Волкова Н.А. Время года - осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Расширение знаний детей о разных периодах осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._3._vremya_goda_-_osen._besedy_i_igry_s_detmi_5-7_let.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Удивительный мир природы.
Время года – осень.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Природа — единственная книга,
каждая страница, которой полна глубокого содержания”.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой.
Задачи.
- Познакомить детей с разными временными периодами осени.
- Познакомить детей с первым месяцем осени.
- Познакомить детей со вторым месяцем осени.
- Познакомить детей с третьим месяцем осени.
- Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью.
- Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
- Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.
- Поддерживать интерес детей к народным поговоркам, к народным праздникам.
- Обогащать природоведческий словарь детей.
- Развивать детскую любознательность.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Виртуальное путешествие «Осень». | Познакомить детей с разными временными периодами осени. Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью. Закреплять умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам, к народным праздникам. Развивать детскую любознательность. Воспитывать культуру речевого общения. |
Наблюдение «Сентябрь – начало осени». | Познакомить детей с первым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Исследование «Октябрь – листопадник». | Познакомить детей со вторым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Наблюдение «Ноябрь – ворота зимы». | Познакомить детей с третьим месяцем осени. Закрепить знания детей об осенних месяцах. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей. |
Виртуальное путешествие «Осень».
Задачи. Познакомить детей с разными временными периодами осени. Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью. Закреплять умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам, к народным праздникам. Развивать детскую любознательность. Воспитывать культуру речевого общения.
Материал к деятельности: Презентация «Осень».
Путешествие.
— Дорогие друзья, календарь природы листаем, что-то новое узнаем. По реке времени проплываем, тайны осени раскрываем. В сентябре лето кончается, осень начинается. Ранняя осень нас встречает, вместе с нами гуляет. В сентябре ещё не грустно. Тёплый полдень, всё в цветах. Картофель и капуста поспевают на полях. Птичий гомон не смолкает, но прохладная пора о себе напоминает нудным дождиком с утра. В сентябре празднуют Осенины. Женщины и девушки водят хороводы, просят Осень уберечь семью от несчастья, подарить благополучие, благодарят родную землю за дары. Дети, какие изменения в природе произошли ранней осенью? (ответы детей).
— Золотая осень пришла, краски с собой принесла. Засияла листва, багрянцем и золотом горя. В сентябре лист на дереве не держится. Листопад, листопад, листья кружатся, летят. Сентябрь птиц в дорогу торопит. Дети, какие изменения в природе происходят золотой осенью? (ответы детей).
Зрительная гимнастика «Чудеса».
— Поздняя осень придёт, холод принесёт. В октябре деревья сбрасывают листву, готовятся к зиме. В октябре часто идут дожди, на дорогах грязь. Животные готовятся к зиме, белки и бурундуки, мыши и хомяки грибы, плоды, семена собирают, на зиму запасают. Последние птичьи стаи покидают наши края. Залегают на зимнюю спячку сурки, барсуки, ежи, медведи. 14 октября, по народному календарю Покров день. Народ считал, что в Покров осень с зимой встречаются. Народные поговорки: «Покров кроет землю то листом, то снегом», «На Покров до обеда – осень, после обеда – зимушка-зима». К Покрову заканчивают хлебопашцы полевые работы, убирают хлеб в закрома. С Покрова скот не выгоняют на пастбище, а держат в хлевах и кормят сеном, люди утепляют свои дома. Покров, означает покрывать, защищать. Природа покрывает землю снегом, защищает её от морозов. Русский народ представлял Покров в виде батюшки, защитника и обращался к нему «Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!» К Покрову хозяйки пекли блины, праздничный каравай хлеба, угощали родных и соседей. Дети, какие изменения в природе произойдут поздней осенью? (ответы детей).
— 1 ноября осень проводим, зиму встретим. Ноябрь – ворота зимы, предзимье. В ноябре зима в дверь стучится, посылает вперёд себя снега да холода. Дети, назовите, пожалуйста, периоды осени? (ответы детей).
— Осень по реке времени пробегает, всё изменяет. Ранняя осень – начало осени. Золотая осень – пора листопада. Поздняя осень –подготовка к зиме. Предзимье – переход к зиме.
— Дети, о каком периоде осени говорится в стихотворении?
1. В сентябре ещё не грустно: Тёплый полдень, всё в цветах. Помидоры и капуста Поспевают на полях. По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. И ещё зелёной шапкой Лес усталый приодет. Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра. Светлана Цокур | 3. Осень краски разбросала На деревья и кусты. И горят они всё ярче, Словно летние костры. Золотистый и багровый, Жёлтый праздничный наряд. Опадает лист последний, Наступает листопад! Елена Мечик |
2. Серый день короче ночи, Холодна в реке вода, Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома. Георгий Ладонщиков. | 4. Мёрзнет ветер в ноябре, Холодом простужен: Он на утренней заре Встретился со стужей. Тучей неба синева От земли закрыта, И осенняя трава Инеем покрыта. Лёд на лужице блестит, Лужа замерзает. Это к нам зима спешит, Осень провожает. Галина Соренкова |
— Дети, что бы вы хотели ещё узнать об осени?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Чудесно! Молодцы, дети! По реке времени гуляли, тайны осени раскрывали.
Наблюдение «Сентябрь – начало осени».
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь красотой осеннего дня. Как красива природа осенью! Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
— Правильно! Осень! Первый месяц осени называется сентябрь. Ранняя осень нас встречает, вместе с нами гуляет. Дети, пожалуйста, внимательно посмотрите на деревья, на дорожки вокруг себя. Какие приметы осени вы видите? (ответы детей).
— Некоторые листья деревьев изменили цвет, листья опадают. Поэтому в народе сентябрь называют Листопадник, а ещё сентябрь называют Хмурень. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Погода в сентябре начинает капризничать, хмурится. Небо серое, хмурое, погода дождливая. Мы с вами одеваем куртки и берём с собой зонтики, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой тёплый, как летом. А ещё сентябрь называют Рябинник. Дети, как вы считаете, почему? (предположения детей).
— В сентябре поспевает рябина. Дети, что мы узнали о сентябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что сентябрь – первый месяц осени, начало осени. В сентябре хмурые дни, идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, поспевает рябина.
Весёлые упражнения «В сентябре».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
В сентябре ещё не грустно: Тёплый полдень, всё в цветах. | Руки в стороны, ладони вверх. Руки вперёд, ладони вверх. |
Помидоры и капуста Поспевают на полях. | Наклон вперёд, руки вниз Встаём прямо, руки на пояс. |
По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. | Обнимаем плечи руками. Покачаем головой влево, вправо. |
И ещё зелёной шапкой | Руки вверх, соединим пальцы рук. |
Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра. Светлана Цокур | Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево. Руки в стороны, ладони вверх. Руки вперёд, ладони вверх. Ловим капельки дождя. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Октябрь – листопадник».
Задачи. Познакомить детей со вторым месяцем осени. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (осень).
— Правильно! Осень! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц осени. (Сентябрь).
— Первый месяц осени – сентябрь. Второй месяц осени называется октябрь. В народе октябрь называют Листопадником. Дети, как вы думаете, почему? (ответы детей).
— Цель нашего исследования, найти приметы октября – листопадника. Дети, на что вам нужно обратить внимание? (ответы детей).
— Деревья и кустарники изучаем, что происходит с листвой замечаем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на деревья и кустарники не только на территории детского сада, но и за забором. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, как вы считаете, почему октябрь называют Листопадником? (ответы детей).
— Дети, как вы думаете, почему деревья сбрасывают листья? (ответы детей).
— Деревья готовятся к зиме. Листья испаряют влагу, а зимой дождей нет и не нужно испарять лишнюю влагу. Зимой на деревья падает снег. Если на каждом листочке будет снег, дерево не выдержит, и ветки дерева сломаются. Дети, что мы узнали об октябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что октябрь – второй месяц осени. Октябрь – листопадник. В этом месяце листья опадают с деревьев, деревья готовятся к зиме.
Весёлые упражнения «Осень».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? | Удивлённое лицо. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Под дождём осенним Изменился ты! | Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево. |
Ветер злой, холодный Листья оборвал, | Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо. Руки вперёд, встряхнём кисти рук. |
По дорожкам грязным Все их разбросал. | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Как тебя утешить, Что тебе сказать? | Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! Иван Белоусов | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо. |
Наблюдение «Ноябрь – ворота зимы».
Задачи. Познакомить детей с третьим месяцем осени. Закрепить знания детей об осенних месяцах. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (осень).
— Правильно! Осень! Дети, назовите, пожалуйста, первый месяц осени. (Сентябрь).
— Первый месяц осени – сентябрь. Дети, вспомним приметы осени в сентябре. (Ответы детей).
—В сентябре мы осень встречали, урожай собирали, разноцветным убором деревьев любовались. Дети, назовите, пожалуйста, второй месяц осени. (Октябрь).
— Второй месяц осени – октябрь. Дети, вспомним приметы осени в октябре. (Ответы детей).
— В октябре листопад, птицы на юг улетают. Дети, третий месяц осени называется ноябрь. Ноябрь – ворота зимы, поэтому в народе его прозвали «предзимье». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Ноябрь – месяц туманов и холодных ветров. На улице то осень, то зима. Зима все ближе подступает, уже слышно её холодное дыхание, выпадает снег, лужи превращаются в лёд.
Ноябрь – горбатый старичок, Глаза – как льдинки, нос – крючок! Взгляд недовольный и колючий, Холодный месяц, в небе тучи. Златую осень провожает, А зиму белую встречает! | Меняет он тепло на холод И устаёт — уже не молод! Но ветер северный поможет: Сорвёт листву, в ковёр уложит, Укроет землю покрывалом, Чтоб до весны не замерзала! Наталья Майданик |
—Дети, что мы узнали о ноябре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь – третий месяц осени. Ноябрь – ворота зимы, предзимье. В ноябре зима в дверь стучится, посылает вперёд себя снега да холода.
Весёлые упражнения «Уж небо осенью дышало».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. | Встаём на носочки, руки вверх. «Фонарики» - вращение кистей рук. Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо. Руки через стороны вниз. |
Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Александр Пушкин. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки верх Руки вперёд, плавно в стороны. Руки вниз, наклоны головы влево-вправо. Встаём прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....
Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет....
Волкова Н.А. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширения знаний детей об осенних изменениях в природе....
Волкова Н.А. Лиственные деревья. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»....
Волкова Н.А. Животные холодных стран. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
ОО Познание. Ознакомление с природой....
Волкова Н.А. Сказки Корнея Чуковского. Беседы и игры с детьми 4-6 лет
Подборка бесед и игр для проверки знания детей произведений Корнея Чуковского....