Педагогический долгосрочный проект "По станам мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников поликультурной осведомлённости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_dolgosrochnyy_proekt.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический долгосрочный проект
«Путешествие по странам мира»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный работник
Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная деятельность, физическая культура, труд, чтение художественной литературы, музыка
Актуальность проекта
В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.
Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной”.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников поликультурной осведомлённости.
Цель проекта:
Формирование творческой личности через изучение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах и становление зачатков толерантности, уважения к чужой культуре.
Задачи:
- Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
- Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи.
- Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
- Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
- Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
- Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов мира, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
- Сформируется уважительное отношение к народам, живущим в мире.
- Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме.
- Родители детей станут активными участниками педагогического проекта.
Этапы реализации:
- Подготовительный этап
- Определение цели и задач проекта
- Составление перспективного плана по реализации данного проекта
- Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
- Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта
- Практический этап
- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, бесед, досугов и развлечений.
- Создание мультимедийных презентаций по темам: «Народы мира», «Народы мира: традиции и быт», «Жилища разных народов».
- Подбор подвижных игр для детей.
- Разработка и показ сказки «Репка» на немецком языке.
- Сбор и оформление наглядного материала
- Сбор и оформление сборника с видеоматериалами по каждой из изучаемых стран.
3.Заключительный этап
- Проведение непосредственно организованной деятельности «Путешествие по странам мира».
- Обобщение результатов работы.
- Презентация опыта работы по проекту.
Формы организации деятельности:
- интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
- совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
- театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;
- дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
- подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
- настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления.
Взаимодействие со специалистами
В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов мира. Преподаватель немецкого языка помогает детям освоить азы немецкой речи и знакомит с культурой страны. Активно используется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города для расширения представлений детей об источниках познания.
Взаимодействие с родителями
Процесс развития умственных, творческих и эмоциональных способностей дошкольника через знакомство с ценностями национальной культуры находит поддержку у родителей. Взаимодействие с родителями построено по принципу сотрудничества, что обусловливает эффективность процесса приобщения дошкольников к культуре разных стран.
Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в музеи, на выставки, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков.
Родительские собрания дают первоначальные знания по воспитанию и познавательно- речевому развитию детей, позволяют создавать традиции как внутри группы, так и в семье (традиция - беседа "что я видел по дороге" когда ребенок входит в группу или домой; рассказывание сказок родителями детям на ночь);
Открытые занятия обогащают знания родителей по познавательному развитию, дают представления об умениях и навыках, имеющихся у детей, обучают методике работы с дидактическими играми и пособиями.
Анкетирование родителей позволяет выяснить мнение родителей по вопросам развития детей, эффективность проведения мероприятий наметить план работы.
Театральные постановки сказок совместно с родителями - позволили раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развили гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия установили неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что позволило повысить эффективность в работе с детьми по развитию речи.
Перспективное планирование
проектной деятельности
Образовательная область | Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми | Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада |
Познание | Рассматривание иллюстративного материала. Изучение справочно-энциклопедической литературы. Просмотр видеосюжетов об изучаемых странах. НОД на тему «Жители нашей планеты» (глобус, карты),«История возникновения матрешки». Работа с интерактивной доской. Посещение мини-музея «Русская изба». | Просмотр совместно с родителями познавательной литературы по данной теме |
Социализация | Дидактическая игра «Угадай по описанию». Дидактическая игра «Звуковые загадки» Дидактическая игра «Подбери узор»-разрезные картинки по мотивам народных росписей. Сюжетно – ролевая игра «Мы путешественники». Сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли». Сюжетно-ролевая игра «Итальянское кафе» Сюжетно-ролевая игра «Поварята». Просмотр мультфильмов из альбома «Сказки народов мира» | Просмотр дома мультфильмов на выбор, обсуждение с родителями увиденного |
Коммуникация | Драматизация сказок «Дюймовочка», «Репка». Заучивание слов, фраз на иностранных языках | На занятиях с педагогом по немецкому языку составление описательного рассказа по картинкам «Германия» |
Чтение художественной литературы | Чтение с детьми произведений о культуре и традициях разных народов мира. Смысловое чтение атласа «Страны мира». Рассматривание карты, иллюстраций, энциклопедий. Чтение мифов «100 великих легенд и мифов мира». | Чтение родителями с детьми сказок народов мира (на выбор): сказок братьев Гримм, Дж. Родари «Чиполлино». |
Художественно-эстетическое творчество | Разучивание танца итальянских поваров. Разучивание русских народных песенок и танцев. Музыкальная игра «Макароны». Разучивание танца «Испания». Танец с бубнами «Сиртаки». Слушание музыкальных отрывков из национальных мелодий разных стран. Обучение игре на народных инструментах | Выставка совместного творчества родителей и детей «Сияние Греции» |
Физическая культура | Разучивание международных подвижных игр. Разучивание комплекса утренней гимнастики элементами греческих спортивных игр. Физкультурный досуг «Малая олимпиада». Футбольный матч среди детей подготовительных групп «Барселона-Смоленск». | Проведение физкультурного досуга |
Результаты работы: в ходе работы над проектом происходило активное освоение и познание детьми культуры разных народов (прослушание национальной музыки, чтение художественной литературы, демонстрация мультипликационных фильмов, демонстрация слайдов, проведение познавательных бесед и др.). Всё это способствовало овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, формированию представления об окружающем мире.
Для реализации проекта использовался интегрированный подход – включение сведений об особенностях жизни разных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
В процессе ознакомления с жизнью и бытом народов мира у большинства детей формировалась готовность к познавательной деятельности, возникала потребность детей к новой информации, готовность к ее переработке, «проснулась» любознательность.
Список литературы:
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
- Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
- Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М., 2002.
- Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы "Детство". СПб., 2000.
- История вещей, традиций, обычаев
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
- Ильин М. Сто тысяч почему... Л., 1989.
- Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести. Пермь, 1993.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
- Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой. М., 1995.
- Научно-популярные издания для детей
- Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ. - М., 1996.
- Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). - М., 1994.
- Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ. - М., 1994.
- Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ. - М., 1995.
- Мифология
- Библейские повествования. - М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "В мире сказок"
Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...
Долгосрочный проект "В мире сказок"
Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...
Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1 Педагогический проект«В мире звуков и букв»...
Социально-педагогический долгосрочный мультипроект в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей имеющих детей" Родительский клуб в детском саду «Дари добро»
Актуальность проекта. С 2019 по 2024 год в Красноярском крае реализуется региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Цель этого проекта – создание условий для повышения ком...
Долгосрочный проект ,,В мире профессий,, старшая группа
формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности...
Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ »
В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подг...
Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы
Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы...