Волкова Н.А. Фрукты. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Лексическая тема «Фрукты». Картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._frukty._besedy_i_igry_s_detmi_5-7_let.docx | 1016.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Знакомство детей с растениями.
Фрукты.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство
для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка”.
Василий Александрович Сухомлинский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой. Растительный мир.
Задачи.
- Расширять знания детей о растениях, о плодовых деревьях.
- Расширять знания детей о фруктах.
- Напомнить детям о пользе фруктов и соков для здоровья.
- Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию.
- Формировать умение детей рассказывать об овощах и фруктах, используя алгоритм.
- Поддерживать интерес детей к растениям.
- Поддерживать интерес детей к загадкам.
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов.
- Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими фрукты.
- Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Виртуальное путешествие «Фруктовые сады». | Расширять знания детей о растениях, о плодовых деревьях, о фруктах. Напомнить детям о пользе фруктов для здоровья. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов. Поддерживать интерес детей к загадкам. Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Развивать слуховое внимание детей. |
Елена Бацева «Сказка про фрукты». | Поддерживать интерес детей к фруктам. Познакомить детей со сказкой, помочь понять её смысл. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Пальчиковая игра «Фрукты». | Поддерживать интерес детей к фруктам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. |
Самомассаж пальцев рук «Яблочко». | Поддерживать интерес детей к фруктам. Обогащать речь детей наречиями. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. |
Речевая ситуация «Какой фрукт?» | Расширять знания детей о фруктах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус фруктов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Речевая игра «Фрукты». | Расширить знания детей о фруктах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус фруктов. Формировать умение детей узнавать фрукт по описанию. |
Ситуация общения «Фруктовый сок». | Расширить знания детей о фруктах. Напомнить детям о пользе для здоровья сока. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от словосочетаний. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Речевая игра «Плодовые деревья». | Расширить знания детей о фруктах. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. |
Речевая игра «Какое растение лишнее?» | Поддерживать интерес детей к растениям. Закреплять умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. |
Словесная игра «Фруктовые загадки». | Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам. |
Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи». | Закрепить знания детей овощах и фруктах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. |
Викторина «Урожай собирай и на зиму запасай». | Закрепить знания детей об овощах и фруктах через эмоциональное восприятие. |
Диагностическое задание «Овощи и фрукты». | Выявить знания детей об овощах и фруктах. |
Виртуальное путешествие «Фруктовые сады».
Задачи. Расширять знания детей о растениях, о плодовых деревьях, о фруктах. Напомнить детям о пользе фруктов для здоровья. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов. Поддерживать интерес детей к загадкам. Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Развивать слуховое внимание детей.
Материал к деятельности: Презентация «Фруктовые сады».
Беседа.
— Дорогие друзья, сады посетить приглашаю, фрукты изучить предлагаю. Фрукты – это съедобные, сочные плоды деревьев. Дерево – это высокое растение. Корень в почве дерево закрепляет, водой и солями питает. У дерева толстый ствол, много толстых веток и тонких веточек. По узким трубочкам внутри ствола поднимается вода. Листья из солнечной энергии, газа и воды чудеса создают, дерево питают и кислородом воздух обогащают. Весной плодовое дерево цветы украшают. Лето чудо совершает, цветы в плоды превращает. Дети, какие деревья растут этом в саду? (ответы детей).
— Яблоня и груша – плодовые деревья. На деревьях – сочные плоды, фрукты. Плод тонкая кожица покрывает, внутри фрукта мякоть скрывает. В середине плода семечки – это семена. Дети, какие деревья растут этом в саду? (ответы детей).
— Персик, слива, абрикос, вишня, черешня – это плодовые деревья. На деревьях ароматные плоды, мягкие, сочные они. Плод тонкая кожица покрывает, внутри одну косточку скрывает. Дорогие друзья, в южные страны вас приглашаю, экзотические фрукты изучить предлагаю. Дети, какие деревья растут этом в саду? (ответы детей).
— Апельсин, лимон, мандарин – это плодовые деревья. На деревьях твёрдые плоды, цитрусовые они. Плод толстая кожура покрывает, внутри мягкие дольки скрывает. Дети, какие деревья растут этом в саду? (ответы детей).
