Волкова Н.А. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Расширения знаний детей об осенних изменениях в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._1._osen._besedy_i_igry_s_detmi_5-7_let.docx | 112.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Удивительный мир природы.
Осень.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
Василий Александрович Сухомлинский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой.
Задачи.
- Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
- Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формировать интерес детей к народным традициям.
- Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
- Поощрять желание детей любоваться красотой родной природы.
- Приобщать детей к восприятию произведений о природе
- Обогащать природоведческий словарь детей.
- Развивать любознательность детей
- Воспитывать любовь детей к Родине, родной природе.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Сентябрь | |
Наблюдение «Сентябрь – начало осени». | Познакомить детей с первым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Весёлые упражнения «В сентябре». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. |
Наблюдение «Золотая осень». | Показать детям многообразие красок золотой осени. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Поощрять желание детей любоваться красотой родной природы. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность. |
Весёлые упражнения «Осень». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. |
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Лес осенью». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь детей к Родине, родной природе. |
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Осень в лесу». | Поддерживать интерес детей к изменениям в природе осенью. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к природе. |
Георгий Алексеевич Скребицкий «Четыре художника. Осень». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь детей к родной природе. |
Татьяна Ивановна Домаренок «Осень». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Познакомить детей со сказкой Татьяны Ивановны Домаренок «Осень». Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Иван Алексеевич Бунин «Листопад». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Воспитывать любовь детей к родной природе. |
Оксана Сенатович «Осенний пожар». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Развивать внимание, сообразительность детей. Воспитывать любовь детей к родной природе. |
Поэтический салон «Краски осени». | Расширять представления детей об осенних явлениях природы. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Вызвать у детей желание читать стихотворения наизусть. Воспитывать чуткость к поэтическому слову. |
Словесная игра «Да или нет, осенняя». | Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поощрять желание детей вслушиваться в слова и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать сообразительность детей. |
Вид деятельности | Задачи. |
Октябрь | |
Наблюдение «Октябрь землю покроет». (14 октября). | Рассказать детям о народном празднике земледельцев «Покров». Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Приметы осени». | Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Весёлые упражнения «Осеняя песенка». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями. |
Словесная игра «Приметы осени». | Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание, память детей. |
Словесная игра «Осенние загадки». | Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам. |
Наблюдение «Поздняя осень». | Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Ноябрь | |
Целевая прогулка «Проводы осени». (1 ноября). | Формировать интерес детей к народным традициям. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Развивать любознательность детей. |
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало». | Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями. |
Наблюдение «Предзимье». | Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь зверей. Развивать любознательность. |
Исследование «Пегий ноябрь». | Расширять и обогащать знания детей об особенностях ноябрьской погоды. Формировать умение заинтересованно слушать рассказ. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Вестники Зимы». | Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Напомнить детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе. |
Исследование «Что такое гололедица?» | Рассказать детям о гололедице. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения. |
Разговор-размышление «Что такое ледостав?» | Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Обогащать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Развивать любознательность детей. |
Фенологический календарь природы.
Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.
- Начало осени (примерно с 27 августа по 23 сентября) — Осень начинается с первых, пожелтевших или покрасневших отдельных листьев на берёзах, липах, вязах. Продолжается этот период до тех пор, когда на деревьях становится жёлтыми (красными) примерно половина листьев (конец сентября).
- Золотая осень (примерно с 24 сентября – по 14 октября) — Это пора самой яркой осенней раскраски листвы и сильного листопада. Начало заморозков, в низинах часты туманы. К концу октября оголены липы, клёны, осины — так заканчивается золотая осень. На юг улетают последние стаи журавлей, грачей и скворцов; с севера перекочёвывают снегири.
- Глубокая, или поздняя, осень (примерно с 15 по 22 октября) — Начинается с окончания листопада до выпадения первого снега. В этот период обычны заморозки, лужи покрываются льдом. Пролетают на юг последние стаи уток, гусей, лебедей. Залегают на зимнюю спячку сурки, барсуки, ежи, медведи.
- Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.
Наблюдения в сентябре.
Наблюдение «Сентябрь – начало осени».
(На прогулке).
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь красотой осеннего дня. Как красива природа осенью! Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (осень).
— Первый месяц осени называется сентябрь. Ранняя осень нас встречает, вместе с нами гуляет. Дети, пожалуйста, внимательно посмотрите на деревья, на дорожки вокруг себя. Какие приметы осени вы видите? (ответы детей).
— Листья деревьев изменили цвет, листья опадают. Поэтому в народе сентябрь называют Листопадник, а ещё сентябрь называют Хмурень. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Погода в сентябре начинает капризничать, хмурится. Небо серое, хмурое, погода дождливая. Мы с вами одеваем куртки и берём с собой зонтики, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой тёплый, как летом. А ещё сентябрь называют Рябинник. Дети, как вы считаете, почему? (предположения детей).
— В сентябре поспевает рябина. Дети, что мы узнали о сентябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что сентябрь – первый месяц осени, начало осени. В сентябре хмурые дни, идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, поспевает рябина.
Весёлые упражнения «В сентябре».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
В сентябре ещё не грустно: Тёплый полдень, всё в цветах. | Руки в стороны, ладони вверх. Руки вперёд, ладони вверх. |
Помидоры и капуста Поспевают на полях. | Наклон вперёд, руки вниз Встаём прямо, руки на пояс. |
По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. | Обнимаем плечи руками. Покачаем головой влево, вправо. |
И ещё зелёной шапкой | Руки вверх, соединим пальцы рук. |
Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра. Светлана Цокур | Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево. Руки в стороны, ладони вверх. Руки вперёд, ладони вверх. Ловим капельки дождя. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдения в сентябре.
Наблюдение «Золотая осень».
(На прогулке).
Задачи. Показать детям многообразие красок золотой осени. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Поощрять желание детей любоваться красотой родной природы. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, облачно или идёт дождь, солнечно или пасмурно, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Как красива природа осенью!
Закружила осень Рыжие метели. Золотые листья С клёнов полетели. | Закружился листьев Пёстрый хоровод, Заблестел на лужах Первый тонкий лёд. Т. Шорыгина. |
Дети любуются красотой осенних деревьев, делятся своими впечатлениями.
— Осень часто называют золотой, как вы думаете, почему? (ответы детей).
— Золотой – это оттенок жёлтого цвета. Дети, что в жёлтый цвет окрасила осень? (ответы детей).
— А какие краски ещё использовала Осень, чтобы украсить наши леса и дворы? (ответы детей).
— Жёлтый, красный, оранжевый, багряный, малиновый, бурый это всё цвета осени. Дети, как вы думаете, почему изменился цвет листьев деревьев? (предположения детей).
— Летом Солнце растения энергией насыщало, зелёный цвет пробуждало. Осенью растения засыпают, листья деревьев и кустарников цвет меняют. Дети, какого цвета листья деревьев осенью? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, на каких деревьях листья золотые, жёлтые? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о золотой осени? (ответы детей).
Вывод. Осень золотой не зря в народе называют, жёлтые цвета осенью преобладают.
Весёлые упражнения «Осень».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? | Удивлённое лицо. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Под дождём осенним Изменился ты! | Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево. |
Ветер злой, холодный Листья оборвал, | Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо. Руки вперёд, встряхнём кисти рук. |
По дорожкам грязным Все их разбросал. | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Как тебя утешить, Что тебе сказать? | Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! Иван Белоусов | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Лес осенью».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к Родине, родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Лес осенью».
Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
— Путешествию конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, о каком времени года рассказал писатель?
- Что интересного заметил автор осенью в русском лесу?
— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описал свои впечатления. При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.
- Каков русский лес в осенние дни?
— Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
- Какие листья берёз?
— Падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья.
- Какие нити паутинки?
— От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.
- Какие цветут цветы?
— Ещё цветут поздние осенние цветы.
- Какой воздух в лесу?
— Прозрачен и чист воздух.
- Какая листва шелестит под ногами?
— Лишь шелестит под ногами опавшая листва.
- Хорошо в каком лесу?
— Хорошо в осеннем цветистом лесу...
- Что слышится и видится в осеннем лесу?
— Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
- Дети, почему автор назвал осенний лес цветистым?
— Разноцветна листва деревьев в лесу осенью.
Педагог ещё раз читает рассказ «Лес осенью», выделяя голосом названные прилагательные.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лес осенью»? (ответы детей).
— Читая рассказ «Лес осенью» я вижу красоту русского осеннего леса, ощущаю свежесть чистого воздуха, слышу шорох опавшей листвы, чувствую любовь автора к родной природе. Как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Осень в лесу».
Задачи. Поддерживать интерес детей к изменениям в природе осенью. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу».
Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- О каком времени года рассказывает писатель?
- Дети, когда наступает осень?
— После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
- Какие грибы нашёл автор в лесу?
— По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
- Где и какие ягоды увидел писатель?
— В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
- Какие птицы готовятся к отлёту?
— В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
- Дети, какие лесные птицы остаются зимовать?
— Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки.
Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя прилагательные голосом.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу»? (ответы детей).
— Читая рассказ «Осень в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе. Рассказы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова интересны и познавательны. Дети, предлагаю вам, вместе с родителями, посетить библиотеку и прочитать книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова о природе родной страны.
Георгий Алексеевич Скребицкий
«Четыре художника. Осень».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Вместе с русским писателем Георгием Алексеевичем Скребицким мы понаблюдаем за работой художника Осень. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Четыре художника. Осень».
Педагог читает, выделяя прилагательные, сравнения голосом.
Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
— Дети, вспомним яркие, образные, красивые слова, с помощью которых Георгий Алексеевич описал творения Осени.
При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.
- Какие краски взяла художник Осень?
— Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски.
- Каким цветом Осень покрыла берёзы и клёны?
— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной.
- Как украсила Осень листья осинок?
— А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.
- Каким стал осинник?
— Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
- С кем сравнила Осень дуб?
— Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
- Как одела Осень дуб-богатырь?
— Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть.
- Во что нарядила осень развесистые липы?
— Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
- Какие деревья не стала Осень украшать?
— Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить.
- Почему Осень не украсила ели и сосны?
— У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными.
Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные сравнения.
Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника. Осень»? (ответы детей).
— Рассказы Георгия Алексеевича образны. Читая рассказ, я вижу пёстрый наряд осеннего леса, чувствую любовь автора к родной природе. Дети, как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.
Татьяна Ивановна Домаренок
«Осень».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Познакомить детей со сказкой Татьяны Ивановны Домаренок «Осень». Формировать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных событий. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Быль – это рассказ об осенних изменениях в природе, которые происходят на самом деле. Сказка – растения и птицы разговаривают на человеческом языке. Дети, слушайте, пожалуйста, внимательно, быль замечайте, от сказки отличайте.
Целых три месяца девушка Лето гуляла по лесу. С ней подружились буквально все: зверушки и птицы, деревья, кусты, цветы, бабочки и жучки. С девушкой Лето было так хорошо и тепло! Потому что Лето – девушка весёлая, с ней очень интересно. Она дарила луговым цветам яркие и нежные краски, лесным ягодам – чудесный аромат. А сколько звонких песен она сочинила для птиц, ими наслаждался весь лес!
Но вот прошли три летних месяца – июнь, июль и август, и девушка Лето, попрощавшись со всеми, убежала куда-то в другие края. И сразу вслед за ней, подули неизвестно откуда прилетевшие холодные ветры, а на деревьях появились первые жёлтые листочки. Теплолюбивые птички забеспокоились – холодно!
– Нужно лететь вслед за Летом в тёплые края! – размышляли вожаки птичьих стай.
Заплакали цветы, склонив свои головки. Они-то знали, что скоро совсем замёрзнут. Да и деревья приуныли, глядя, как с их ветвей слетает на землю пожелтевшая листва. Зверушки в лесу совсем растерялись. Что теперь будет?
Наступил первый день осени. Ранним утром все в лесу увидели, как к ним через поле идёт уже совсем другая девушка с умными немножко грустными глазами.
– Это Осень, – прошептали деревья.
– Да, это она! – подтвердили травы и цветы.
– Что ж вы приуныли! – сказала Осень, с улыбкой глядя на всех. – Не бойтесь! Все будет хорошо. Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.
Вам, травы и цветы, помогут эти опадающие жёлтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.
А вы, воробьи и синицы, галки и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила к зиме пищу. Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины. Они для вас! Малыши: ёжики, мышки и белочки, почему растерялись? Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зёрнышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму. Тогда она вам не будет страшна! Деревья и кусты, не плачьте! Все листики, которые вы потеряете сейчас, весной снова вырастут из ваших почек. Только не растеряйте запасы живицы, что течёт по вашим стволам. Она – ваше питание на долгую зиму. Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов. Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернётесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!
После таких приободряющих слов золотокудрой Осени весь лес повеселел, зашумел, загудел в работе. А певчие птицы, обсудив планы перелёта и отдохнув, как следует, собрались в далёкое путешествие. И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелётных птиц. А девушка Осень, провожая их, глядела в небо им вослед и желала доброго и счастливого пути.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, как было в лесу летом?
— С девушкой Лето было так хорошо и тепло!
- Что дарило Лето цветам, ягодам и птицам?
— Она дарила луговым цветам яркие и нежные краски, лесным ягодам – чудесный аромат. А сколько звонких песен она сочинила для птиц, ими наслаждался весь лес!
- Дети, что произошло, когда ушло Лето?
— И сразу вслед за ней, подули неизвестно откуда прилетевшие холодные ветры, а на деревьях появились первые жёлтые листочки.
