Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека (старшая, подготовительная группа)
Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._moy_gorod_-_chelyabinsk._besedy_i_igry_s_detmi_5-7_let.docx | 132.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Формирование у детей интереса к «малой» Родине.
Мой город – Челябинск.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом”.
Сергей Владимирович Михалков
Направление «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социализация».
Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Родная страна (малая Родина).
Задачи.
- Воспитывать любовь к родному городу.
- Поддерживать интерес детей к истории родного края.
- Познакомить детей с историей города Челябинска.
- Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города
- Вызвать интерес детей к архитектуре родного города.
- Напомнить детям правила безопасного поведения на улицах города.
- Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
- Обогащать обществоведческий словарь детей.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Виртуальное путешествие «Челябинск. Путешествие в прошлое». | Поддерживать интерес детей к истории родного края. Познакомить детей с историей города Челябинска. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. Воспитывать любовь к родному городу. |
Ситуация общения «Любимый город». | Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать в детях любовь к родному городу. |
Пешеходная прогулка по микрорайону. (Сентябрь). | Вызвать интерес детей к архитектуре родного города. Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города, с понятием «архитектура». Закреплять знания детей о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры. Напомнить детям правила безопасного поведения на улицах города. |
Ситуация общения «Город Челябинск». | Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. |
Игровая ситуация «Интервью». «Расскажи о своём городе». | Воспитывать любовь к родному городу. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. |
Разговор «Родной город». | Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Челябинск». | Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Наш город». | Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Город на реке Миасс». | Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Любим тебя, Челябинск». | Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Реки и озёра Челябинска». | Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Танкоград». | Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Разговор «Челябинск – труженик». | Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Виртуальное путешествие «Челябинск. Путешествие в прошлое».
Задачи. Поддерживать интерес детей к истории родного края. Познакомить детей с историей города Челябинска. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. Воспитывать любовь к родному городу.
Материал к деятельности. Презентация «Челябинск. Путешествие в прошлое».
Беседа.
Мой город детства, город юности моей,
Ты всех прекрасней, всех добрее и милей,
Я повторяю, повторяю вновь и вновь,
Челябинск – ты моя любовь.
А. Куницын.
— Дети, в город Челябинск вас приглашаю, об истории города рассказать обещаю. Челябинск – город наш родной, город большой. Взрослых и детей в Челябинске посчитаем, больше миллиона насчитаем. Река Миасс по городу протекает, город Челябинск украшает. Дети, о рождение Челябинска расскажу, прошлое города покажу. По «реке времени» в прошлое уплываем, историю города Челябинска узнаем.
В давние-давние времена возле реки Миасс жили башкиры. Башкиры пасли скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов. Летом кочевали по степи, а зимой жили в аулах. Аул – так называется поселение башкир, а дом называют юртой. Из центра России на южный Урал переселялись русские крестьяне. Они корчевали лес, строили избы. Русские крестьяне распахивали землю, сеяли рожь и овёс. Осенью собирали урожай.
Но в те времена часто разбойники на мирных жителей нападали, народ убивали да урожай отбирали. Правители России на Урал казаков послали. Казаки народ от врагов оберегали, да родную землю защищали.
Офицеры-инженеры уральские земли изучали, новые места для крепостей выбирали. Алексей Иванович Тевкелев на реке Миасс Челябинскую крепость основал, для строительства народ созвал. Казаки и офицеры, крестьяне и башкиры – все принимали участие в строительстве крепости Челяба. В наши дни на месте бывшей Челябинской крепости стоит стела – памятник основателем города: башкир и русский, казак и офицер.
Зрительная гимнастика «Чудеса».
Крепость Челяба придорожной была, торговых людей защищала она. Караваны с востока на запад шли, товары разные на верблюдах везли. В крепости купцы отдыхали, да провизию закупали. В давние времена самолёты не летали, поездов и машин не было. Люди ездили на лошадях да верблюдах. В жару и в холод верблюды по пескам и горам идут, людей и грузы везут. Трудно в дороге найти пищу и воду для животных. Но верблюд удивительное, сильное животное, он идут по дорогам без воды и пищи несколько дней.
Поэтому челябинцы выбрали верблюда символом города: золотой верблюд на фоне крепостной стены. Золотой верблюд богатство обещает, герб и флаг Челябинска украшает.
Годы шли, крепость росла, постепенно в город Челябинск превратилась она. Время бежит, всё меняет, товары и людей в город поезда доставляют. Город Челябинск Запад и Восток соединяет, железнодорожный вокзал составы принимает.
С Востока чай в Европу доставляли, в Челябинске чаеразвесочную фабрику открывали. Вот старинные торговые дома. В центре города Челябинска стояли, товарами народ снабжали. Старинные здания город Челябинск украшают, службу свою продолжают. Народный дом челябинцев просвещал, к искусству приобщал. Здесь театр и музей, библиотека и школа. Это старинное здание и в наши дни на площади нас ожидает, театр посетить предлагает. По улицам города Челябинска гуляем, здания старого города замечаем.
Дети, Краеведческий музей посетить приглашаю, об истории Челябинска узнать предлагаю.
— Дети, что бы вы хотели ещё узнать о нашем городе?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Спасибо, дети! Вы умные и любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.
Ситуация общения «Любимый город».
Задачи. Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать в детях любовь к родному городу.
Беседа.
— Дети, я буду задавать вопросы о нашем любимом городе. Кто знает, быстро на вопрос отвечает.
Вопросы к детям.
- Как называется наш город?
- Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт не вытечет, речка в городе у нас, называется…?
- Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?
- Кто изображён на гербе Челябинска?
- Почему верблюд символ города?
- Почему на гербе города Челябинска изображена кирпичная стена?
- Как называлась крепость на месте нашего города?
- Кто строил крепость Челяба?
- Как называется музей, в котором можно узнать о прошлом нашего города?
— Замечательно, дети! О Челябинске вспоминали, на вопросы правильно отвечали.
Пешеходная прогулка по микрорайону.
Задачи. Вызвать интерес детей к архитектуре родного города. Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города, с понятием «архитектура». Закреплять знания детей о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры. Напомнить детям правила безопасного поведения на улицах города.
Содержание прогулки.
1 часть. Беседа.
Прогулка начинается во дворе детского сада.
— Дети, сегодня нас ждёт пешеходный поход. Ходить пешком полезно для здоровья. Цель нашего похода: познакомиться с ближайшим микрорайоном нашего города. Мы с вами увидим, какие здания в нашем городе, какие магазины и другие общественные здания находятся недалеко от нашего детского сада.
— Дети, вспомним правила поведения на прогулке по улицам города (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей, называет те правила, которые не назвали дети.
Правила поведения на прогулке по улицам города.
- За территорией детского сада мы идём парами, не толкаемся и не отстаём.
- Разговариваем тихим голосом, чтобы вовремя услышать воспитателя.
- Идём по правой стороне тротуара, чтобы не мешать движению других людей.
- Запрещается брать в руки разные предметы. Они могут быть заражены страшной невидимой болезнью.
- Не подходим к животным, животным может это не понравится.
- Не берём сладости, игрушки у незнакомых людей, отказываемся от приглашения пойти куда-либо с незнакомцем.
- Запрещается брать в рот посторонние предметы, листья и плоды деревьев, цветы и растения. Мы можем отравиться, и у нас заболит живот.
— Дети, в городе много машин, по всем дорогам проезжают, пешеходам гулять мешают. Чтоб опасность избежать, правила дорожного движения нужно соблюдать. Напомните мне, пожалуйста, правила дорожного движения и поведения на улицах города (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Правила дорожного движения.
- Для автомобилей – дорога, для пешехода – тротуар. Не нужно подходить близко к дороге, где ездят машины и автобусы.
- Переходить дорогу можно только с взрослым, по пешеходному переходу.
- Переходя дорогу посмотрим, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
- Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.
- Не выбегаем на дорогу, можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.
- Обходим стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит нас.
- Никогда не подходим и не садимся в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете встречаются злые люди, которые могут причинить нам вред.
2 часть. Пешеходная прогулка.
На прогулке педагог обращает внимание детей на интересные здания, магазины и другие общественные здания. Беседа проводится в тихом месте, во дворе дома.
— Дети, как называется наш город? (ответы детей).
— Дети, мы с вами живём в городе Челябинске. Мы городские жители, горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, живущих в Санкт-Петербурге – петербуржцами. Дети, а как называют нас, живущих в Челябинске? (ответы детей).
— Дети, мы – челябинцы. Наш город очень большой. В нём живёт больше миллиона человек. Дети, как вы думаете, из чего состоит такой огромный город? (предположения детей).
— Город – это жители города, челябинцы, дома и здания, где живут, работают, учатся, отдыхают челябинцы. Дома, детские сады, школы, магазины, музеи, театры и другие здания – всё это архитектурные сооружения. Архитектура – это искусство и наука строить и проектировать здания для людей. Посмотрите вокруг себя и скажите, похожи все здания, или они отличаются друг от друга? (ответы детей).
— Дети, как вы думаете, кто придумал эти здания? (предположения детей).
— Архитектор – это тот, кто придумывает здания. По виду здания понятно, для чего оно построено. Вот жилой дом, в нем много подъездов, много небольших окон. А это магазин, в нём один или два входа и большие окна-витрины. Дети, вам нравится архитектура нашего микрорайона? (ответы детей).
3 часть. На участке детского сада после прогулки.
— Дети, какие здания мы увидели во время похода? (ответы детей).
— Все здания похожи друг на друга или они чем-то отличатся? (ответы детей).
— Какое здание вам понравилось и почему? (ответы детей).
Педагог благодарит детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Дети, мы узнали, что в нашем городе много домов. Дома спроектировали архитекторы. Дома в городе разные. По форме дома и деталям можно определить, для чего предназначено это здание.
Ситуация общения «Город Челябинск».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
Мой город детства, город юности моей,
Ты всех прекрасней, всех добрее и милей,
Я повторяю, повторяю вновь и вновь,
Челябинск – ты моя любовь.
А. Куницын.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о нашем любимом городе. Вы согласны? (ответы детей).
—Я предложение начинаю, вы его повторяете и заканчиваете словами «город Челябинск». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!
Педагог произносит начало предложения и протягивает цветок ребёнку. Ребёнок повторяет предложение полностью, и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.
Лексический материал.
- Мы любим наш – … Мы любим наш город Челябинск.
- Нет в мире лучше – … Нет в мире лучше города Челябинска.
- Мы подарим свою любовь – … Мы подарим свою любовь городу Челябинску.
- Мы видим в окно наш – … Мы видим в окно наш город Челябинск.
- Мы гордимся нашим – … Мы гордимся нашим городом Челябинском.
- Мы поем песни о – … Мы поем песни о городе Челябинске.
— Спасибо, дети! О городе Челябинске рассказали, слова правильно изменяли.
Игровая ситуация «Интервью».
«Расскажи о своём городе».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Игровой материал. Микрофон или диктофон.
Разговор.
Педагог подходит к ребёнку. (Желательно подходить к детям, которые не адекватно себя ведут: агрессивное поведение, по отношению к другим детям или ребёнок сидит в одиночестве, ничем не занят или грустит)
— Разрешите представиться, я корреспондент журнала «Колобок» (назвать своё имя отчество). Я хотела бы взять у Вас интервью. Вы не возражаете, если я запишу наш разговор на диктофон? (ответ ребёнка).
— Нашим читателям интересно узнать, что Вы знаете о своём городе? (рассказ ребёнка).
В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы, уточняет источник информации, помогает ребёнку подбирать слова, строить высказывания.
— Прекрасно! Ваш рассказ очень интересен. Я думаю, наши читатели с удовольствием прочитают Ваше интервью.
Разговор «Родной город».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.
Как на зорки заиграет ветерок озорной,
Солнце ярко озаряет город наш родной.
Вырастает, расцветает город с каждым днём,
Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.
На работу мамы, папы рано утром спешат,
Машут липы им ветвями и листвой шуршат.
Вырастает, расцветает город с каждым днём,
Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.
Мы по улицам красивым дружно все пройдём,
И о городе любимом песню запоём.
Вырастает, расцветает город с каждым днём,
Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.
Светлана Алёшина
— Дети, что вы можете рассказать о нашем родном городе? (Рассказы детей).
— Дети, Челябинск город большой, он нам дом родной.
Разговор «Челябинск».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Есть город Челябинск на Южном Урале,
Красивый, могучий – опора страны.
Озёра и реки его окружают,
А сверху Уральские горы видны.
Василий Костюков
— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (Рассказы детей).
— Дети, Челябинск – город наш родной, город большой. Взрослых и детей в Челябинске посчитаем, больше миллиона насчитаем.
Разговор «Наш город».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас…
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни!
— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (рассказы детей).
— Дети, Челябинск – наш город, наш дом. Мусор в городе не бросайте, чистоту и порядок соблюдайте.
Разговор «Город на реке Миасс».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, течёт, течёт, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. Речка в городе у нас, называется …? (Ответы детей).
— Дети, мы живём с вами в городе Челябинска, он стоит на реке Миасс. Челябинск – город большой. Мы с вами жители города Челябинска, челябинцы. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.
Город на Южном Урале,
Город на речке Миасс,
Самый красивый едва ли,
Самый любимый – для нас.
Город, в котором живём
И о котором поём.
Здесь мы в синяках и царапинах
На речку бежали гурьбой.
Ты – челябинец, я – челябинка,
Мы – челябинцы оба с тобой.
— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (Рассказы детей).
— Дети, река Миасс в городе нашем протекает, город Челябинск она украшает.
Разговор «Любим тебя, Челябинск».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, вы любите наш город Челябинск? (Ответы детей).
— Почему вы любите наш родной город? (Ответы детей).
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральского поэта Олега Владимировича Кульдяева.
Нет, не стареет Челябинск.
Молодо выглядит он.
И вечерами над куполами
Льётся серебряный звон.
Город родной – Челябинск!
Гордость моя – Челябинск!
Любим тебя, Челябинск!
В дождь, и в жару, и в снег…
День, начиная с улыбки,
Будем свой город любить.
Пусть станут краше улицы наши,
Будем достойнее жить!
— Дети, Челябинск – наш город родной, любим мы его всей душой.
Разговор «Реки и озёра Челябинска».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас…
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни!
— Дети, что вы знаете о реках и озёрах Челябинска? (Ответы детей).
— Дети, город Челябинск стоит на реке Миасс. По территории города протекает несколько малых речек, впадающих в Миасс: Игуменка, Колупаевка, Чикинка, Челябка и Чернушка. В нашем городе есть Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Дети, реки и озёра Челябинск украшают, озёрным краем Челябинск называют.
Разговор «Танкоград».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, вы знаете, как называли наш город во время войны? (Ответы детей).
— Град – значит город. Танкоград – город танков. Челябинск – город, где собрали много танков для защиты нашей Родины. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
На свете славных городов не мало!
Челябинск – Танкоград и Град-металла.
Он Град-науки и Град-поэтов,
Я сердцем песенку пишу про это.
Челябинск наш и труженик и воин,
По праву песен и стихов достоин.
Спросите у детей, споют вам дети –
Челябинск – лучший город на планете!
И с каждым годом будет город краше,
С ним праздники и будни, счастье наше.
Спросите у детей, ответят дети, –
Челябинск – лучший город на планете!
Борис Хуторянский
— Дети, вы согласны с тем, что Челябинск – лучший город на планете! (Ответы детей).
Разговор «Челябинск – труженик».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, мы живём с вами в городе Челябинска. Челябинск – город большой, в нём много заводов и фабрик. Какие заводы и фабрики Челябинска вы знаете? (ответы детей).
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Челябинец – труженик мира:
Горняк, хлебороб и кузнец,
Он мастер ракеты и лиры,
Он делу любимому – венец.
Он, стиснув упрямее в зубы,
Трудиться нигде не устал,
На тракторы, краны и трубы
В печах своих плавит металл…
И гордостью, славой законной,
В окружи гор и полей,
Частица России исконной –
Челябинск вошёл в юбилей!
А. Лопухов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....
Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Грибы». Картотека....
Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Овощи». Картотека...
Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширение знаний детей о разных периодах осени....
Волкова Н.А. Лиственные деревья. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»....
Волкова Н.А. Животные холодных стран. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
ОО Познание. Ознакомление с природой....
Волкова Н.А. Сказки Корнея Чуковского. Беседы и игры с детьми 4-6 лет
Подборка бесед и игр для проверки знания детей произведений Корнея Чуковского....