— Хурма, гранат, инжир – это плодовые деревья. На деревьях дивные плоды, в субтропиках растут они. Экзотикой нас удивляют, необычным вкусом угощают. Дети, какие деревья растут этом в саду? (ответы детей).
— Жаркие страны посещаем, тропические фрукты собираем. Финики на финиковой пальме. Манго на вечнозелёном дереве. Дети, какие фрукты растут этом в саду? (ответы детей).
— Это трава, очень высокая она. К растениям подойдём, удивительные фрукты найдём. Вот ананас, а это бананы. Ананасы и бананы собираем, южные страны покидаем. Дорогие друзья, на бахчу вас приглашаю, родственников тыквы поискать предлагаю. Дети, какие растения здесь растут? (ответы детей).
— Арбузы и дыни.
Зрительная гимнастика «Чудеса».
— Дети, вы знаете, что такое витамины? (ответы детей).
— Витамины – это жизнь. Без витаминов мы угасаем, без витаминов мы умираем. Витамины очень-очень малы, в разных продуктах прячутся они. Витамин А расти нам помогает, зрение наше улучшает. Дети, какие нужно кушать фрукты, чтобы зарядиться витамином А? (ответы детей).
— Витамин К обмен улучшает, кости укрепляет. Дети, какие фрукты дарят нам витамин К? (ответы детей).
— Витамин В жизненные силы повышает, настроение улучшает. Дети, какие нужно кушать фрукты, чтобы зарядиться витамином В? (ответы детей).
— Витамин С организм защищает, иммунитет повышает. Дети, какие фрукты дарят нам витамин С? (ответы детей).
— Дети, сочные фрукты вспоминаем, загадки отгадаем.
1. Круглое, румяное, С кожицею гладкой. Сочное, душистое С мякотью сладкой. Висит над землёй высоко Полезное … (Яблоко). | 2. Это не продукты, а сочные фрукты. Похожи на неваляшку, Носят тонкую рубашку. В саду у тёти Нюши Поспели сочные … (Груши). | 3. Что за барышня такая Смотрит с ветки, не моргая. Синий сарафан на диво. Догадались? Это – ... (Слива). |
4. Ароматен он, пригож И на солнышко похож. Сверху – шкурка золотая, В центре – косточка большая. Привлекает пчёл и ос Малютка ... (Абрикос). | 5. Плод душистый, Снаружи пушистый. Косточка крупная внутри, Смотри, не проглоти! Вкуса сладкого предвестник – Золотистый, сладкий … (Персик). |
— Дети, цитрусовые фрукты вспоминаем, загадки отгадаем.
1. Маленький шарик золотой, Сладким соком налитой. В нём полезный витамин Это спелый… (Мандарин). | 2. Жёлтый, кислый, ароматный, В чае с сахаром, приятный. Витаминов полон он, А зовут его … (Лимон). | 3. С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. Это важный господин Солнечный … (Апельсин). |
— Дети, экзотические фрукты вспоминаем, загадки отгадаем.
1. Шар с короной, толстокож, На шкатулочку похож – В нём рубинов спрятан клад. Этот странный плод – … (Гранат). | 3. Эта шишка не простая, А огромная какая! В плотной жёсткой кожуре, И растёт она в траве. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас). |
2. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, А зовут его … (Банан). |
— Дети, бахчу вспоминаем, загадки отгадаем.
1. Он зелёный, полосатый, Витаминами богатый. Сочный, сладкий он на вкус, А зовут его ... (Арбуз). | 2. В ней кусочки «сочного мёда» Ловко спрятала природа. На бахче лежит княгиня, Большая, жёлтая … (Дыня). |
— Замечательно, дети! Фрукты узнали, загадки отгадали.
— Дети, попрощаемся с фруктами. Скажем им: «До свидания!». Например, до свидания, персик! Дети поочерёдно прощаются, называя конкретный фрукт.
— Дети, фруктовые сады покидаем, путешествие завершаем.
Елена Бацева
«Сказка про фрукты».
Задачи. Поддерживать интерес детей к фруктам. Познакомить детей со сказкой, помочь понять её смысл. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, сказку о фруктах.
У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетёная фруктовница. Чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи. Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь ещё. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков…
На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:
— Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! — Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – жёлтенькое и с розовыми щёчками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.
Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:
— Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чём не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?
— А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! — никак не унималось яблоко.
— Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся — сказала ему груша.
— Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… — и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:
— Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! — и показало язык.
Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорчённо произнесла: — Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. — И выкинула гнилое яблоко в ведро.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопрос к детям.
- Как вы думаете, почему самое красивое яблоко быстро испортилось, сгнило?
- Как бы вы поступили, если бы были самым большим и красивым?
— Дети, себя не восхваляйте, о других не забывайте.
Пальчиковая игра «Фрукты».
Задачи. Поддерживать интерес детей к фруктам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, фрукты изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия фруктов.
Как у нашей Зины фрукты в корзине: | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
груша, банан, гранат, яблоко, хурма. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают названия фруктов). | |
Как у нашего Димы фрукты в корзине: | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. | |
абрикос, мандарин, лимон, персик, апельсин. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают названия фруктов). | |
Фрукты чисто моем, моем. Фрукты долго моем, моем. | Сложим ладони вместе и трём ладонь о ладонь. | |
Стол накрываем, | Ладонь правой руки положим на кулачок левой руки. | |
друзей угощаем. | Руки вперёд, покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Самомассаж пальцев рук «Яблочко».
Задачи. Поддерживать интерес детей к фруктам. Обогащать речь детей наречиями. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим текст «Яблочко» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом наречия, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Речевая ситуация «Какой фрукт?»
Задачи. Расширять знания детей о фруктах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус фруктов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Материал к деятельности. Картина «Фрукты».
Разговор.
— Дети, что такое фрукты? (ответы детей).
— Фрукты – это съедобные растения, которые люди выращивают в садах. Большинство фруктов растёт в тёплых странах. Дети, какие фрукты вы знаете? (ответы детей).
Педагог обращает внимание детей на картину «Фрукты».
Говорит нам Луша: — У меня есть груша! Вкусная, садовая, Сладкая, фруктовая, Сочная, большая, Соком наливная, | Полезная, красивая, Немножечко червивая, Сахарная, спелая, Жёлтенькая, зрелая. Вот какая груша! Даже жалко кушать. Ю. Дулепина |
— Дети, сегодня мы с вами будем подбирать красивые слова. Например, я спрошу: «Какая хурма?», а вы красивыми словами мне о ней расскажете.
Педагог показывает указкой на хурму.
— На этот вопрос можно рассказать о форме хурмы. Какой формы хурма? (овальной). О величине хурмы. Какой величины хурма? (некрупная). О цвете хурмы. Какого цвета хурма? (оранжевая, жёлтая). О вкусе хурмы. Какой вкус у хурмы? (сладкий, терпкий). Можно рассказать спелая хурма, или неспелая, твёрдая или мягкая, полезная или вредная для здоровья, сочная или жёсткая. Вот сколько слов мы назвали на один вопрос: «Какая?» Дети, игру начинаем, красивые слова подбираем.
Лексический материал.
- Яблоко, какое? – круглое, крупное, мелкое, твёрдое, спелое, красное, жёлтое, зелёное, полезное, сладкое, кислое, душистое, ароматное …
- Груша, какая? – овальная, небольшая, спелая, жёлтая, зелёная, вкусная, сладкая…
- Персик, какой? – круглый, крупный, красный, оранжевый, нежный, сладкий …
- Ананас, какой? – огромный, овальный, экзотический, колючий, твёрдый, коричневый, жёлтый, сладкий, сочный …
- Слива, какая? – маленькая, овальная, сочная, спелая, фиолетовая, сливовая, сладкая, кислая, …
- Абрикос, какой? – маленький, овальный, мягкий, сочный, жёлтый, …
- Гранат, какой? – круглый, крупный, красный, спелый, полезный, кислый …
- Мандарин, какой? – маленький, круглый, оранжевый, спелы, сочный …
- Лимон, какой? – продолговаты, овальный, крупный, жёлтый, спелый, кислый…
- Апельсин, какой? – круглый, крупный, твёрдый, оранжевый, сладкий, кислый…
- Банан, какой? – длинный, крупный, мягкий, сочный, жёлтый, полезный…
Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.
— Замечательно, дети! Красивые слова назвали, о фруктах интересно рассказали.
Речевая игра «Фрукты».
Задачи. Расширить знания детей о фруктах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус фруктов. Формировать умение детей узнавать фрукт по описанию.
Материал к деятельности. Картина «Фрукты».
Игра.
Педагог обращает внимание детей на картину «Фрукты».
— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).
— В игру «Фрукты» играем, правила игры не нарушаем.
Правила игры:
- описание запоминаем, фрукт угадаем;
- рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
- Этот фрукт похож на большую шишку, покрытый жёсткой кожурой, с пучком листьев на верхушке. Растёт в тёплых странах. Что это? (ананас).
- Круглый фрукт, покрытый жёсткой красной кожурой. Под кожурой сочные прозрачные, ярко-красные зёрнышки, кисло-сладкого вкуса. Растёт в тёплых странах. Что это? (гранат).
- Продолговатый фрукт, покрытый плотной волокнистой кожурой. Под жёлтой кожурой сладкая белая мякоть. Растёт в тёплых странах. Что это? (банан).
- Маленький, фиолетовый, сочный, кисло-сладкий фрукт с крупной косточкой внутри. Что это? (слива).
- Круглый ярко-оранжевый плод, покрытый толстой кожурой. Если срезать кожуру, то мякоть можно легко разделить на дольки. Растёт в тёплых странах. Что это? (апельсин).
- Маленький ярко-оранжевый круглый фрукт покрыт блестящей, гладкой кожурой. Внутри сочная мякоть, которую легко разделить на дольки. Растёт в тёплых странах. Что это? (мандарин).
- Ярко-жёлтый, овальный фрукт покрыт плотной пористой кожурой. Кислая мякоть состоит из долек. Растёт в тёплых странах. Что это? (лимон).
- Фрукты из наших садов. Сочные, круглые, твёрдые плоды, в середине которых находятся несколько семечек. Фрукты разного цвета и размера. Что это? (яблоки).
- Круглый фрукт, покрыт жёлто-оранжевой бархатной кожицей. Внутри ароматная сочная сладкая мякоть. В центре мякоти одна большая шершавая косточка. Растёт в тёплых странах. Что это? (персик).
- Фрукты из наших садов. С плотной сочной мякотью, в середине которой находится несколько семечек. Фрукты продолговатой формы, солнечно-жёлтого или зелёного цвета. Что это? (груши).
- Небольшой, сочный, ароматный фрукт с гладкой косточкой внутри. Цвет от жёлтого до ярко-оранжевого. Что это? (абрикос).
- Золотисто-оранжевый, круглый фрукт со сладкой и нежной мякотью. Внутри фрукта несколько продолговатых гладких семян. Что это? (хурма).
— Прелестно, дети! Фрукты по описанию узнали, правильно назвали.
Ситуация общения «Фруктовый сок».
Задачи. Расширить знания детей о фруктах. Напомнить детям о пользе для здоровья сока. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от словосочетаний. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
Обожаю сок душистый,
Сто процентный – чистый, чистый.
Сок из фруктов, овощей –
Он для взрослых и детей.
Пейте соки, наслаждайтесь,
И здоровьем наливайтесь.
Светлана Сирена
— Дети, а вы любите сок? (ответы детей).
— Как вы думаете, из чего делают соки? (ответы детей).
— Сок выжимают из овощей и фруктов. Дети, в игру играем, фруктовый сок по-разному называем. Я назову, фрукт, а вы назовёте, какой сок выжимают из этого фрукта.
Дети отвечают хором. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом.
Соковыжималка сок выжимает,
Малышей соком угощает.
Название сока назови,
По-другому его скажи.
Лексический материал.
- Сок из яблок – … яблочный.
- Сок из груш – … грушевый.
- Сок из гранат – … гранатовый.
- Сок из абрикосов – … абрикосовый.