- О чём предупредила Осень жителей леса?
— Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.
- Что поможет цветам и травам защититься от холода?
— Вам, травы и цветы, помогут опадающие жёлтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов.
- Что посоветовала Осень ежам, мышам, белочкам?
— Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зёрнышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму.
- Что сказала Осень певчим птицам?
— Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов. Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернётесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!
- Дети вам понравилась сказка Татьяны Ивановны Домаренок «Осень».
— Дети, сказки о природе читайте, быль и вымысел отличайте. Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она.
Иван Алексеевич Бунин
«Листопад».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Формировать интерес детей к пейзажной лирике. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир поэзии. Осень – период времени, когда природа готовится к зиме. Золотая, яркая, солнечная осень сменяется поздней, грустной, дождливой, холодной осенью. Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение поэта Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».
Педагог выразительно читает стихотворение наизусть.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Какому времени года посвятил поэт Бунин стихотворение «Листопад»?
— Вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Алексеевич описал свои впечатления.
При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.
- С чем сравнивает поэт осенний лес?
— Лес, точно терем расписной.
- Какой лес в стихотворение Ивана Бунина?
— Лиловый, золотой, багряный.
- Чем удивили поэта берёзы?
— Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
- С чем сравнивает поэт ёлочки?
— Как вышки, ёлочки темнеют. Вышки – это высокие здания.
Педагог ещё раз выразительно читает стихотворение наизусть.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Дети, что вы почувствовали, слушая стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»? (ответы детей).
— Читая стихотворение Ивана Бунина «Листопад» я чувствую радость, любуюсь красотой золотой осени. Осень в стихотворение Бунина яркая, броская. «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой …». Дети, как волшебна русская пейзажная лирика! Как выразителен, ярок, звучен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.
Оксана Сенатович
«Осенний пожар».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выделяя красочные эпитеты, метафоры. Развивать внимание, сообразительность детей. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Оксаны Сенатович «Осенний пожар».
Ревели моторы и шины шуршали,
Машины пожарные в гору бежали.
Дымилась дорога, горела гора,
Медвежья берлога и лисья нора.
Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!
Сгорят исполины! Ну, разве не жалко?
Искрится кустарник, ожогом грозя…
И старый пожарный промолвил: – Друзья!
Бывал я недаром в дыму и в огне,
Но с этим пожаром не справиться мне,
Однако сюда мы спешили не зря –
Любуйтесь, ребята, огнём сентября.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, что случилось, куда спешили пожарные?
- Какими словами поэтесса показала нам, что пожарные спешили?
Ревели моторы и шины шуршали,
Машины пожарные в гору бежали.
- Какими словами Оксана Сенатович рассказала об осеннем пожаре?
Дымилась дорога, горела гора,
Медвежья берлога и лисья нора.
Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!
Сгорят исполины! Ну, разве не жалко?
Искрится кустарник, ожогом грозя…
- Дети, почему старый пожарник предложил любоваться огнём сентября, а не тушить его?
- Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко! Дети, как вы думаете, что это за огонь?
— Этот огонь не жжётся, это разноцветные листья на ветвях деревьев, такой огонь не опасен. «Осенний пожар» – это литературный образ, который создал поэт. Дети, а какой пожар действительно опасен? (ответы детей).
— Дети, как волшебна русская поэзия! Как прекрасен, звучен, образен русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.
Поэтический салон «Краски осени».
Задачи. Расширять представления детей об осенних явлениях природы. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Формировать умение детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Вызвать у детей желание читать стихотворения наизусть. Воспитывать чуткость детей к поэтическому слову.
Чтение.
— Дети, я приглашаю вас в наш поэтический салон. Сегодня мы читаем стихотворения разных поэтов, посвящённые разноцветью осени.
Желающие дети и педагог читают наизусть стихотворения или отрывки из стихотворений. Педагог обращает внимание детей на то, что нужно обязательно назвать автора и название стихотворения.
Константин Бальмонт Осень. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. И заплачет спросонья. | Ольга Корнеева Краски осени. На палитре осень Жёлтый цвет – для липы, для рябины – красный. Охра всех оттенков Ветерком подула, листья подсушила, Чтоб дождём холодным красоту не смыло. Украшать не стала Слишком у подружек |
Галина Вихарева Осень. Закружилась в небе осень, Закружила всё вокруг. По дорожке в сад бегут. Вместе с солнышком пурпурным Осень пышно нарядилась И на праздник к нам пришла, И корзину с угощеньем Всем ребятам принесла. | Юлия Капустина Осень. В золотой карете, Что с конём игривым, Проскакала осень По лесам и нивам. Добрая волшебница Всё переиначила, Ярко-жёлтым цветом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется, Всё кругом искрится, Всё переливается. |
Зоя Федоровская. Осень. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!» | Алексей Толстой Осень. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. |
Ахмед Ерикеев Наступила осень. Наступила осень, Пожелтел наш сад. Не слыхать весёлых | Елена Мечик Осень. Осень краски разбросала На деревья и кусты. Словно летние костры. Золотистый и багровый, Жёлтый праздничный наряд. Наступает листопад! |
Пётр Синявский Золотая осень. Золотая волшебница осень, Подожди, подожди уходить. Ну, пожалуйста, мы тебя просим, Хоть немножечко с нами побыть. Очень нравится нам любоваться Как листочки под солнцем горят. Мы с тобой не хотим расставаться, По душе нам твой пёстрый наряд.
| Ольга Высотская Осень. Осенние денёчки, В саду большие лужи. Вон листочки жёлтые, Вон листочки красные. Мы листочки разные! Будет в комнате красиво, Скажет мама нам «спасибо»! |
Алексей Плещеев Осенняя песенка. Миновало лето, Осень наступила. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи. | Майя Ходякова Осень. Если на деревьях Если в край далеки Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года |
Словесная игра «Да или нет, осенняя».
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поощрять желание детей вслушиваться в слова и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать сообразительность детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в осеннюю игру играем, «Да или нет» быстро отвечаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
- Если вы согласны с высказыванием, скажите «Да-да-да».
- Если нет – «Нет-нет-нет».
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, дружно хором отвечайте!
Лексический материал.
- Осенью листопад, листья падают, летят. (Да-да-да.)
- Осенью на речку пойдём, и купальник мы возьмём. (Нет-нет-нет.)
- Поздние цветы собираем, букеты составляем. (Да-да-да.)
- Ёлочку украшаем, праздник ожидаем. (Нет-нет-нет.)
- Листья осенью желтеют. (Да-да-да.)
- Осень наступила, потому что листья пожелтели. (Нет-нет-нет.)
- Дождь на улице пошёл, потому что я с зонтом. (Нет-нет-нет.)
- Зонт с собой берём, потому что дождик ждём. (Да-да-да.)
- Дождик только осенью бывает. (Нет-нет-нет.)
- Листопад только осенью бывает. (Да-да-да.)
Если ответы разные. Педагог останавливается на предложение и выясняет, почему тот или иной ответ верный или неверный.
— Чудесно! Молодцы, дети! Сообразительность проявили, хитрости осенние уловили.
Наблюдения в октябре.
Наблюдение «Октябрь землю покроет».
(На прогулке 14 октября).
Задачи. Рассказать детям о народном празднике земледельцев «Покров». Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или дождливо, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями
— Я услышала народную поговорку «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима». Как вы думаете, что это означает? (предположения детей).
— 14 октября, по народному календарю Покров день. Народ считал, что в Покров осень с зимой встречаются. Об этом и народные поговорки: «Покров кроет землю то листом, то снегом», «На Покров до обеда – осень, после обеда – зимушка-зима». К Покрову заканчивают хлебопашцы полевые работы, убирают хлеб в закрома. С Покрова скот не выгоняют на пастбища, а держат в хлевах и кормят сеном, люди утепляют свои дома. Дети, а как можно утеплить дом? (предположения детей).
— Покров, означает покрывать, защищать. Природа покрывает землю снегом, защищает её от морозов. А у нас Покров покрыл землю снегом или нет? (ответы детей).
— Русский народ представлял Покров в виде батюшки, защитника и обращался к нему «Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!» Давайте и мы с вами попросим батюшку Покрова защитить нас.
Дети повторяют фразу вместе с педагогом.
— Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!
Весёлые упражнения «Посиделки».
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Пришёл батюшка – Покров, Настала нам гуляночка. | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища вправо и влево. |
Скоро – скоро нам сыграет Звонкая тальяночка. | Имитация игры на гармошке. |
Разрешите поплясать, Разрешите топнуть, | Притопы на каждый слог в словах. |
Неужели в этом доме Половицы лопнут? | Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. Руки на пояс. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдения в октябре.
Наблюдение «Приметы осени».
(На прогулке).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Какое сейчас время года? (ответы детей).
— Сейчас у нас осень. У каждого года времени есть приметы. Приметы осени вспоминаем, дружно называем. Дети, кто помнит, кто знает приметы ранней осени? (ответы детей).
— Ранней осенью урожай собирают да на зиму запасают. Дети, кто помнит, кто знает приметы золотой осени? (ответы детей).
— Дети, приметы осени перечисляю, запомнить предлагаю.
- Дни короче, ночи длиннее.
- Ночью холодно, заморозки.
- Света и тепла мало.
- Растения увядают.
- Листопад.
- Птицы улетают в тёплые края.
— Дети, что мы узнали о времени года – осень? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что у каждого времени года есть свои приметы.
Весёлые упражнения «Осеняя песенка».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Миновало лето, Осень наступила. | Помашем рукой в прощальном жесте. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны. |
На полях и в рощах Пусто и уныло. | Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. |
Птички улетели, Стали дни короче, | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. |
Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи. Алексей Плещеев | Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Словесная игра «Приметы осени».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Развивать слуховое внимание, память детей.
Игровой материал: листочек дерева.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, память включаем, игру начинаем. Игра называется «Приметы осени». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- листочек бери, примету осени назови;
- примету назвал, листочек соседу передал:
- тишину соблюдаем, товарищам отвечать не мешаем.
Педагог первый называет примету осени и передаёт листок соседу. Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре.
— Восхитительно! Спасибо, дети! Приметы осени назвали, правила игры не нарушали.
Словесная игра «Осенние загадки».
Задачи. Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, «Осенние загадки» отгадаем, осенние явления вспоминаем.
Игровые правила:
- внимательно слушаем загадку;
- пока загадку читают, молчим;
- хором отвечаем, ответ называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Опустели наши грядки, огород и сад в порядке. На столе каравай, мы собрали … (урожай). | Урожай я собираю, поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Но не касаюсь ёлочек и сосен, Я золотая — … (осень). | Листья в воздухе кружатся, тихо на землю ложатся. Сбрасывает листья сад — это осенний … (листопад). | |||
Он быстрее всех летает. Тучи в небе разгоняет. В луже листья собирает. Лодку с парусом гоняет. Может дерево сломать. Может нас теплом ласкать. Он сильнее всех на свете. Потому что это … (ветер). | Серебристый занавес с неба вдруг спустился. Серебристый занавес каплями пролился. Мочит поле, лес и луг, город, дом и всё вокруг! Льётся, льётся всё вода с неба каплями … (дождя). | ||||
Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи появились всюду … (лужи). | Она с дождями частыми стихийно родилась. Хлюпает водицею – не лужа, не земля. Развалилась-разлеглась посреди дороги … (грязь). | Вот старушка из сторожки грязь разводит на дорожке. Вязнет в топи мокрый лапоть – все зовут старушку … (слякоть). | |||
Празднику каждый рад, одевает красивый наряд. Собрался народ, завёл хоровод. Благодарят Осень за дары, много теперь еды! У Осени именины сентябрьские … (Осенины). | С утра кроет землю листом после обеда снежком. Всех защищает, от мороза оберегает. Дарит людям добро и кров Батюшка … (Покров). |
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, осенние явления назвали.
Наблюдения в октябре.
Наблюдение «Поздняя осень».
(На прогулке).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт дождь, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите?
Дети делятся своими впечатлениями.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
Алексей Плещеев.
— Дети, этот период осени называют поздняя осень. Помните, во времена золотой осени листья на деревьях были яркие, разноцветные. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, какие цвета преобладают в природе в это время года? (ответы детей).
— Да, вокруг нас тёмные, грустные тона. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Грязь на дорогах, хмурое, серое небо. Солнце встаёт поздно, и раньше уходит за горизонт, дни становятся короче, а ночи длиннее. Дети, что происходит с деревьями глубокой осенью? (ответы детей).
— Деревья готовятся к зиме, сбросили листву. Дети, как вы думаете, почему птицы улетели на юг? (ответы детей)
— Поздняя осень – это холодные ночи и прохладные дни, частые дожди или мокрый снег, холодные ветра. Не только деревьям и животным холодно, но и люди замерзают. Дети, как люди спасаются поздней осенью от холода? (ответы детей).
— В домах включили отопление, в деревнях топят печки. Люди надевают тёплые комбинезоны и куртки. Дети, что мы узнали о поздней осени? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что поздней осенью прохладно, дни становятся короче. Деревья готовятся к зиме, сбросили листву, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее.
Наблюдения в ноябре.
Целевая прогулка по участку детского сада
«Проводы осени».
(На прогулке 1 ноября).
Задачи. Формировать интерес детей к народным традициям. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, сегодня 1 ноября.
Педагог выразительно читает стихотворение.
Ноябрь – горбатый старичок, Глаза – как льдинки, нос – крючок! Взгляд недовольный и колючий, Холодный месяц, в небе тучи. Златую осень провожает, А зиму белую встречает! | Меняет он тепло на холод И устаёт — уже не молод! Но ветер северный поможет: Сорвёт листву, в ковёр уложит, Укроет землю покрывалом, Чтоб до весны не замерзала! Наталья Майданик |
— Дети, с давних пор на Руси считали, что 1 ноября покидает нас красавица Осень и приходит на Русь ноябрь – старичок с холодными, как льдинка, глазами. Ноябрь – предвестник зимы. Поэтому 1 ноября на Руси осень провожают, зиму встречают. Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и посмотрим, заходил ли к нам ноябрь.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на изменения: деревья и кустарники без листьев, лёд на земле или асфальте, грязь или снег. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, заходил ли к нам на участок ноябрь, что вы заметили? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей, подтверждая или отрицая приметы ноября.
Весёлые упражнения «Посиделки Осень».
— Дети, Осень провожаем, весело играем. Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Посиделки начинаем, Осень провожаем. | Правая рука к сердцу, поклон, правая рука вниз. |
Пришёл батюшка – ноябрь, Настала нам гуляночка. | Встаём прямо, руки на пояс. Пружинка с поворотом туловища вправо и влево. |
Скоро – скоро нам сыграет Звонкая тальяночка. | Имитация игры на гармошке. |
Разрешите поплясать, Разрешите топнуть, | Притопы на каждый слог в словах. |
Неужели в этом доме Половицы лопнут? | Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. Руки на пояс. |
По желанию детей проводятся знакомые игры, пляски.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдения в ноябре.
Наблюдение «Предзимье».
(На прогулке).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь зверей. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Какая сегодня погода? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, по календарю природы сейчас предзимье. Как вы думаете, что такое предзимье? (предположения детей).
— Предзимье – это подготовка природы к зиме. Начинается предзимье с первого выпавшего снега. Дети, а у нас уже выпал снег? (ответы детей).
— Погода в предзимье неустойчивая: то холод, то тепло, то снег, то дождь. Мы с вами куртки тёплые надели, шапки да сапоги, а вот у животных курток нет. Дети, как животные готовятся к зиме? (предположения детей).
— Все звери с наступлением осени меняют летний мех на зимний мех — густой и тёплый. Многие животные готовят запасы еды на зиму. Белки орехи и шишки в дупла собирают, грибы на веточках сушат. Мыши да хомяки колоски подбирают, зерно в норки собирают. Некоторые животные решили зиму перехитрить. Ложатся спать осенью, а просыпаются весной. Дети, что это за звери? (ответы детей).
— Медведи да ежи осень гуляют, много кушают, жир запасают. В берлогах да норах зиму встречают, сладким сном засыпают. Дети, что мы узнали о предзимье? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что предзимье, это подготовка природы к зиме.
Весёлые упражнения «Предзимье».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мороз да снега, Скоро зима. | Руки вперёд, ладони вверх. Руки плавно в стороны. |
Медведи зимой будут спать, Не стоит им мешать. | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. Погрозим пальчиком. |
Мышки колоски подбирают, На зиму зерно запасают. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки вперёд, ладони вместе. |
Белочки грибы собирают, На веточках закрепляют. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки вверх. |
Серые зайцы шубки меняют, Белые пушистые одевают. | Прыжки на двух ногах месте, руки перед грудью. |
Предзимье зверям помогает, О зиме напоминает. | Руки вперёд, ладони вверх. Руки плавно в стороны. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдения в ноябре.
Исследование «Пегий ноябрь».
(На прогулке).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об особенностях ноябрьской погоды. Формировать умение заинтересованно слушать рассказ. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, я хочу вам рассказать одну историю.
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит: — Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес. — Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая Куропатка. — Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад. — Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал Медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес. — Сто-ой, сто-ой! — завыли волки. — Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась – остановилась. А из лесу крик и вой.
— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.
— Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная. Ни зима, ни осень!
— Дети, почему ноябрь пегим прозвали? (ответы детей).
— Цель нашего исследования выяснить: можно ли в городе назвать ноябрь пегим? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог уточняет у детей, что они выяснили. Дети делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.
— Дети, что мы узнали о ноябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь в городе тоже пегий.
Наблюдения в ноябре.
Наблюдение «Вестники Зимы»
(На прогулке в пасмурную погоду).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Напомнить детям, что состояние воды зависит от температуры воздуха. Поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, кто помнит, какой сейчас период осени? (ответы детей).
— Дети, сейчас у нас Предзимье. Предзимье – это переход природы из осени в зиму. Начинается он с первого выпавшего снега.
Нежные снежинки,
Вестники Зимы
В небе пролетают,
На земле растают.
— Дети, а к нам уже прилетали вестники зимы, белые снежинки? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, что произойдёт со снежинками, когда они упадут на землю? (предположения детей).
— Снежинки, покрывают землю белым снегом или тают. Дети, как вы думаете, когда снежинки тают? (предположения детей).
— Снежинки тают от тепла. Когда поверхность, на которую попадают снежинки тёплая, снежинки превращаются в воду. Снежинки тают на асфальте, на железной поверхности. Дети, когда снежинки покрывают землю белым снегом? (предположения детей).
— Снежинки – вестники зимы, о холоде мечтают, на холоде не тают. Там, где земля холодная снежинки собираются в снег. Дети, как вы думаете, что такое снежинка? (предположения детей).
— Снежинка – это замёрзшая капелька воды. Дети, что мы узнали о вестниках зимы? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что вестники Зимы – это снежинки. Если погода тёплая, снежинки тают. Если погода холодная, снежинки лежат на земле.
Наблюдения в ноябре.
Исследование «Что такое гололедица?»
(На прогулке).
Задачи. Рассказать детям о гололедице. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.
Исследование.
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Валентин Берестов.
— Дети, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я чуть не упала, поскользнувшись. Как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Да, вы правы, сегодня утром дорогие и тротуары скользкие. Дети, как вы думаете, почему дороги и тротуары скользкие? (предположения детей).
— Гололедица — это тонкий слой льда на дорогах и тротуарах. Дети, почему к нам приходит гололедица? (предположения детей).
— Когда после тепла наступает холод, лужи на дорогах и тротуарах замерзают и превращаются в лёд. Лёд гладкий, скользкий. Дети, что люди делают для того, чтобы не падать во время гололедицы? (предположения детей).
— Безопасность при гололедице особенно важна. Чтоб опасность избежать, нужно меры предосторожности принять.
Правила безопасности при гололедице.
- При гололедице хорошая обувь нужна, чтоб рифлёная подошва была.
- По скользким ступенькам осторожно иди, никуда не спеши.
- На дорогу внимательно смотри, скользкие места обходи.
- Если лёд не обойти, скользящими шагами по льду тихонечко скользи.
- Руками себе помогай, равновесие сохраняй.
- В гололедицу не спеши, и по льду ты не беги.
- Если кто-то упал, помоги, взрослых на помощь зови.
- Если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй.
- Если больно, срочно взрослым скажи, боль в себе ты не таи.
- Правила безопасности соблюдай, в гололедицу не пострадай.
— Дети, запомните, пожалуйста, правила безопасности при гололедице, расскажите эти правила друзьям и родителям.
Информация для педагогов.
Гололедица — это слой льда, возникающий только на поверхности земли или на дорогах, который образуется после оттепели зимой, иди осенью и весной во время ночных заморозков после дневных положительных температур.
Гололёд — это отложение льда на поверхностях предметов, ветвях деревьев, проводах, машинах при температуре ниже 0 градусов во время выпадения мокрого снега или ледяного дождя.
Наблюдения в ноябре.
Разговор-размышление «Что такое ледостав?»
(На прогулке).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Обогащать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: что такое ледостав? (предположения детей).
Что такое ледостав?
Это вода, холода испытав,
Льдом себя покрывает,
Обитателей воды защищает.
— Ледостав – это становление льда на реках и озёрах. Дети, как вы считаете, кто поставил лёд на реки и озёра? (предположения детей).
— Холод да мороз реки мостят, льдом покрывают, обитателей рек и озёр защищают. Дети, как лёд защищает обитателей рек и озёр? (предположения детей).
— Лёд холод вниз под воду не пускает, тепло внутри сохраняет. Дети, как вы думаете, какой лёд на реке в конце осени? (предположения детей).
— Дети, на лёд ручейков, рек, озёр ногами не вставайте. Осенний лёд хрупкий, тонкий, не прочный. Кто на осенний лёд зайдёт, моментально под воду попадёт. А вода холодна, а вода страшна. Человек попав в осеннюю холодную воду может утонут или заболеть. Ледостав нам напоминает, что заканчивается предзимье, скоро придёт зима. Дети, что мы узнали о ледоставе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ледостав – это становление льда на реках и озёрах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....
Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Грибы». Картотека....
Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Овощи». Картотека...
Волкова Н.А. Фрукты. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Фрукты». Картотека...
Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет....
Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширение знаний детей о разных периодах осени....
Волкова Н.А. Лиственные деревья. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»....