Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
опыты и эксперименты на тему
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс на тему:
«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи мастер-класса:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт насколько это интересное и увлекательное занятие.
Оборудование: утенок (игрушка), емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников».
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Дети очень любят экспериментировать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. (схема 1)
III. Основная часть
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Утенок внимательно наблюдал за рыбками. Пошел дальше узнавать мир.
Опыт № 3 Увидел апельсин и выбросил в пруд.
Апельсин в соленой и пресной воде
1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Нет кожуры.
3. - Что видите? Почему? Апельсин поднялся, т.к. добавили соль.
- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.
Опыт № 4.
Дальше утенок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило утенка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку. Правильно собрать воду разными предметами.
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
Опыт № 5
Дальше он увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».
Опыт № 6
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы и бабочки.
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
IV. Заключительная часть
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как мет...
Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....
Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...
«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс
laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс...