Педагогический долгосрочный проект "По станам мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников поликультурной осведомлённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_dolgosrochnyy_proekt.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический долгосрочный проект

«Путешествие по странам мира»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный работник

Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная деятельность, физическая культура, труд, чтение художественной литературы, музыка

Актуальность проекта

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной”.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников поликультурной осведомлённости.

Цель проекта:

Формирование  творческой личности через  изучение   разных  культур,  особенностей  взаимодействия  человека  с природой  в разных  культурах  и становление  зачатков толерантности,  уважения к чужой  культуре.

Задачи:

  1. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
  2. Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи.
  3. Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
  4. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
  5. Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемый результат:

  1. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов мира, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
  2. Сформируется уважительное отношение к народам, живущим в мире.
  3. Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме.
  4. Родители детей станут активными участниками педагогического проекта.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап
  • Определение цели и задач проекта
  • Составление перспективного плана по реализации данного проекта
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
  • Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта
  1. Практический этап
  • Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, бесед, досугов и развлечений.
  • Создание мультимедийных презентаций по темам: «Народы мира»,  «Народы мира: традиции и быт», «Жилища  разных народов».
  • Подбор подвижных игр для детей.
  • Разработка и показ сказки «Репка» на немецком языке.
  • Сбор и оформление наглядного материала
  • Сбор и оформление сборника с видеоматериалами по каждой из изучаемых стран.

3.Заключительный этап

  • Проведение непосредственно организованной деятельности «Путешествие по странам мира».
  • Обобщение результатов работы.
  • Презентация опыта работы по проекту.

Формы организации деятельности:

  1. интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
  2. совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
  3. театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;
  4. дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
  5. подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
  6. настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления.

 

Взаимодействие со специалистами

В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов мира. Преподаватель немецкого языка помогает детям освоить азы немецкой речи и знакомит с культурой страны. Активно используется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города для расширения представлений детей об источниках познания.

Взаимодействие с родителями

Процесс развития умственных, творческих и эмоциональных способностей дошкольника через знакомство с ценностями национальной культуры находит поддержку у родителей. Взаимодействие с родителями  построено по принципу сотрудничества, что обусловливает эффективность процесса приобщения дошкольников к культуре разных стран.

Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в музеи, на выставки, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков.

Родительские собрания дают первоначальные знания по воспитанию и познавательно- речевому развитию детей, позволяют создавать традиции как внутри группы, так и в семье (традиция - беседа "что я видел по дороге" когда ребенок входит в группу или домой; рассказывание сказок родителями детям на ночь);

Открытые занятия обогащают знания родителей по познавательному развитию, дают представления об умениях и навыках, имеющихся у детей, обучают методике работы с дидактическими играми и пособиями.

Анкетирование родителей позволяет выяснить мнение родителей по вопросам развития детей, эффективность проведения мероприятий наметить план работы.

Театральные постановки сказок совместно с родителями - позволили раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развили гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия установили неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что позволило повысить эффективность в работе с детьми по развитию речи.

Перспективное планирование

проектной деятельности

Образовательная

область

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада

Познание

Рассматривание иллюстративного материала.

Изучение справочно-энциклопедической литературы.

Просмотр видеосюжетов об изучаемых странах.

НОД на тему «Жители нашей планеты» (глобус, карты),«История возникновения матрешки».

 Работа с интерактивной доской.

Посещение мини-музея «Русская изба». 

Просмотр совместно с родителями познавательной литературы по данной теме

Социализация

Дидактическая  игра «Угадай по описанию».

 Дидактическая  игра «Звуковые загадки»

Дидактическая  игра «Подбери узор»-разрезные картинки по мотивам народных росписей.

 Сюжетно – ролевая  игра «Мы путешественники».

 Сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли».

Сюжетно-ролевая игра «Итальянское кафе»

Сюжетно-ролевая игра

«Поварята».

Просмотр мультфильмов из альбома «Сказки народов мира»

Просмотр дома мультфильмов на выбор, обсуждение с родителями увиденного

Коммуникация

Драматизация сказок   «Дюймовочка»,

«Репка».

Заучивание слов, фраз на иностранных языках

На занятиях с педагогом по немецкому языку составление описательного рассказа по картинкам «Германия»

Чтение художественной литературы

Чтение с детьми произведений о культуре и традициях разных народов мира.

Смысловое чтение атласа «Страны мира».

Рассматривание карты, иллюстраций,

 энциклопедий.

Чтение мифов «100 великих легенд

и мифов мира».

Чтение родителями с детьми сказок народов мира (на выбор):

сказок братьев Гримм,

 Дж. Родари «Чиполлино».

Художественно-эстетическое творчество

Разучивание танца итальянских поваров.

Разучивание русских народных песенок и танцев.

Музыкальная игра «Макароны».

Разучивание танца «Испания».

Танец с бубнами «Сиртаки».

Слушание музыкальных отрывков

из национальных мелодий разных стран.

Обучение игре на народных инструментах

Выставка совместного творчества родителей и детей

«Сияние Греции»

Физическая культура

Разучивание международных подвижных игр.

Разучивание комплекса утренней гимнастики элементами греческих спортивных игр.

Физкультурный досуг «Малая олимпиада».

Футбольный матч среди детей подготовительных групп

«Барселона-Смоленск».

Проведение физкультурного досуга

Результаты работы: в ходе работы над проектом происходило активное освоение и познание детьми культуры разных народов (прослушание национальной музыки, чтение художественной литературы, демонстрация мультипликационных фильмов, демонстрация слайдов, проведение познавательных бесед и др.). Всё это способствовало овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, формированию представления об окружающем мире.

Для реализации проекта использовался интегрированный подход – включение сведений об особенностях жизни разных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

В процессе ознакомления с жизнью и бытом народов мира  у большинства детей формировалась готовность к познавательной деятельности, возникала потребность детей к новой информации, готовность к ее переработке, «проснулась» любознательность.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
  2. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
  3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
  4. Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М., 2002.
  5. Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы "Детство". СПб., 2000.
  6. История вещей, традиций, обычаев
  7. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
  8. Ильин М. Сто тысяч почему... Л., 1989.
  9. Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести. Пермь, 1993.
  10. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
  11. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой. М., 1995.
  12. Научно-популярные издания для детей
  13. Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ. - М., 1996.
  14. Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). - М., 1994.
  15. Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ. - М., 1994.
  16. Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ. - М., 1995.
  17. Мифология
  18. Библейские повествования. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "В мире сказок"

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

Долгосрочный проект "В мире сказок"

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Социально-педагогический долгосрочный мультипроект в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей имеющих детей" Родительский клуб в детском саду «Дари добро»

Актуальность проекта. С 2019 по 2024 год в Красноярском крае реализуется региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Цель этого проекта – создание условий для повышения ком...

Долгосрочный проект ,,В мире профессий,, старшая группа

формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности...

Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ »

В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подг...

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы...