Волкова Н.А. Лиственные деревья. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._listvennye_derevya._osen._besedy_i_igry_s_detmi_5-7_let.docx | 607.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Знакомство детей с растениями.
Лиственные деревья. Осень.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Природа — единственная книга,
каждая страница, которой полна глубокого содержания”.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой. Растительный мир.
Задачи.
- Поддерживать интерес детей к наблюдениям.
Фенологический календарь природы.
Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.
- Начало осени (примерно с 27 августа по 23 сентября) — Осень начинается с первых, пожелтевших или покрасневших отдельных листьев на берёзах, липах, вязах. Продолжается этот период до тех пор, когда на деревьях становится жёлтыми (красными) примерно половина листьев (конец сентября).
- Золотая осень (примерно с 24 сентября – по 14 октября) — Это пора самой яркой осенней раскраски листвы и сильного листопада. Начало заморозков, в низинах часты туманы. К концу октября оголены липы, клёны, осины — так заканчивается золотая осень.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Виртуальное путешествие «Лиственные деревья». | Расширять и обогащать знания детей о растениях. Познакомить детей с лиственными деревьями. Показать значение деревьев для человека. Закреплять умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать любовь детей к Родине, гуманное, бережное отношение к миру природы. |
Наблюдение «Берёза». | Расширять знания детей о растениях. Обратить внимание детей на красоту берёзы. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Показать детям значение берёзы в жизни человека. Воспитывать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Развивать любознательность детей, память. |
Агеева И. Д. «Берёза». | Поддерживать интерес детей к берёзе. Воспитывать любовь детей к Родине, чуткость к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. |
Исследование «В сентябре лист на дереве не держится». | Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Листья деревьев». | Расширять знания детей о растениях. Познакомить с видоизменением листьев. Помочь детям запомнить названия листьев деревьев. Развивать любознательность детей, память. |
Целевая прогулка «Путешествие в Осеннее царство». | Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Показать детям многообразие красок золотой осени. Познакомить детей с деревьями и кустарниками участка. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к природе родного края, чуткость к художественному слову. |
Скребицкий Г. А. «Четыре художника. Осень». | Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь детей к родной природе. |
Исследование «Листопад». | Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Раскрыть понятие «листопад». Поощрять интерес к изменениям в природе родного края, чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?» | Закреплять знания детей о деревьях. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей. |
Творчечтво «Осенние листья». | Помочь детям увидеть особенности листьев деревьев. Обратить внимание детей на отличия листьев по форме, величине. Побуждать желание детей передавать эти отличия в рисунках. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Поддерживать интерес детей к рисованию цветными мелками. |
Исследование «Деревья осенью». | Расширять знания детей о растениях. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память. |
Исследование «Готовы ли наши деревья к зиме?» | Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать любознательность детей, память. |
Вид деятельности | Задачи. |
Лопатина А. А. «Мудрость дерева». | Познакомить со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Мудрость дерева», помочь детям понять её смысл. Показать детям значение деревьев в жизни человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Скребцова М.В. «Дуб и человек». | Познакомить со сказкой Марины Владимировны Скребцовой «Дуб и человек», помочь детям понять её смысл. Показать детям значение дерева в жизни человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Лопатина А.А. «Орешник и медведь». | Познакомить со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Орешник и медведь», помочь детям понять её смысл. Расширять знания детей о кустарниках. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Скребцова М.В. «Колючий шиповник». | Познакомить со стихотворением Марины Владимировны Скребцовой «Колючий шиповник». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям значение шиповника в жизни человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Разговор «Кора деревьев». | Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать бережное отношение детей к растениям. |
Сыроежина Т. «Не ломайте деревья». | Воспитывать бережное отношение детей к растениям, чуткость к художественному слову. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе. |
Пальчиковая игра «Деревья». | Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. |
Пальчиковая игра «Листочки». | Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. |
Малоподвижная игра «Деревья и цветы». | Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения. Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу. Формировать интерес детей к познавательным играм. |
Малоподвижная игра «Зелёное море тайги». | Поощрять желание детей играть в подвижные игры. Закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение детей. Воспитывать терпение, доброжелательное отношение друг к другу. |
Словесная игра «Деревья в лесу». | Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать слуховое внимание, память детей. |
Словесная игра «Загадки о деревьях». | Формировать умение детей узнавать деревья по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам. |
Интеллектуальная разминка «Деревья». | Закрепить знания детей о деревьях. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. |
Дидактическая игра «Лото "Деревья"». | Закреплять знания детей о деревьях. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать память, концентрацию внимания, мышление детей. Воспитывать честность, играть, не нарушая правила игры. Воспитывать привычку детей после игры аккуратно собирать карточки в коробку. |
Виртуальное путешествие «Лиственные деревья».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях. Познакомить детей с лиственными деревьями. Показать значение деревьев для человека. Закреплять умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать любовь детей к Родине, гуманное, бережное отношение к миру природы.
Материал к деятельности: Презентация «Лиственные деревья».
Путешествие.
— Дети, вы знаете, что такое дерево? (ответы детей).
— Деревья – это добрые великаны, выше мамы, выше папы, выше дома твоего. Деревья– это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, много листьев. Деревья расту везде: в деревне и в городе. Но больше всего деревьев в лесу. Лес – это страна добрых великанов, страна деревьев. Дети, в осеннем лесу гуляем, лиственные деревья изучаем.
Берёза.
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. | С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. |
— Так описывал свои чувства к берёзе поэт Александр Прокофьев.
Дуб.
— В народе говорят: «Могуч, как дуб, потому и люб».
Жёлуди на ветках – Это дуба детки. Упадут на землю И тихонько дремлют. Ждут весенних дней – | Проливных дождей. Гладкий желудок – Будущий дубок. Там, где нынче травы – Зашумит дубрава! Татьяна Шорыгина |
Клён.
— Клён зелёный, да клён кудрявый, да раскудрявый резной. Жарким летом клён зелёный, с шаровидной, пышной кроной. Осенью янтарный золотой, славится своей листвой. Семенами окрылён, старый, добрый клён.
Липа.