- Сок из ананасов –… ананасовый.
- Сок из апельсинов – … апельсиновый.
- Сок из бананов – … банановый.
- Сок из персиков – … персиковый
- Сок из лимонов – … лимонный.
— Чудесно, дети! Слова правильно подобрали, сок по-другому назвали. Дети, какой сок вам больше всего нравится? (ответы детей).
— Дети, пейте соки, наслаждайтесь, и здоровьем наливайтесь.
Речевая игра «Плодовые деревья».
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Расширить знания детей о фруктах. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Развивать внимание детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Игровой материал: волшебный цветок.
Игра.
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И жёлтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей созовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем.
Рашид У.
— Дети, по волшебному саду гуляем, плодовые деревья называем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Дерево назову, цветок даю.
- Предложение повтори, дерево назови.
- Цветок мне верни.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос, дети отвечают на вопрос. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.
Лексический материал.
- Груши растут на каком дереве —... (грушевом).
- Персики растут на каком дереве —... (персиковом).
- Сливы —... (сли́вовом).
- Абрикосы —... (абрикосовом).
- Мандарины —... (мандариновом).
- Апельсины —... (апельсиновом).
- Лимоны —... (лимонном).
- Гранаты —... (гранатовом).
- Манго —... (манговом).
- Финики растут на какой пальме —... (финиковой).
— Чарующе, дети! О плодовых деревьях мы рассказали, где растут фрукты, узнали.
Речевая игра «Какое растение лишнее?»
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Поддерживать интерес детей к растениям. Закреплять умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать.
Игровой материал: волшебная палочка.
Игра.
— Дети, в игру играем, лишнее растение определяем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Внимательно слушаем, слова запоминаем.
- Лишнее слово быстро определяем.
- Потому что объясняем.
- Полным предложением отвечаем.
— Например, помидор, банан, огурец, морковь. Лишний банан, потому что он фрукт, а не овощ. Внимание! Игра начинается.
На кого волшебной палочкой покажу,
От того ответ услышать я хочу.
Педагог задаёт вопрос и поочерёдно показывает волшебной палочкой на детей.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, использовал союз «потому что», помогает строить высказывание.
Лексический материал.
- Ананас, абрикос, слива, мандарин. Какое растение лишнее?
— Лишний ананас, потому что он большой, а не маленький.
- Яблоко, персик, груша, апельсин. Какое растение лишнее?
— Лишняя груша, потому что он продолговатая, а не круглая.
- Персик, банана, лимон, груша. Какое растение лишнее?
— Лишний лимон, потому что он кислый, а не сладкий.
- Груша, яблоко, апельсин, помидор. Какое растение лишнее?
— Лишний помидор, потому что он овощ, а не фрукт.
— Лишняя груша, потому что она не круглая.
- Яблоко, гранат, груша, банан. Какое растение лишнее?
— Лишний гранат, потому что у него внутри зёрнышки.
- Лимон, мандарин, персик, апельсин. Какое растение лишнее?
— Лишний персик, потому что у него внутри косточка.
— Лишний персик, потому что у него тонкая кожура.
- Клён, липа, яблоня, берёза. Какое растение лишнее?
—Лишняя яблоня, потому что на ней растут яблоки, фрукты, а на других деревьях нет.
— Лишняя яблоня, потому что яблоня – фруктовое дерево.
— Здóрово, дети! Лишнее растение правильно назвали, полным предложением отвечали.
Словесная игра «Фруктовые загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Фруктовые загадки» играем, правила игры не нарушаем.
Правила игры:
- внимательно слушаем загадку;
- пока загадку читают, молчим;
- хором отвечаем, фрукт называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Что за барышня такая Смотрит с ветки, не моргая. Синий сарафан на диво. Догадались? Это – ... (Слива). | Маленький шарик золотой, Сладким соком налитой. В нём полезный витамин Это спелый… (Мандарин). | Жёлтый, кислый, ароматный, В чае с сахаром, приятный. Витаминов полон он … А зовут его … (Лимон). |
С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. Это важный господин Солнечный … (Апельсин). | В саду растёт Сладка, как мёд, Похожа на неваляшку, Носит тонкую рубашку. Любимая милуша, Сочная … (Груша). | Эта шишка не простая, А огромная какая! В плотной жёсткой кожуре, И растёт она в траве. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас). |
Круглые, румяные С кожицею гладкою. Сочные, душистые С мякотью сладкою. Сидят на ветках не зяблики, А вкусные, полезные … (Яблоки). | Плод душистый, Снаружи пушистый. Большая косточка внутри, Смотри, не проглоти! Вкуса сладкого предвестник – Золотистый, сладкий … (Персик). | Ароматен он, пригож И на солнышко похож. Сверху – шкурка золотая, В центре – косточка большая. Привлекает пчёл и ос Мой любимый ... (Абрикос). |
Шар с короной, толстокож, На шкатулочку похож – В нём рубинов спрятан клад. Этот странный плод – … (Гранат). | Солнечная, яркая, Нежная, мягкая, Терпкости полна, Круглая … (Хурма). | Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, А зовут его … (Банан). |
— Сливы, лимоны, апельсины, ананасы, яблоки, груши, персики, абрикосы, мандарины, хурма, гранаты, бананы – это… фрукты.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, фрукты по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи».
Задачи. Закрепить знания детей овощах и фруктах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Вопросы.
- Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).
- Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты).
- Помидоры растут в огороде, а яблоки … (в саду).
- Земляника – ягода, капуста – … (овощ).
- Огурцы – овощи, груши – ... (фрукты).
- Персик – сладкий, лимон – ... (кислый).
- Абрикос – маленький, ананас – ... (большой).
- Помидор сладкий, а чеснок … (горький).
- Дыня – овальная, арбуз – ... (круглый).
- Апельсин – оранжевый, лимон – ... (жёлтый).
- Экзотический, колючий, большой, сочный … – это … (ананас).
- Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).
- Помидор – вершки, свёкла – … (корешки).
- Внутри яблоко – семечки, внутри персика – ... (косточка).
- Птицы – это животные, фрукты – это ... (растения).
- Дом – строят, фрукты – ... (растут).
- Выращивает овощи овощевод, а фрукты – … (садовод).
- Чипсы вредные, а фрукты и овощи… (полезные).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Информация для педагога.
Викторина — игра, заключающаяся в ответах на вопросы из различных областей знания. В викторине участвуют две команды одного возраста. Вопросы и заданий должны быть знакомы детям. Обязательно участие жюри (2-3 человека). Жюри объявляет итоги викторины только в конце игры.
Викторина «Урожай собирай и на зиму запасай».
Задача. Закрепить знания детей об овощах и фруктах через эмоциональное восприятие.
Игровой материал. Эмблемы для участников игры (например, овощи и фрукты). Эмблемы для капитанов команд. Волшебная шляпа. Волшебная палочка. Призы для всех детей.
Оформление группы. Выставка детского творчества «Дары осени». Натюрморты. Овощи и фрукты в красивых фазах. Корзина с овощами и корзина с фруктами.
Жюри. Медсестра детского сада (или врач), педагоги или родители.
Музыкальное сопровождение. Музыкальный работник.
Подготовка к викторине.
— Дети, викторина – это игра, в которой нужно правильно отвечать на вопросы. В нашей викторине будет участвовать две команды. Команда «Овощи» и команда «Фрукты». Каждой команде ведущий будут задавать вопросы, на которые нужно будет правильно отвечать. Отвечать можно всем вместе, или тот, кого попросит ведущий. Отвечает только та команда, которую спросили. Вторая команда не подсказывает ответ. Ваши ответы оценивает жюри. За каждый правильный ответ команде начисляют баллы. За нарушение правил, баллы снимаются. В конце игры жюри подведёт итоги и назовёт победителя. Победители получать призы.
Педагог предлагает желающим детям принять участие в викторине. Если ребёнок не желает участвовать в игре, он может быть зрителем. Педагог напоминает зрителям правила поведения. Внимательно наблюдать за игрой, не шуметь и не подсказывать.
