Педагогический долгосрочный проект "По станам мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников поликультурной осведомлённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_dolgosrochnyy_proekt.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический долгосрочный проект

«Путешествие по странам мира»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный работник

Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная деятельность, физическая культура, труд, чтение художественной литературы, музыка

Актуальность проекта

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной”.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников поликультурной осведомлённости.

Цель проекта:

Формирование  творческой личности через  изучение   разных  культур,  особенностей  взаимодействия  человека  с природой  в разных  культурах  и становление  зачатков толерантности,  уважения к чужой  культуре.

Задачи:

  1. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
  2. Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи.
  3. Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
  4. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
  5. Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемый результат:

  1. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов мира, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
  2. Сформируется уважительное отношение к народам, живущим в мире.
  3. Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме.
  4. Родители детей станут активными участниками педагогического проекта.

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап
  • Определение цели и задач проекта
  • Составление перспективного плана по реализации данного проекта
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
  • Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта
  1. Практический этап
  • Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности, бесед, досугов и развлечений.
  • Создание мультимедийных презентаций по темам: «Народы мира»,  «Народы мира: традиции и быт», «Жилища  разных народов».
  • Подбор подвижных игр для детей.
  • Разработка и показ сказки «Репка» на немецком языке.
  • Сбор и оформление наглядного материала
  • Сбор и оформление сборника с видеоматериалами по каждой из изучаемых стран.

3.Заключительный этап

  • Проведение непосредственно организованной деятельности «Путешествие по странам мира».
  • Обобщение результатов работы.
  • Презентация опыта работы по проекту.

Формы организации деятельности:

  1. интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
  2. совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
  3. театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;
  4. дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
  5. подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
  6. настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления.

 

Взаимодействие со специалистами

В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов мира. Преподаватель немецкого языка помогает детям освоить азы немецкой речи и знакомит с культурой страны. Активно используется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города для расширения представлений детей об источниках познания.

Взаимодействие с родителями

Процесс развития умственных, творческих и эмоциональных способностей дошкольника через знакомство с ценностями национальной культуры находит поддержку у родителей. Взаимодействие с родителями  построено по принципу сотрудничества, что обусловливает эффективность процесса приобщения дошкольников к культуре разных стран.

Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии в музеи, на выставки, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков.

Родительские собрания дают первоначальные знания по воспитанию и познавательно- речевому развитию детей, позволяют создавать традиции как внутри группы, так и в семье (традиция - беседа "что я видел по дороге" когда ребенок входит в группу или домой; рассказывание сказок родителями детям на ночь);

Открытые занятия обогащают знания родителей по познавательному развитию, дают представления об умениях и навыках, имеющихся у детей, обучают методике работы с дидактическими играми и пособиями.

Анкетирование родителей позволяет выяснить мнение родителей по вопросам развития детей, эффективность проведения мероприятий наметить план работы.

Театральные постановки сказок совместно с родителями - позволили раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развили гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия установили неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что позволило повысить эффективность в работе с детьми по развитию речи.

Перспективное планирование

проектной деятельности

Образовательная

область

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада

Познание

Рассматривание иллюстративного материала.

Изучение справочно-энциклопедической литературы.

Просмотр видеосюжетов об изучаемых странах.

НОД на тему «Жители нашей планеты» (глобус, карты),«История возникновения матрешки».

 Работа с интерактивной доской.

Посещение мини-музея «Русская изба». 

Просмотр совместно с родителями познавательной литературы по данной теме

Социализация

Дидактическая  игра «Угадай по описанию».

 Дидактическая  игра «Звуковые загадки»

Дидактическая  игра «Подбери узор»-разрезные картинки по мотивам народных росписей.

 Сюжетно – ролевая  игра «Мы путешественники».

 Сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли».

Сюжетно-ролевая игра «Итальянское кафе»

Сюжетно-ролевая игра

«Поварята».

Просмотр мультфильмов из альбома «Сказки народов мира»

Просмотр дома мультфильмов на выбор, обсуждение с родителями увиденного

Коммуникация

Драматизация сказок   «Дюймовочка»,

«Репка».

Заучивание слов, фраз на иностранных языках

На занятиях с педагогом по немецкому языку составление описательного рассказа по картинкам «Германия»

Чтение художественной литературы

Чтение с детьми произведений о культуре и традициях разных народов мира.

Смысловое чтение атласа «Страны мира».

Рассматривание карты, иллюстраций,

 энциклопедий.

Чтение мифов «100 великих легенд

и мифов мира».

Чтение родителями с детьми сказок народов мира (на выбор):

сказок братьев Гримм,

 Дж. Родари «Чиполлино».

Художественно-эстетическое творчество

Разучивание танца итальянских поваров.

Разучивание русских народных песенок и танцев.

Музыкальная игра «Макароны».

Разучивание танца «Испания».

Танец с бубнами «Сиртаки».

Слушание музыкальных отрывков

из национальных мелодий разных стран.

Обучение игре на народных инструментах

Выставка совместного творчества родителей и детей

«Сияние Греции»

Физическая культура

Разучивание международных подвижных игр.

Разучивание комплекса утренней гимнастики элементами греческих спортивных игр.

Физкультурный досуг «Малая олимпиада».

Футбольный матч среди детей подготовительных групп

«Барселона-Смоленск».

Проведение физкультурного досуга

Результаты работы: в ходе работы над проектом происходило активное освоение и познание детьми культуры разных народов (прослушание национальной музыки, чтение художественной литературы, демонстрация мультипликационных фильмов, демонстрация слайдов, проведение познавательных бесед и др.). Всё это способствовало овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, формированию представления об окружающем мире.

Для реализации проекта использовался интегрированный подход – включение сведений об особенностях жизни разных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

В процессе ознакомления с жизнью и бытом народов мира  у большинства детей формировалась готовность к познавательной деятельности, возникала потребность детей к новой информации, готовность к ее переработке, «проснулась» любознательность.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
  2. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
  3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
  4. Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М., 2002.
  5. Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы "Детство". СПб., 2000.
  6. История вещей, традиций, обычаев
  7. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
  8. Ильин М. Сто тысяч почему... Л., 1989.
  9. Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести. Пермь, 1993.
  10. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
  11. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой. М., 1995.
  12. Научно-популярные издания для детей
  13. Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ. - М., 1996.
  14. Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). - М., 1994.
  15. Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ. - М., 1994.
  16. Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ. - М., 1995.
  17. Мифология
  18. Библейские повествования. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "В мире сказок"

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

Долгосрочный проект "В мире сказок"

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Социально-педагогический долгосрочный мультипроект в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей имеющих детей" Родительский клуб в детском саду «Дари добро»

Актуальность проекта. С 2019 по 2024 год в Красноярском крае реализуется региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Цель этого проекта – создание условий для повышения ком...

Долгосрочный проект ,,В мире профессий,, старшая группа

формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности...

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы...

Долгосрочный проект «В мире растений»

В наши дни, когда мир стоит на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, ...