Посмотрите дети — Это липы цвет, Ароматы лета, Нам принёс в привет. Чай его душистый, Любит стар и мал, | Очень многим людям Он здоровье дал… И от кашля средства Просто лучше нет — Вот какой кудесник Этот липов цвет! Ирина Козленко |
Тополь.
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Зинаида Александрова
— Городские тополя стоят, листвой шелестят. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. Пухом покрыта земля, здесь растут тополя.
Ясень.
Ясень, ясень, ты прекрасен, Сень твоя всегда мила, Друг надёжный ликом ясен, И душа как день светла. | Ясень, ясень, стойкий ясень, Согреваешь ты теплом, Ты защитник, милый ясень, Твоя крона – песням дом… Лариса Бесчастная |
Осина.
Замерли вершины, Ветры в поле спят, Только у осины Листья шелестят. Шепчутся бессонно, Говорят друг с другом, | Пробегают волны По листве упруго. Спят в лесу рябины, Дремлет пышный клён. Чуткая осина Стережёт их сон. Татьяна Шорыгина |
Ива.
Ветки деревца – как руки, серебристые листы. …А из гибких, тонких прутьев Можно многое сплести: | И диваны, и корзины, Стулья, кресла и гардины. И полезна, и красива Вечно плачущая ива. Наталья Меркушова |
— Иву по-разному называют: тальник, ветла́, раки́та, лози́на, ве́рба.
Рябина.
Я по парку погуляла, Где заря растёт узнала. Поглядела вверх – она Сразу стала мне видна! | Ярко ягодки горят, На меня они глядят! Что за чудная картина? Это дерево – рябина! Наталья Меркушова |
Зрительная гимнастика «Чудеса».
— Дети, как вы думаете, для чего нужны деревья? (предположения детей).
— Деревья красивые растения, они дарят нам эстетическое наслаждение. Мы любуемся стройной берёзкой, могучим дубом и другими деревьями. Деревья очищают воздух от вредных газов и пыли, насыщают воздух чистым кислородом. Деревья защищают нас от городского шума. В жаркий день деревья дарят нам прохладную тень. Деревья делятся с нами и животными своими плодами. Дети, какие деревья дарят нам фрукты и ягоды? (ответы детей).
— Яблони, груши, сливы, вишни, рябины и многие другие. Дети, деревья полезны и нужны, нашу жизнь оберегают они. Деревья будем мы беречь и охранять, ветки деревьев не ломать. Дети, лиственные деревья вспоминаем, загадки отгадаем.
Русская красавица на Руси славится. Стоит на поляне в белом сарафане. Летом зелёные серёжки, осенью золотые одёжки. Зимой не боится мороза, стройная … (берёза). | Жарким летом он зелёный, с шаровидной, пышной кроной. Осенью янтарный, золотой, славится своей листвой. Листья его большие, красивые, резные. Семенами окрылён, старый, добрый … (клён). | Русский богатырь плечи расправил вширь. Темной покрыт корой, лист красивый, резной. А на кончиках ветвей зреет много желудей. Лесным жителям люб могучий … (дуб). |
Девица-красавица птицам очень нравится. Ягод красные рубины у прекрасной … (рябины). | Ароматна, когда цветёт, сладкий мёд она даёт. И спасает нас от гриппа, волшебница … (липа). | Всегда печальна, молчалива, Ветви над рекой склонила. Возле речки у обрыва, Тихо плачет … (ива). |
Защитники города стоят и листвой шелестят. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. Пухом покрыта земля, здесь растут … (тополя). | Ажурной кроной восхищает, сложным листом удивляет. Семенам крылья подарил, в мир светлый отпустил. Строен и прекрасен высокий … (ясень). | От нечистой силу защищает, от плохой энергии очищает. Но сама постоянно дрожит, и листвой шелестит. Что у тебя за кручина, нежная … (осина). |
— Дети, как прекрасны в России леса! Таят они в себе чудеса! Нужно лес нам защищать, не рубить его и не сжигать. Добрых великанов, дети, оберегайте, ветки деревьев не ломайте. До свиданья! До свиданья! Добрый лес, волшебный лес, полный тайн и чудес.
— Дети, какие у вас есть вопросы о лиственных деревьях?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Замечательно! Спасибо, дети! Вы умные и любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.
Наблюдение за деревьями в сентябре.
«Берёза».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Обратить внимание детей на красоту берёзы. Вызвать желание детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Показать детям значение берёзы в жизни человека. Воспитывать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи детей с движением.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Я хочу вам прочитать моё любимое стихотворение. Послушайте, пожалуйста.
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках. С красивыми застёжками. С зелёными серёжками. | Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. А. Прокофьев. |
— Дети, о каком дереве рассказывается в этом стихотворение? (ответы детей).
— А у нас на участке детского сада есть берёза? (ответы детей).
Дети подходят к берёзе, рассматривают её, делятся своими впечатлениями.
— Берёза – символ России. Берёзы, березняки, берёзовые рощи есть в каждом городе и селе России. Берёзы для нас девицы-красавицы, белоствольные, кудрявые, ветвистые, плакучие, светлые, красивые, величавые. Берёза – доброе и щедрое дерево! Берёза – лекарственное растение. Из листьев и почек берёзы изготовляют настойки и мази, пьют берёзовый сок. А какая русская баня без берёзового веника. Попарься берёзовым веником, и все болезни от тебя уйдут. Дети, прикоснитесь ласково к берёзке, прижмитесь, погладьте и попросите у неё здоровья. Желающие дети прислоняются к дереву, обнимают его.
— Дети, берёзку не обижайте, веточки зря не ломайте. Скажем мы берёзке, до свидания!
Дети прощаются с берёзой.
Весёлые упражнения «Берёза».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, русскую народную песенку запоминайте. Дети стоят по кругу. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Берёза моя, берёзонька, Берёза моя белая, | Руки плавно через стороны вверх. Плавное движение правой рукой в сторону – вниз. |
Берёза моя кудрявая. | Плавное движение левой рукой в сторону – вниз. |
Стоишь ты, берёзонька, | Плавное движение рук через стороны вверх. |
Посреди долинушки, | Руки в стороны, ладони вверх. |
На тебе, берёзонька, | Плавное движение рук через стороны вверх. |
Листья зелёные, | Кружение, руки вверху. |
Под тобой, берёзонька, | Наклон вниз, руки плавно вниз – в стороны, |
Трава шёлковая, | Руки вниз, качаем руки влево – вправо, |
Вокруг тебя, берёзонька, | Встаём прямо. |
Красны девицы венки вьют, Да хороводы ведут. | Берёмся за руки, идём по кругу. |
Инесса Дмитриевна Агеева
«Берёза».
Задачи. Поддерживать интерес детей к берёзе. Воспитывать любовь детей к Родине, чуткость к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения.
Разговор.
— Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Белоствольная берёза – символ Родины моей»? (Предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Инессы Дмитриевны Агеевой «Берёза».
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Наблюдение за деревьями в сентябре.
Исследование «В сентябре лист на дереве не держится».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Посмотрите, пожалуйста, на это дерево. Одни листья на нём зелёные, другие жёлтые, а третьи коричневые (бурые). Странно, почему на одном дереве листья разного цвета? (предположения детей).
— Сначала изменяется цвет у более слабых и старых листьев. А молодые, сильные листья дольше сохраняют зелёный цвет. Дети, я услышала народную поговорку «В сентябре лист на дереве не держится». Как вы думаете, что это означает? (предположения детей).
— Дети, найдите, пожалуйста, доказательства, что в сентябре лист на дереве не держится. Если вы найдёте, листья деревьев, соберите их, пожалуйста. Внимание, дети! Собираем только чистые листья, аккуратно берём за черешок, составляя букет. Дети выполняют задание.
Педагог вместе с детьми рассматривают листья, пытаются определить, с какого дерева лист.
— Дети, солнце в сентябре не такое горячее, как летом. Становится холоднее, и листья на деревьях желтеют и опадают. Вот народ и приметил, что в сентябре лист на дереве не держится. Народная поговорка – это короткое предложение, но сколько мудрости в ней спрятано!
Весёлые упражнения «Осень».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? | Удивлённое лицо. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Под дождём осенним Изменился ты! | Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево. |
Ветер злой, холодный Листья оборвал, | Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо. Руки вперёд, встряхнём кисти рук. |
По дорожкам грязным Все их разбросал. | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Как тебя утешить, Что тебе сказать? | Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! Иван Белоусов | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение за деревьями в сентябре.
Исследование «Листья деревьев».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Познакомить с видоизменением листьев. Помочь детям запомнить названия листьев деревьев. Развивать любознательность детей, память, мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
Материалы: листья лиственных и хвойных деревьев.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Соберите, пожалуйста, листья деревьев. Внимание, дети! Собираем только чистые листья, аккуратно берём за черешок, составляя букет. Дети собирают опавшие листья деревьев.
— Дети, рассмотрим листья деревьев. Все листья одинаковые или они разные? (ответы детей).
— Есть листья простые, как у берёзы, тополя, клёна. А есть листья сложные, они состоят из маленьких листочков, как у рябины. Дети, что есть у всех листьев? (предположения детей).
— У всех листьев есть ножка (черешок), которым они прикрепляются к веточке.
Педагог приглашает детей подойти к хвойному дереву. Если на участке детского сада нет хвойного дерево, педагог приносит веточку хвойного дерева.
— Дети, как называется это дерево? (ответы детей).
— А где же листья у этого дерева? (предположения детей).
— Иголки – это листья хвойных деревьев. Дети, листья хвойных деревьев похожи на листья лиственных деревьев? (ответы детей).
— Иголки маленькие, тоненькие, поэтому осенью они не желтеют, на зиму не опадают. Хвойные деревья и зимой будут радовать нас свой зеленью. Дети, что мы узнали о листьях деревьев? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что листья деревьев разные: простые или сложные, есть листья-иголки.
Пальчиковая игра «Листочки».
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.
Ветер по лесу летал, Ветер листочки считал: | Плавные волнообразные движения рук. |
С дуба дубовые, С клёна … кленовые, С рябины … рябиновые, С берёзы … берёзовые, С осины … осиновые. | Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия листьев деревьев). |
Ветер листочки срывал, На тропинки бросал. | Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.
По желанию детей игра повторяется.
Наблюдения за деревьями и кустарниками в сентябре.
Целевая прогулка по участку детского сада
«Путешествие в Осеннее царство».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Показать детям многообразие красок золотой осени. Познакомить детей с деревьями и кустарниками участка. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к природе родного края, чуткость к художественному слову.
Путешествие.
— Дети, сегодня нас ожидает удивительное путешествие в Осеннее царство. Только самые внимательные и наблюдательные дети увидят это волшебное царство. Во время нашего путешествия, дети, будьте внимательны, ищите чудеса Осени.
Дети вместе с педагогом спокойно гуляют вокруг здания детского сада. Педагог подводит детей к деревьям и кустарникам. Называет растения, делая акцент: «Это дерево…», «Это кустарник…».
После путешествия, на своём участке, педагог беседует с детьми.
— Дети, расскажите, пожалуйста, какие чудеса Осени вы увидели? (рассказы детей).
— Дети, какие деревья растут возле нашего детского сада? (ответы детей).
— Какие кустарники мы встретили? (ответы детей).
— Дети, как прекрасно Осеннее царство!
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Георгий Алексеевич Скребицкий
Пальчиковая игра «Листочки».
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.
Ветер по лесу летал, Ветер листочки считал: | Плавные волнообразные движения рук. |
С дуба дубовые, С клёна … кленовые, С рябины … рябиновые, С берёзы … берёзовые, С осины … осиновые. | Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия листьев деревьев). |
Ветер листочки срывал, На тропинки бросал. | Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.
Георгий Алексеевич Скребицкий
«Четыре художника. Осень».
Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Вместе с русским писателем Георгием Алексеевичем Скребицким мы понаблюдаем за работой художника Осень. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно, выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал нам яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Четыре художника. Осень».
Педагог читает, выделяя прилагательные, сравнения голосом.
Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
— Дети, вспомним яркие, образные, красивые слова, с помощью которых Георгий Алексеевич описал творения Осени.
При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.
- Какие краски взяла художник Осень?
— Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски.
- Каким цветом Осень покрыла берёзы и клёны?
— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной.
- Как украсила Осень листья осинок?
— А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.
- Каким стал осинник?
— Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
- С кем сравнила Осень дуб?
— Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
- Как одела Осень дуб-богатырь?
— Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть.
- Во что нарядила осень развесистые липы?
— Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
- Какие деревья не стала Осень украшать?
— Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить.
- Почему Осень не украсила ели и сосны?
— У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными.
Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные сравнения.
Для своей работы Художник Осень взяла самые яркие краски, и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе…
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника. Осень»? (ответы детей).
— Рассказы Георгия Алексеевича образны. Читая рассказ, я вижу пёстрый наряд осеннего леса, чувствую любовь автора к родной природе. Дети, как прекрасны произведения русских писателей о природе! Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.
Наблюдение за деревьями в сентябре.
Исследование «Листопад».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Раскрыть понятие «листопад». Поощрять интерес к изменениям в природе родного края, чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. Упражнять в умении медленно кружится, сохраняя устойчивое равновесие.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем.
Листики кружатся, Падают в лужицы, Ветки гнутся и шуршат, Тихо шепчут: «Листопад». Листопад, листопад Засыпает старый сад. | Листья, словно бабочки, Кружатся, порхают, И крыльцо, и лавочку Листья осыпают. Листопад, листопад Засыпает старый сад. Татьяна Шорыгина |
— Дети, как вы считаете, что такое листопад? (ответы детей).
— Слово «листопад» состоит из двух слов: лист падает. Дети, как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья осенью? (предположения детей).
— Деревья готовятся к зиме. Листья испаряют влагу, а зимой дождей нет и не нужно испарять лишнюю влагу. Зимой на деревья падает снег. Если на каждом листочке будет снег, дерево не выдержит, и ветки дерева сломаются. Педагог с детьми подходят к кучкам листьев на земле и внимательно их рассматривают.
— Листопад, падают листья на землю. Дети, как вы думаете, что происходит с листьями на земле? (предположения детей).
— Листья высыхают. Засохшие листья укрывают корни деревьев и согревают их в морозы. В опавших листиках насекомые прячутся от зимы. Опавшие листья нужны и животным в лесу. Многие звери устилают свои берлоги, норы, дупла сухими душистыми листьями. Дети, что мы узнали о листопаде? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что листопад – это падение листьев на землю. Деревья сбрасывают листья и готовятся к зиме.
Подвижная игра «Листопад».
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
— Дети, Волшебница Осень превратила вас в разноцветные листья. Только подует ветер, листья кружатся, летают, качаются, но далеко не разлетаются. Ветер затих, и листья замирают на месте, пока снова не подует ветер.
Педагог напоминает правила игры.
Игровые правила:
- листья начинают движения только после сигнала «Ветер подул»;
- листья кружатся, плавно приседают (пружинка), раскачиваются из стороны в сторону;
- после сигнала «Ветра нет» листья замирают на месте.
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
Задачи. Закреплять знания детей о деревьях. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей.
Игра.
Педагог просит детей собрать опавшие листья в букет.
— Дети, в игру играем, с какого дерева листочек угадаем. Правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровое правило: название листочка называем, хором отвечаем.
Педагог показывает детям листья и спрашивает.
— Дети, с какого дерева листок? (ответы детей).
Предложить детям рассказать о листьях по-разному. Например, лист с берёзы – берёзовый лист.
Творчество «Осенние листья».
Задачи. Помочь детям увидеть особенности листьев деревьев. Обратить внимание детей на отличия листьев по форме, величине. Побуждать желание детей передавать эти отличия в рисунках. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Воспитывать аккуратность. Поддерживать интерес детей к рисованию цветными мелками.
Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.
Рисование.
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю рисовать!
Мелки в руки берём,
Рисовать начнём.
— Дети, Осени помогаем, асфальт украшаем. Листочек поднимите, на него внимательно посмотрите. Дети рассматривают листья деревьев.
— У каждого листика есть центральная линия, как ствол дерева, от него отходят прожилки в разные стороны. Листья могут быть крупные, как у клёна или тополя, и мелкие, как у берёзы или осины. Листья бывают простые, как у берёзы, или сложные, как у рябины. Дети, напомните мне секреты рисования цветными мелками. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Секреты рисования цветными мелками.
- Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
- Сначала нарисуем контур рисунка.
- Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
- Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.
— Юные художники, нарисуем осенние листья.
Дети рисуют, педагог уточняет у ребёнка, лист какого дерева он рисует. Восхищается рисунками детей. Напоминает об аккуратности.
— Чудесно! Осенние листья нас окружают, наш асфальт украшают!
Наблюдение за деревьями в октябре.
Исследование «Деревья осенью».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Что такое деревья? (ответы детей).
— Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, и много листьев. Дети, какие деревья растут на участке нашего детского сада? (ответы детей). Педагог показывает на деревья, которые назвали дети.
— Какие деревья вы ещё знаете? (ответы детей).
— Дети, цель нашего исследования: узнать, что происходит с деревьями осенью. Приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог просит рассказать детей о своих наблюдениях.
— Дети, тайну растений расскажите, что происходит с деревьями осенью опишите. (Рассказа детей). Педагог благодарит детей, которые действительно наблюдали за деревьями или заметили что-то необычное.
— Осенью деревья листья теряют, зиму ожидают. Дети, как вы думаете, почему деревья осенью листья теряют? (ответы детей).
— Мало осенью света и тепла, поэтому растения вянут, деревья теряют листья. Все растения готовятся к зиме, к зимней спячке. Дети, что мы узнали о деревьях? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что осенью у деревьев опадают листья, деревья готовятся к зиме.
Весёлые упражнения «Осень».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? | Удивлённое лицо. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Под дождём осенним Изменился ты! | Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево. |
Ветер злой, холодный Листья оборвал, | Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо. Руки вперёд, встряхнём кисти рук. |
По дорожкам грязным Все их разбросал. | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Как тебя утешить, Что тебе сказать? | Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! Иван Белоусов | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение за деревьями в ноябре.
Исследование «Готовы ли наши деревья к зиме?»
