Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности "4 стихии"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зайцева Мария Николаевна

Мастер-класс в увлекательной форме познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с 4 основными стихиями: вода, воздух, огонь и земля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_4_stihii.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«4 стихии природы»

Педагог приглашает ребят в круг.

П: Ребята, все воспитанные люди при встрече здороваются. Но просто сказать здравствуйте – это так скучно! Я предлагаю нам сейчас поздороваться со своими соседями справа и слева не совсем обычным способом. Так принято приветствовать друг друга в разных странах. Я буду называть страну и показывать принятый там способ приветствия. Это поможет нам немного познакомиться и поднять настроение!

Игра «Здравствуйте»

В Италии – горячо обнимаются;

В Бразилии – хлопают друг друга по плечу;

В Зимбабве – трутся спинами;

В Македонии – здороваются локтями;

В Никарагуа – плечами;

У австралийских аборигенов – тройное приветствие: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, толкнуть бедром;

В России – пожимают руку.

(Дети садятся на стульчики)

П: Мы с вами поприветствовали друг друга. А теперь настала пора нам познакомиться. Меня зовут Мария Николаевна, я руковожу творческим объединением «Занимательная наука». Такое название не случайно. На занятиях мы с ребятами учимся наблюдать, делать предположения и проверять их, а еще экспериментировать. Кто-нибудь из вас любит проводить эксперименты? Что это?

(Ответы детей) (Эксперимент – это научный опыт, в результате проведения которого мы обретаем знания о проверяемых явлениях.)

А вы хотели бы попробовать себя в роли настоящих экспериментаторов?

(Ответы детей)

Но любое дело нужно начинать в хорошем настроении, тем более такое сложное, как наука. Я сейчас проверю, готовы ли вы?

Игра «Тепловой фонтан»

Вижу у вас отличное настроение, пожалуй можно приступить к экспериментам. Однако сегодня вам придется не просто экспериментировать, а спасать планету. А для этого вы сами должны уметь соблюдать правила безопасности, проводя опыты!

Правила безопасности

Я сегодня получила очень тревожное письмо. И мне понадобиться ваша помощь. Поможете?

Письмо

Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам за помощью. Мои друзья – четыре стихии- поссорились, решили выяснить, кто из них важнее и сильнее. Их срочно нужно помирить, приручить и показать, что все они важны! Иначе случиться беда и мир погибнет. Посмотрите, что может произойти! Заранее благодарю вас. Ваша планета!!!

(Фильм о стихиях)

Так о каких стихиях идет речь? (земля, вода, огонь, воздух) в этот момент показываю и расставляю стаканы.

4 стихии (стакан с ростком, стакан с водой, пустой стакан, стакан со свечкой)

Итак, посмотрите, какие ужасные вещи творятся из-за спора, мы должны их помирить и доказать, что без кого-либо из них жизнь на планете невозможна.

Итак, отгадайте первую загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

Правильно.

Итак, стихия воды заявляет, что она самая важная!!! Как вы думаете, это так?

Что хорошего? Что плохого?

Проведем несколько экспериментов!

Эксперимент № 1.

Давайте я вам покажу, как я научилась управлять водой! Какого цвета вода?

(ответы детей)

А теперь вы должны мне помочь. Какие волшебные заклинания вы знаете?

На счет три произносим заклинание. Заговариваем воду

Смешной фокус. Источник

Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в красную!

Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим красной акварельной краской.

Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.

В нужный момент встряхиваем банку с водой и..... о ЧУДО - вода становится цветной!

Может ли вода подниматься вверх? Проверим? Попробуем сами приручить стихию воды!!!

Эксперимент № 2

«Живая радуга»

Итак: Важна ли вода? Научились ли мы управлять стихией воды?

Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

(Воздух)

Стихия воздуха утверждает – что она самая важная!

Как вы думаете, это так?

Что хорошего? Что плохого?

А что мы знаем о воздухе? Проведем несколько экспериментов!

(Педагог показывает пустой стакан). Что в этом стакане?

(ответы детей)

Этот стакан полон. Он заполнен воздухом. Проведем эксперимент

Эксперимент №3 Сухой из воды

Эксперимент № 4 Поймай воздух

Эксперимент 5 Воздух держит воду

Наполните стакан или банку водой. Накройте емкость кусочком картона или плотной бумаги.

Переверните банку, удерживая картон плотно прижатым к стеклу.

(Лучше это делать над раковиной)

Уберите руку, удерживающую картон.

 Что происходит?

  Вода остается в банке.

 Почему это происходит?

 Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон. Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.

Итог: Важен ли воздух? Научились ли мы управлять стихией воздуха?

 Следующая загадка:

Дождик льет – она все пьет.

Все остальное – зеленеет и растет.

Ответ. Земля.

Стихия земли утверждает – что без нее все живое с нашей планеты исчезнет. Она самая важная!

Как вы думаете, это так?

Что хорошего? Что плохого?

А что мы знаем о почве? Проведем эксперимент!

Эксперимент 6. Есть ли в почве воздух?

(стаканы с водой, комочки почвы)

Наша земля – опора. Мы по ней ходим, строим города, дороги. Однако и она иногда может дрожать и трястись.

Эксперимент № 7 Мы с вами сейчас смоделируем землетрясение. (на ткани разложенной на полу строим город, ставим машины, а теперь каждый попробует взяться за свой край и потрясти. )

Итог: Важна ли земля, почва?

Последняя загадка:

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт.

(Огонь)

К стихии огня мы относим  и костер, и свечку, и молнию, и солнце! Для чего нам огонь?

Что хорошего? Что плохого?

А как вы думаете, можно ли удержать огонь в руках? Смогу ли я приручить стихию огня? Проверим

Эксперимент № 8 Огонь в руках

Итог: Важен ли огонь, тепло? Научились ли мы управлять стихией огня?

А теперь, давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная?

Правильно! Каждая стихия важна!

Очень важно, чтобы вода была чистой и прозрачной! (слайд 1)

Воздух свежим и чистым (слайд 2)

Земля была плодородной (слайд 3)

Огонь помогал и согревал (слайд 4)

Ведь все стихии важны для человека, без них он не сможет существовать! А чтобы природа служила человеку долгие годы, чтобы 4 стихии  помогали нам - мы должны ее беречь!

Понравилось ли вам наше сегодняшнее прилючение?

А в награду за вашу помощь, я подарю вам капельку волшебства

Эксперимент «Волшебный цветочек».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Ознакомление со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и обмен педагогическим опытом по данной теме....

Мастер – класс для педагогов «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Форма организации: Игра – экспериментЦель: Способствовать расширению кругозора детей, обогащать их жизненный опыт...

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода"

Мастер-класс старшего воспитателя для воспитателей ДОУ по организации опытов и экспериментов с водой...

Конспект мастер-класса на тему: Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет

Конспект мастер класса по опытно экспериментальной деятельности  для коллег. Тема : Космос-это просто....

Мастер-класс Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста

Мастер-класс Совместная исследовательская  (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста...