Лучше это делать над раковиной)
Уберите руку, удерживающую картон.
Что происходит?
Вода остается в банке.
Почему это происходит?
Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон. Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.
Итог: Важен ли воздух? Научились ли мы управлять стихией воздуха?
Следующая загадка:
Дождик льет – она все пьет.
Все остальное – зеленеет и растет.
Ответ. Земля.
Стихия земли утверждает – что без нее все живое с нашей планеты исчезнет. Она самая важная!
Как вы думаете, это так?
Что хорошего? Что плохого?
А что мы знаем о почве? Проведем эксперимент!
Эксперимент 6. Есть ли в почве воздух?
(стаканы с водой, комочки почвы)
Наша земля – опора. Мы по ней ходим, строим города, дороги. Однако и она иногда может дрожать и трястись.
Эксперимент № 7 Мы с вами сейчас смоделируем землетрясение. (на ткани разложенной на полу строим город, ставим машины, а теперь каждый попробует взяться за свой край и потрясти. )
Итог: Важна ли земля, почва?
Последняя загадка:
Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьёт,
А если выпьет, то умрёт.
(Огонь)
К стихии огня мы относим и костер, и свечку, и молнию, и солнце! Для чего нам огонь?
Что хорошего? Что плохого?
А как вы думаете, можно ли удержать огонь в руках? Смогу ли я приручить стихию огня? Проверим
Эксперимент № 8 Огонь в руках
Итог: Важен ли огонь, тепло? Научились ли мы управлять стихией огня?
А теперь, давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная?
Правильно! Каждая стихия важна!
Очень важно, чтобы вода была чистой и прозрачной! (слайд 1)
Воздух свежим и чистым (слайд 2)
Земля была плодородной (слайд 3)
Огонь помогал и согревал (слайд 4)
Ведь все стихии важны для человека, без них он не сможет существовать! А чтобы природа служила человеку долгие годы, чтобы 4 стихии помогали нам - мы должны ее беречь!
Понравилось ли вам наше сегодняшнее прилючение?
А в награду за вашу помощь, я подарю вам капельку волшебства
Эксперимент «Волшебный цветочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Ознакомление со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и обмен педагогическим опытом по данной теме....
Мастер – класс для педагогов «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
Форма организации: Игра – экспериментЦель: Способствовать расширению кругозора детей, обогащать их жизненный опыт...
Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....
Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода"
Мастер-класс старшего воспитателя для воспитателей ДОУ по организации опытов и экспериментов с водой...
Конспект мастер-класса на тему: Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет
Конспект мастер класса по опытно экспериментальной деятельности для коллег. Тема : Космос-это просто....
Мастер-класс Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста
Мастер-класс Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста...
Мастер класс для педагогов Опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Опытно -эксперементальная деятельность...