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь деревьев. Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Дети делятся своими впечатлениями
— Дети, что такое деревья? (ответы детей).
— Деревья – это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, много листьев. Какие деревья растут на участке нашего детского сада? (ответы детей).
— Дети, как деревья готовятся к зиме? (предположения детей).
— Деревья сбрасывают листву, чтобы ветки и веточки зимой отдыхали. Закрывают корни толстым слоем листьев, чтобы корни не замёрзли. Дети, цель нашего исследования сегодня узнать, готовы ли наши деревья к зиме? Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, готовы ли наши деревья к зиме? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что наши деревья готовы (не готовы) к зиме.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Александра Александровна Лопатина
«Мудрость дерева».
Задачи. Познакомить со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Мудрость дерева», помочь детям понять её смысл. Показать детям значение деревьев в жизни человека. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Мудрость дерева».
В древние времена спросила матушка Земля человека:
— Какие деревья для тебя вырастить, человек?
Жизнь тогда была суровая. Люди голодали и дрались друг с другом из-за еды, поэтому человек попросил:
— Матушка Земля, вырасти дерево, которое очистит сердце человека от злобы. Тогда перестанут сильные люди отбирать у слабых их добычу.
Вырастила матушка Земля берёзку. Полюбовалась она на её белоснежную кору, на гибкие веточки и спрашивает:
— Доволен ли ты, человек, берёзкой?
— Спасибо, матушка Земля, — поклонился человек. — Белая берёзка очистила наши сердца от злобы. Из бересты, коры берёзовой мы посуду, обувь и корзины делаем. Только не могут люди с бедами справиться без мудрости.
Выслушала Земля человека и вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землёй.
— Доволен ли ты, человек? – спросила Земля.
— Очень доволен, — поклонился человек. — Твёрдая древесина дуба нам дома и корабли строить помогает. Его жёлуди нас и животных кормят. Только не хватает людям доброты. Болеть они стали.
— Хорошо, выращу я для тебя липу, человек, – ответила матушка Земля. – Её листочки на сердечки будут похожи, и она научит людей доброте.
Вскоре выросла на земле липа – доброе дерево.
— Спасибо за липу, матушка Земля, — поблагодарил человек. — Древесина этого доброго дерева такая мягкая, что из неё мы ложки и чашки делаем, а липовый цвет людей от простуды лечит. Вдохнёшь медовый липовый аромат, и на душе легче. Только не хватает людям щедрости, не умеют они делиться.
Подумала матушка Земля и вырастила рябинку – щедрое дерево.
Осенью рябинка гнётся под ярко-красными гроздьями ягод, ждёт, когда за ними птицы и звери придут.
Много разных деревьев вырастила матушка Земля. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ… Шумит лес разными голосами и всем дарит свои сокровища. Кому грибы да ягоды для еды, кому древесину для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому – мудрость для сердца.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, что матушка Земля решила подарить людям?
— В древние времена спросила матушка Земля человека:
— Какие деревья для тебя вырастить, человек?
- Какое дерево очистила сердца людей от злобы?
— Белая берёзка очистила наши сердца от злобы.
- Какие предметы быта дарит людям берёза?
— Из бересты, коры берёзовой мы посуду, обувь и корзины делаем.
- Какое дерево подарило людям мудрость?
— Только не могут люди с бедами справиться без мудрости. Выслушала Земля человека и вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землёй.
- Чем помогает дуб людям?
— Твёрдая древесина дуба нам дома и корабли строить помогает. Его жёлуди нас и животных кормят.
- Какое дерево научило людей доброте?
— Хорошо, выращу я для тебя липу, человек, – ответила матушка Земля. – Её листочки на сердечки будут похожи, и она научит людей доброте. Вскоре выросла на земле липа – доброе дерево.
- Чем поделилась липа с людьми?
— Древесина этого доброго дерева такая мягкая, что из неё мы ложки и чашки делаем, а липовый цвет людей от простуды лечит. Вдохнёшь медовый липовый аромат, и на душе легче.
- Какое дерево научило людей щедрости?
— Только не хватает людям щедрости, не умеют они делиться.
Подумала матушка Земля и вырастила рябинку – щедрое дерево. Осенью рябинка гнётся под ярко-красными гроздьями ягод, ждёт, когда за ними птицы и звери придут.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Мудрость дерева»? (Ответы детей).
— Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Чтобы стать настоящим человеком нужно очистить сердце от злобы, как берёзка, быть мудрым, как дуб, добрым, как липа, и щедрым, как рябина.
Марина Владимировна Скребцова
«Дуб и человек».
Задачи. Познакомить со сказкой Марины Владимировны Скребцовой «Дуб и человек», помочь детям понять её смысл. Показать детям значение дерева в жизни человека. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Дуб и человек».
Рос в одной деревне могучий дуб. Жил возле дуба старый дед. Однажды привёл дед к дубу своего внука и говорит:
— Попроси у дуба, чтобы он силу тебе дал.
Потрогал внук шершавую тёмную кору в крупных бороздах и спрашивает:
— Дедушка, разве дуб может силу человеку дать?
— Тому, кто по-доброму просит, дуб всегда силу даёт. Все в деревне об этом знают. Матери детей к дубу приносят, чтобы он здоровье им дал. Больных к дубу приводят, чтобы сила дерева в них перелилась, — объяснил старик.
— Дедушка, смотри, у дуба листья с полукругами, а жёлуди в шапочках. Сорви мне одну ветку, я хочу их лучше рассмотреть, — попросил внук.
— Нельзя ветки ломать у дуба, сам что-нибудь потеряешь, — объяснил дед.
Прошло время. Умер старик, а внук взрослым стал. Пришёл он к соседу и говорит:
— Помоги мне дуб срубить. Надоел, его огромная крона весь свет загораживает.
— Да ты что? — удивился сосед. — Все в деревне дуб любят. Он нас от бед охраняет.
— Я в приметы не верю, — ответил новый хозяин.
— Неужели тебе не жалко такое могучее дерево рубить. В голодные годы его жёлуди и животных, и людей спасали. Мы кашу из них делали и даже кофе варили.
— А мне света белого не видно. Его листья всю осень, а порой и зиму на ветках держатся, — рассердился хозяин и решил сам срубить дерево на следующий день.
Ночью разыгралась буря. Сверкали молнии, ураган ломал ветки деревьев. Старый дуб скрипел сучьями, с ветром разговаривал:
— Не хочу больше жить, ветер. Мне всего пятьсот лет, а сила моя исчезла. Прежде возле меня всегда добрые люди жили. А теперь человеческого тепла рядом нет, значит, умирать пора.
Послышался треск, дуб накренился. Хозяин в ужасе подумал: «Если он на дом мой упадёт, ничего от дома не останется». Он выбежал на улицу и взмолился:
— Не падай, дружище! Крепкий ты ещё. Говорят, дубы до двух тысяч лет живут.
Хозяин обнял дерево, поддерживать стал. Дуб затрещал и качнулся так сильно, что земля вздрогнула, и хозяин в этот момент проснулся. Сияло утреннее солнце, дуб стоял, как прежде. Хозяин посмотрел на него и сказал:
— Живи на здоровье, богатырь. С тех пор хозяин с дубом лучшими друзьями стали.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, что посоветовал дед внуку, когда привёл его к дубу?
— Попроси у дуба, чтобы он силу тебе дал.
- Кому даёт силу дуб?
— Тому, кто по-доброму просит, дуб всегда силу даёт. Все в деревне об этом знают. Матери детей к дубу приносят, чтобы он здоровье им дал. Больных к дубу приводят, чтобы сила дерева в них перелилась.
- Почему нельзя ломать ветки дуба?
— Нельзя ветки ломать у дуба, сам что-нибудь потеряешь.
- Почему внук, когда вырос, решил срубить дуб?
— Помоги мне дуб срубить. Надоел, его огромная крона весь свет загораживает.
- Что сказал сосед, в ответ на просьбу помочь срубить дуб?
— Да ты что? — удивился сосед. — Все в деревне дуб любят. Он нас от бед охраняет.
— Неужели тебе не жалко такое могучее дерево рубить. В голодные годы его жёлуди и животных, и людей спасали. Мы кашу из них делали и даже кофе варили.
- Дети, почему дуб не хотел больше жить?
— Не хочу больше жить, ветер. Мне всего пятьсот лет, а сила моя исчезла. Прежде возле меня всегда добрые люди жили. А теперь человеческого тепла рядом нет, значит, умирать пора.
- Дети, как вы считаете, почему хозяин дома передумал рубить дуб?
Хозяин в ужасе подумал: «Если он на дом мой упадёт, ничего от дома не останется».
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Дуб и человек»? (Ответы детей).
— Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Только добрым людям помогают деревья.
Александра Александровна Лопатина
«Орешник и медведь».
Задачи. Познакомить со сказкой Александры Александровны Лопатиной «Орешник и медведь», помочь детям понять её смысл. Расширять знания детей о кустарниках. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку. Слушайте, пожалуйста, внимательно. «Орешник и медведь».
Рос в лесу орешник. Осенью стал он созывать к себе лесной народ:
— Приходите на угощение. Загляните под мои широкие листья, там созрели семейки лесных орехов из трёх или четырёх братьев в зелёных шапочках.
Услышали эти слова птицы и звери. Побежали к орешнику за угощением. Птицы собирали орешки с веток, а зверьки с земли – те, что из своих шапочек выпали. Последним за орехами пришёл медведь. Вырвал он куст орешника и решил:
— Отнесу его в берлогу и там угощусь орешками.
— Если так орехи собирать, их скоро не будет, — запищали мышки.
— Меня это не интересует. Убирайтесь, пока не раздавил вас, — рыкнул медведь.
Сорвал медведь ещё несколько кустов орешника и пошёл домой. Мышки тем временем всем птицам и зверькам о поступке медведя рассказали. Собрались лесные жители. Птицы медведя крыльями бьют, ежи ему лапы колют, белки шерсть щиплют. И все вместе кричат: «Не губи орешник, не губи орешник».
Бросил медведь орешник и заревел:
— Орешник вы жалеете, а меня нет. Орешник далеко от берлоги растёт, не могу я каждый день за орехами ходить.
Замолчали птицы и звери, задумались. Тут один бельчонок пропищал:
— Мама в прошлом году потеряла один орешек возле нашего дерева, а в этом году у нас куст орешника вырос. Скоро прямо дома орешки собирать будем.
— Надо тебе, медведь, возле берлоги орешник посадить, — решили лесные жители.
Побежали все назад к орешнику и принесли к берлоге медведя по одному орешку. Запрятали их в ямки и под кочки, и вскоре вырос у медведя ореховый лес.
Медведь свой орешник не ломал, орешки аккуратно собирал, сам ел и лесных жителей угощал.
— Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
- Дети, какой кустарник рос в лесу?
— Рос в лесу орешник.
- Чем орешник угощал лесных жителей?
— Приходите на угощение. Загляните под мои широкие листья, там созрели семейки лесных орехов из трёх или четырёх братьев в зелёных шапочках.
- Дети, как вы считаете, почему всем нравятся орехи?
— Орехи питательны и вкусны, силой наполняют они.
- Кто из зверей неправильно собирал орехи?
— Последним за орехами пришёл медведь. Вырвал он куст орешника.
- Почему нельзя вырывать кустарники из земли?
— Если так орехи собирать, их скоро не будет.
- Кто встал на защиту орешника?
— Собрались лесные жители. И все вместе кричат: «Не губи орешник, не губи орешник».
- Что посоветовал бельчонок ленивому медведю?
— Надо тебе, медведь, возле берлоги орешник посадить.
- Как помогли лесные жителю медведю?
— Побежали все назад к орешнику и принесли к берлоге медведя по одному орешку. Запрятали их в ямки и под кочки, и вскоре вырос у медведя ореховый лес.
- Как медведь относится к своему орешнику?
— Медведь свой орешник не ломал, орешки аккуратно собирал, сам ел и лесных жителей угощал.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила сказка «Мудрость дерева»? (Ответы детей).
— Сказка разумна да хитра, много правды скрывает она. Кустарники не обижайте, ветки не ломайте.
Марина Владимировна Скребцова
«Колючий шиповник».
