Мастер-класс Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру
Мастер-класс Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_eksperim_deyatelnost_ekologiya_vozduh.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Зайцева М.О.
Тема: «Свойства воздуха» (не имеет цвета – прозрачен, вкуса, запаха, приходит в движение, беззвучен – но является необходимым условием для передачи звуков, используется человеком в быту и производстве)
Задачи:
- закрепить представления детей об известных им свойствах воздуха через самостоятельное проведение опытов;
- познакомить со свойствами вещества – воздуха: движение, сила, используемые человеком в жизни.
Оборудование: магнитная доска, магниты, демонстрационные модели «Воздух», свистки, веера, шприцы, воздушные шарики, крупа, карточки (диагностическое задание), карандаши, индивидуальные подносы, маленькие листочки, блюдечки.
Структура совместной опытно-экспериментальной деятельности:
- Если мы с вами пришли в лабораторию, значит, сейчас мы - исследователи. А что мы будем исследовать – вы скажите сами.
Демонстрационный опыт: показ пакета, наполненного воздухом.
- Что находится в пакете?
Модель: воздух (кружки – так обозначается на моделях) |
-Почему нам кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачен, невидим)
ВЫВОД: воздух прозрачен, невидим
- Это первое свойство воздуха, обозначим его на модели так…
Модель: воздух прозрачен – не имеет цвета |
Загадка:
Что за невидимка
с листочками играет:
То их поднимает, то их опускает,
То их в хоровод поставит-
Весело плясать заставит?
Что за невидимка, дети?
Подскажите! Это… (ветер)
- Что такое – ветер? (передвижение теплого и холодного воздуха- с поверхности земли и водоёмов вверх и вниз). То есть ветер – это и есть наш невидимка – воздух.
- По каким признакам в природе мы определяем движение воздуха? (гнутся деревья, поднимается пыль).
- Хотите отправиться на поиски невидимки, хотите попытаться увидеть его, услышать, почувствовать, не выходя из помещения?
Опыт № 1: как можно ощутить воздух?
- веер, обмахивание
Опыт № 2: как можно увидеть движение воздуха?
- веер, бумажки (маленькая и большая – ветер слабый, сильный)
Опыт № 3:
- надуть шарик, закрутить кончик, отпустить
- Где человек использует это свойство – силу воздуха? (воздухоплавание)
Модель: воздух движется, имеет силу |
ВЫВОД: воздух движется, двигает предметы, имеет силу
Опыт № 4: имеет ли воздух собственный запах? (баночки – с чесноком, с духами)
-Как вы думаете, где у нас спрятан воздух? (баночки – с чесноком, с духами)
- открыть по очереди баночки
- Это запах воздуха? А если в баночку спрятать чеснок, каким запахом наполнится воздух?
ВЫВОД: воздух не имеет собственного запаха
Модель: воздух не имеет собственного запаха – нос со знаком вопроса |
Опыт № 5: может ли воздух занимать место, сопротивляться?
- в большую банку с подкрашенной водой опустить вторую, меньшую по размеру
- Что не пускает в банку воду, ведь она пустая?
ВЫВОД: воздух занимает место
Модель: воздух занимает место, но не имеет собственной формы –изображение: мяч, колесо, шарик |
- Где человек использует это свойство воздуха?
Опыт № 6:
- сжать мячик, отбить
Опыт № 7: можно ли услышать воздух?
- опыт с шариком – надуть, выпускать через узкую щель
Модель: воздух передает звуки |
- Где человек использует это свойство
Опыт № 8:
- опыт со свистком, игрушкой-ящеркой
ВЫВОД: воздух передает звуки
_________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Это вещество находится везде: вокруг нас, внутри нас, в лесах, в горах, в воде, во всех окружающих предметах и веществах; люди его не замечают, но ни человек, ни животные, не растения жить без него не могут; он не видим, не имеет запаха, не слышим (воздух).
Человек научился видеть, слышать, осязать и ощущать воздух.
Человек научился видеть, слышать, осязать и ощущать воздух.
Человек живет на дне воздушного океана и тоже не ощущают его давления.
Демонстрация опытов
Опыт № 1 («выпустить» воздух из пластиковой бутылки, закрыть плотно крышкой – бутылка остается смятой; открыть крышку – она принимает прежнюю форму)
Вывод: воздух давит на стенки бутылки
Опыт № 2 (надавить на мяч руками с двух сторон – образуются вмятины, расслабить руки – он принимает прежнюю форму)
Вывод: воздух давит на стенки мяча
Опыт № 3 (накачивание воздухом шарика: слабое давление, сильное давление; аналогия с накачивание футбольного мяча, шин велосипеда и машины; шасси самолёта также накачены воздухом, давление его таково, что выдерживают огромный вес летающей машины)
Вывод: давление воздуха может быть слабым и сильным
Опыт № 4 (стакан наполняется до краев водой; сверху кладется лист картона и прижимается; стакан осторожно переворачивается над тазом; рука, придерживающая картон, убирается – картонка остается на стакане, не выпуская воду из стакана)
Вывод: воздух давит на предметы не только сверху и с боков, но и снизу
Закрепление представлений детей о свойствах воздуха по картинкам и моделям (приемы определения наличия воздуха в объектах ближайшего окружения; воздух невидим, прозрачен; воздух есть везде, в объектах неживой природы также; движение воздуха; возникновение звука, причина его ослабления и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста
Развитие экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....
Мастер-класс на тему:«Развитие основных танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста»
Презентация музыкального руководителя на тему: "Развитие основных танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста" с...
мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возрастаУчастники: педагоги ДОУ Тема: Опыты со светомЦель: трансляция опыта о разв...
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста
Трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Мастер-класс «Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия» для педагогов групп старшего дошкольного возраста
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. Это обус...