На столе Волшебная шляпа, в которой лежат эмблемы, на которых нарисованы разные овощи и фрукты. Количество эмблем равно количеству детей. Количество эмблем с овощами и фруктами равно или на один больше.
— Дети, теперь мы узнаем, кто из вас в какую команду попадёт.
В волшебную шляпу руку опусти,
Картинку одну ты в шляпе найди.
Тихонько её из шляпы доставай,
Команду свою ты узнай.
Дети достают эмблемы из шляпы. Педагог помогает прикрепить эмблему. Вариант: у каждого ребёнка на шее шнурок со скрепкой, к которой крепиться эмблема (булавки категорически запрещены). Количество детей в командах должно быть поровну или на одного больше. После того, как все эмблемы распределены, педагог предлагает:
— Команда «Овощи», подойдите, пожалуйста, к корзине с овощами. Команда «Фрукты», подойдите, пожалуйста, к корзине с фруктами. Теперь каждая команда должна выбрать капитана команды.
Дети команд самостоятельно решают, кто будет капитаном, и называют капитана. Педагог не влияет на решения детей.
Викторина «Урожай собирай и на зиму запасай».
Ведущим может быть педагог или сказочный герой.
Ведущий. Внимание! внимание!
Викторину начинаем!
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Команды места занимайте,
Правила поведения соблюдайте!
Команды садятся на стульчики.
Звучит 1 куплет песни «Урожайная» (Слова О. Волгиной, музыка А. Филиппенко).
Ведущий.
— Первый тур. Разминка.
За волшебной палочкой следите,
На вопрос ответ найдите.
На кого волшебной палочкой покажу,
От той команды ответ услышать я хочу.
Ведущий по очереди указывает волшебной палочкой на команды. Дети могут отвечать по одному или хором. Ведущий не задаёт следующий вопрос, пока не получит правильный ответ.
Вопросы для разминки.
- Самая вкусная часть этого овоща находится под землёй и его очень любят зайцы.
- Этот овощ состоит из множества листьев, надетых друг на друга. Его с удовольствием едят козы.
- Это фрукт растёт на Урале. Круглое, румяное, наливное.
- Этот фрукт из дальних стран, любят его и дети, и мартышки.
- Этот овощ зелёный и длинный. А его название рифмуется со словом «молодец».
- Этот овощ заставляет людей плакать. А ещё он — главный герой сказки Джанни Родари.
- Этот фрукт из дальних стран. На вкус очень кислый.
- Это фрукт растёт на Урале. Напоминает формой кувшин или лампочку.
- Из этого овоща варят вкусный суп «борщ». А если натереть им щёчки, то они станут красными.
- Этот овощ луку брат, микробов уничтожает, здоровье защищает.
— Великолепно! Загадки отгадали, овощи и фрукты правильно назвали.
— Второй тур. Конкурс капитанов.
Капитаны выходите,
Эрудицию проявите.
Загадки вспоминайте,
Соперникам загадайте.
Капитаны команд по очереди загадывают загадки на любую тему. Дети команды соперников отгадывают. Достаточно 1-2 загадки.
— Молодцы, капитаны!
— Третий тур. Вершки или корешки.
— Дети, где-то здесь медведь из сказки «Вершки и корешки» бродил. Поэтому…
Тайну сохраняем,
Молча играем.
Если кушаем вершки,
Руки вверх ты подними.
Если вкусен корешок,
То присядешь ты дружок
Играют все…
Игра проводится в быстром темпе. После каждого слова педагог ждёт, когда дети опустят руки или встанут прямо.
Лексический материал.
- Лук…
- Капуста…
- Морковь…
- Помидор…
- Чеснок…
- Огурец…
- Тыква …
- Свёкла…
- Картофель…
- Кабачок…
- Редис…
- Перец …
— Потрясающе! Молодцы, дети! Весело играли, вершки и корешки определяли.
— Четвёртый тур. Соковыжималка.
Соковыжималка сок выжимает,
Малышей соком угощает.
Название сока назови,
По-другому его скажи.
На кого волшебной палочкой покажу,
От той команды ответ услышать я хочу.
Ведущий по очереди указывает волшебной палочкой на команды. Дети могут отвечать по одному или хором.