Задачи. Познакомить со стихотворением Марины Владимировны Скребцовой «Колючий шиповник». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям значение шиповника в жизни человека. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение «Колючий шиповник».
Расскажи-ка нам, шиповник,
Почему ты как терновник?
Для чего тебе колючки —
Острые иголки-злючки?
Чтоб цветы мои цвели,
Чтобы ягодки росли.
Чтобы зрели и алели,
Всех вас угостить сумели.
В ягодах моих один
Знаменитый господин.
Витамином С зовут,
Хвори от него бегут.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- О каком кустарнике рассказал нам автор стихотворения?
- Дети, для чего шиповнику колючки?
— Шиповник защищает свои цветы и ягоды от бездельников.
- Что дарит шиповник животным и людям?
— Тем, кто не испугается колючек, кто будет внимательным и осторожным шиповник подарит целебные ягоды.
- Чем знамениты ягоды шиповника?
В ягодах моих один
Знаменитый господин.
Витамином С зовут,
Хвори от него бегут.
- Дети, чем полезен витамин С?
— Витамин С организм защищает, иммунитет повышает.
— Дети, кустарники оберегайте, ветки не ломайте.
Разговор «Кора деревьев».
Задачи. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
Разговор.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Когда кору у деревьев повреждают, то деревья убивают»? (предположения детей).
Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.
— Кора дерева – это как кожа у человека. Деревья живые, без коры деревья долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут. Дети, не повреждайте кору на деревьях!
Татьяна Сыроежина
«Не ломайте деревья».
Задачи. Воспитывать бережное отношение детей к растениям, чуткость к художественному слову. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе.
Напоминание.
— Ветки деревьев, дети, не ломайте, дерево живое, не забывайте! Ветки деревьев – это как руки у человека. Без веток дереву трудно жить. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Не ломайте, люди, деревья,
Они тоже живые как вы,
Убежать вот только не могут,
И ответить вам тем же. Увы!
Они нас спасают от зноя,
Создавая прохладную тень,
Терпеливо стоят при этом
Под лучами на солнце весь день.
А когда весна наступает,
То цветением радуют глаз
И ковёр порою осенней
Расстилают из листьев для нас.
Исцеляют от разной хвори,
Наполняют энергией дух
И особым шелестом листьев
Необычно ласкают наш слух.
Не губите, люди, деревья,
Их достоинств не перечесть…
Пальчиковая игра «Деревья».
Задачи. Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, деревья изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия деревьев.
В лес гулять с тобой пойдём Там деревья мы найдём: | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
клён, липа, дуб, берёза, рябина. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают названия деревьев). | |
Ясень, тополь, ива, яблоня, осина. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают названия деревьев). | |
Деревья в лесу растут, Пользу людям несут. | Раскрываем кулачки, покажем ладони обеих рук. | |
Ветер по лесу гуляет, Листья с деревьев срывает. | Энергично встряхиваем кисти рук. |
— Прелестно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, деревья назвали.
Пальчиковая игра «Листочки».
Задачи. Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.
Ветер по лесу летал, Ветер листочки считал: | Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз. | |||
С дуба дубовые, С клёна … кленовые, С рябины … рябиновые, С берёзы … берёзовые, С осины … осиновые. | Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия листьев деревьев). | |||
Ветер листочки срывал, На тропинки бросал. | Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.
Малоподвижная игра «Деревья и цветы».
Задачи. Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения. Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу. Формировать интерес детей к познавательным играм.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, вы знаете деревья и цветы? (ответы детей).
— Деревья и цветы – это растения. Деревья – высокие растения, цветы – низкие растения. Дети, я буду называть деревья и цветы, а вы внимательно слушайте. Если услышали название дерева, покажите, какое оно высокое. Встаньте на носочки, поднимите руки вверх и покачайте руками влево-вправо. Словно ветер колышет веточки деревьев. Педагог показывает движение.
— Если услышите название цветка, наклон вперёд, руки вниз, покачайте руки влево-вправо. Словно ветер колышет стебельки цветов. Педагог показывает движение.
— Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
- тишину не нарушаем, слова на слух воспринимаем;
- дерево – на носочки встаём, руки вверх, веточки изображаем;
- цветок – наклон, руки вниз, цветы ласкаем.
Педагог называет знакомые детям цветы и деревья. Дети выполняют движения.
Лексический материал.
- Деревья: берёза, дуб, клён, липа, тополь, ясень, осина, ива, рябина, яблоня.
- Цветы: астра, космея, роза, лилия, бархатцы, гладиолусы, георгины, мальва, пион.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
— Замечательно! Молодцы, дети! Деревья и цветы узнали, правильно показали.
Малоподвижная игра «Зелёное море тайги».
(Вариант игры «Замри»)
Задачи. Поощрять желание детей играть в подвижные игры. Закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение детей. Воспитывать терпение, доброжелательное отношение друг к другу.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Если сверху из вертолёта посмотреть на лес, он напоминает зелёное море. Деревья колышутся, как будто волны в море. Зелёное море – так называют лес, тайгу. Дети, волшебство начинаем, воображение включаем. Мы море, но не простое, а лесное – Зелёное море тайги. В зелёном море колышутся ветки деревьев.
Ветви колышутся раз,
Ветви колышутся два,
Ветви колышутся три,
На месте деревья замри.
— Дети, вы деревья. Когда прозвучит сигнал: «Замри». Вы превращаетесь в дерево и замираете. Деревья все разные. У одних деревьев ветки смотрят вверх, у других в стороны, у третьих вниз свисают. Я – лесовод, деревья проверяю, имя дерева узнать желаю. Вы название деревьев называйте, но за другими не повторяйте. У каждого из вас своё дерево. Если ваше имя кто-то назвал, быстро себе другое имя придумайте.
Когда лесовод с деревьями познакомиться. Прозвучит сигнал: «Отомри».
— Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правило игры:
- деревом себя представляем, после слова «замри» – замираем.
- стоим и не шевелимся, пока не прозвучит слово «Отомри».
Дети стоят по кругу, взявшись за руки.
Под текст поднимают руки вперёд, опускают вниз.
Ветви колышутся раз,
Ветви колышутся два,
Ветви колышутся три,
На месте деревья замри.
Дети изображают деревья. Педагог проходит по кругу и спрашивает: «Какое дерево здесь растёт?» Ребёнок называет дерево. Когда все дети назовут своё дерево, педагог говорит: «Отомри». Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Словесная игра «Деревья в лесу».
Задачи. Поддерживать интерес детей к растениям. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев. Развивать слуховое внимание, память детей.
Игровой материал: волшебная палочка.
Игра
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, воображение включаем, игру начинаем. Вот смешанные лес, здесь растут хвойные и лиственные деревья. В лес вас, дети, приглашаю, деревья назвать предлагаю. Например, я вижу бук. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
- Кого волшебная палочка выбирает, тот быстро дерево называет.
- Названные деревья не называем, новые вспоминаем.
- Кто не сможет назвать дерево, выходит в центр круга (он превратился в дерево).
Игра проводится в быстром темпе. Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре. В конце игры педагог благодарит тех детей, что остались стоять по кругу, за то, что они знают много названий деревьев, и «расколдовывает» тех, кто превратился в дерево.
Словесная игра «Загадки о деревьях».
Задачи. Формировать умение детей узнавать деревья по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, лиственные деревья вспоминаем, загадки отгадаем.
Игровые правила:
- внимательно слушаем загадку;
- пока загадку читают, молчим;
- хором отвечаем, ответ называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Русская красавица на Руси славится. Стоит на поляне в белом сарафане. Летом зелёные серёжки, осенью золотые одёжки. Зимой не боится мороза, стройная … (берёза). | Жарким летом он зелёный, с шаровидной, пышной кроной. Осенью янтарный, золотой, славится своей листвой. Листья его большие, красивые, резные. Семенами окрылён, старый, добрый … (клён). | Русский богатырь плечи расправил вширь. Темной покрыт корой, лист красивый, резной. А на кончиках ветвей зреет много желудей. Лесным жителям люб могучий … (дуб). |
Девица-красавица птицам очень нравится. Ягод красные рубины у прекрасной … (рябины). | Ароматна, когда цветёт, сладкий мёд она даёт. И спасает нас от гриппа, волшебница … (липа). | Всегда печальна, молчалива, Ветви над рекой склонила. Возле речки у обрыва, Тихо плачет … (ива). |
Защитники города стоят и листвой шелестят. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. Пухом покрыта земля, здесь растут … (тополя). | Ажурной кроной восхищает, сложным листом удивляет. Семенам крылья подарил, в мир светлый отпустил. Строен и прекрасен высокий … (ясень). | От нечистой силу защищает, от плохой энергии очищает. Но сама постоянно дрожит, и листвой шелестит. Что у тебя за кручина, нежная … (осина). |
— Берёза, дуб, рябина, липа, клён, тополь, осина, ясень, ива – это… деревья.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, деревья по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Деревья».
Задачи. Закрепить знания детей о деревьях. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.
- Берёза, дуб, тополь – это … (деревья).
- Листья падают, значит это … (листопад).
- Как называют плоды дуба? (жёлуди)
- Листья какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осина)
- Белоствольное дерево … (берёза).
- Птицы – животные, деревья – … (растения).
- Дом – строят, деревья – … (растут).
- Человек – руки, дерево – … (ветки).
- Яблоко – яблоня, жёлудь – … (дуб).
- Берёза – высокая, рябина – … (низкая).
- Дерево: могучий, крепкий, толстый – это … (дуб).
- Дерево: стройная, белоствольная, кудрявая – это … (берёза).
- Дерево: ароматная, изящная, медоносная – это … (липа).
- Чего больше в лесу: деревьев или растений? … (растений).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.
Дидактическая игра «Лото "Деревья"».
Задачи. Закреплять знания детей о деревьях. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать память, концентрацию внимания, мышление детей. Воспитывать честность, играть, не нарушая правила игры. Воспитывать привычку детей после игры аккуратно собирать карточки в коробку.
Материал для игры: коробка «Лото "Деревья"».
Игра.
— Дети, сегодня мы играем в игру «Лото "Деревья"». Обратите внимание на большие карточки с игровым поле. Педагог показывает карточки.
— В центе поля дерево, а вверху пустые домики. В эти домики вы положите карточки-фишки. А на фишках нарисованы части дерева. Цель игры в лото – найти карточкам-фишкам свой домик. Дети, вспомним правила игры в «Лото»? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
— Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Внимательно за ведущим следи, свою картинку не пропусти.
- Чужие картинки не называй, правило игры не нарушай.
— Дети, напомню, что победителем в игре становится тот, чьё игровое поле будет закрыто фишками первым. Но игру мы будем продолжать до тех пор, пока все дети не зароют свои поля.
Педагог предлагает детям выбрать большие карточки, уточняет у ребёнка, какое дерево нарисовано на его поле. Педагог играет роль ведущего, показывая карточки уточняет…
— С какого дерева листочек?
— С какого дерева веточка?
— С какого дерева плоды?
Педагог контролирует, что бы дети соблюдали правила игры, отвечали полным предложением. Например, это листочек с берёзы, эта веточка с яблони, этот жёлудь с дуба. По окончанию игры педагог благодарит детей.
При повторной игре, роль ведущего исполняет ребёнок.
— Молодцы, дети! Правила игры не нарушали, честно играли.
— Дети, игра «Лото» – это игра «на удачу», кому повезёт. Приятно выиграть в игру, но и не стоить расстраиваться, если вы не выиграли. Главное, мы достигли цели игры, нашли карточкам-фишкам свой домик. После игры, нужно аккуратно сложить карточки в коробочку, чтобы они не потерялись.
Педагог контролирует, как дети собирают карточки в коробку. Обращает внимание детей, что сначала кладут в коробку большие карты, а затем карточки-фишки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....
Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Грибы». Картотека....
Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Овощи». Картотека...
Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет....
Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширение знаний детей о разных периодах осени....
Волкова Н.А. Животные холодных стран. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
ОО Познание. Ознакомление с природой....
Волкова Н.А. Сказки Корнея Чуковского. Беседы и игры с детьми 4-6 лет
Подборка бесед и игр для проверки знания детей произведений Корнея Чуковского....