- Сок из моркови
- Сок из яблока
- Сок из груш
- Сок из ананаса
- Сок из апельсинов
- Сок из банана
- Сок из персика
- Сок из вишен
Ведущий.
— Дети, завершается игра, итоги подвести пора.
Пока жюри балы считает, мы с вами хором повторяем…
Ем я овощи и фрукты –
Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Жюри подводи итоги, объявляет победителей, награждает победителей призами. Все поздравляют победителей. Они могут пройти по кругу под музыку.
Ведущий вручает участникам второй команды утешительные призы.
Диагностическое задание «Овощи и фрукты».
(индивидуально).
Задача. Выявить знания детей об овощах и фруктах.
Диагностический материал. Картинки овощей: баклажан, морковь, кабачок, капуста, картофель, лук, огурец, перец, помидор, редис, репа, свёкла, тыква, чеснок. Картинки фруктов: абрикос, ананас, апельсин, банан, гранат, груша, лимон, мандарин, персик, слива, хурма, яблоко. Два овала (круга).
Игра.
Карточки разложены на столе рисунком вверх.
— … (имя ребёнка), посмотри внимательно на карточки и скажи одним словом, что здесь нарисовано. Правильный ответ: растения.
Задание 1.
— … (имя ребёнка), Выбери те растения, которые ты знаешь, и назови их.
Ребёнок выполняет задание. Если ребёнок не берёт себе карточку с названым растением, педагог подаёт её.
— Молодец! Педагог убирает карточки, которые остались на столе.
Задание 2.
Если ребёнок выбрал и овощи, и фрукты, игра проводится с теми карточками, что у ребёнка. Если только овощи, или только фрукты, то педагог подаёт ему, несколько карточек, называя овощи или фрукты.
— … (имя ребёнка), ты много растений знаешь. Раздели, пожалуйста, растения на две группы. Ребёнок выполняет задание.
— … (имя ребёнка), по какому признаку ты разделил растения? (ответ ребёнка).
Если ребёнок разделил растения на «Овощи» и «Фрукты», то диагностика проводится дальше. Если по другому признаку, то педагог собирает карточки и предлагает ребёнку разделить на «Овощи» и «Фрукты».
— … (имя ребёнка), что ты знаешь об овощах?
— … (имя ребёнка), что бы ты хотел рассказать о фруктах?
— Отлично!
Оценка результатов.
Для детей 5 – 6 лет
- 3 балла — ребёнок называет обобщающее слово «растение»; знает названия всех овощей и фруктов; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты»; сообщает основные сведения об овощах и фруктах. Ребёнок знает, что овощи растут в огороде, кушать овощи полезно для здоровья. Ребёнок знает, что фрукты растут в саду, кушать фрукты полезно для здоровья.
- 2 балла — ребёнок знает названия большинство овощей и фруктов; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты»; сообщает некоторые сведения об овощах и фруктах.
- 1 балл — ребёнок знает названия некоторых овощей и фруктов, некоторые сведения о них.
Оценка результатов.
Для детей 6 – 7 лет
- 3 балла — ребёнок называет обобщающее слово «растение»; знает названия всех овощей и фруктов; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты». Ребёнок знает, что овощи растут в огороде, овощи выращивают овощеводы, кушать овощи полезно для здоровья. Ребёнок знает, что фрукты растут в саду, фрукты выращивают садоводы, кушать фрукты полезно для здоровья.
- 2 балла — ребёнок называет обобщающее слово «растение»; ребёнок знает названия большинство овощей и фруктов; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты»; сообщает некоторые сведения об овощах и фруктах.
- 1 балл — ребёнок знает названия некоторых овощей и фруктов, некоторые сведения о них; самостоятельно делить растения на две группы «Овощи» и «Фрукты», называет обобщающие слова «Овощи» и «Фрукты».
Примечание. Диагностическое задание можно проводить в начале и (или) в конце темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....
Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Грибы». Картотека....
Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Овощи». Картотека...
Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет....
Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае....
Волкова Н.А. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширения знаний детей об осенних изменениях в природе....
Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширение знаний детей о разных периодах осени....