Рабочая программа для средней группы «Ознакомление с природой в детском саду»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ № 272
по познавательному развитию
(ознакомление с природой)
(«Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова)
для детей 4-5 лет, средняя группа № 15
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_prirodoy23-24.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №272»
Принято Педагогическим советом Протокол № __ от ____________ | Утверждаю: Заведующий МАДОУ № 272 __________ Берлизова Г.А. Приказ №__ от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ № 272
по познавательному развитию
(ознакомление с природой)
(«Ознакомление с природой в детском саду» О.А. Соломенникова)
для детей 4-5 лет, средняя группа № 15
Разработчик программы:
Баева С. В.
г. Ростов-на-Дону
2023-2024 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от29.12.2012г.;
- Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17 » октября 2013г. № 1155;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1 /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
- Письмо «О реализации основной общеобразовательной дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» №59-52/193/3 от19.01.2017г., с инструктивно – методическим письмом по организации пространственно – предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 в 1 экз. ) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. В 1 экз.);
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Устав (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);
- Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
- Основная образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, предметный мир), естественных представлений о явлениях живой и неживой природы.
ЦЕЛЬ:
-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности дошкольников;
-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
-воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе
ЗАДАЧИ:
- Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).
- Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
- Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
- Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
- Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
- Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
- Развивать умение детей замечать изменения в природе.
- Рассказывать детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения.
Осень
- Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли: бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
- Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.
Зима
- Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
- Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.
- Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
- Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
- Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
- Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.
Весна
- Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).
- Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето
- Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
- В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
- Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Принципы: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Объем реализации программы: 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
- непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
- совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
- дидактические игры;
- проектно-исследовательская деятельность;
- эксперименты;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку: __ человека.
Пол: __ мальчиков, __ девочек.
Дата комплектования группы: 1 сентября 2021 года.
Условия реализации программы:
- Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
- не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
- создание разных пространственного предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
- Самостоятельная деятельность детей;
- Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
- Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
- Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Развитие познавательных интересов детей, формирование представлений об объектах природы.
К концу года дети должны:
- Проявлять познавательный интерес к окружающей природе.
- Предъявлять вопросы разной степени сложности.
- Самостоятельно обследовать предметы; сравнивать один объект с другим.
- Иметь элементарное понятие о том или ином объекте природы.
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272)
на 2023-2024 учебный год
Дата | № | Вид и тема | Кол-во часов | Примечание |
Сентябрь | ||||
08.09.2023 | 1 | Что нам осень принесла? | 1 | |
22.09.2023 | 2 | У медведя во бору грибы, ягоды беру… | 1 | |
Октябрь | ||||
06.10.2023 | 3 | Прохождение экологической тропы | 1 | |
20.10.2023 | 4 | Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки) | 1 | |
Ноябрь | ||||
03.11.2023 | 5 | Осенние посиделки. Беседа о домашних животных. | 1 | |
17.11.2023 | 6 | Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу | 1 | |
Декабрь | ||||
01.12.2023 | 7 | Дежурство в уголке природы | 1 | |
15.12.2023 | 8 | Почему растаяла Снегурочка? | 1 | |
29.12.2023 | 9 | Стайка снегирей на ветках рябины | 1 | |
Январь | ||||
12.01.2024 | 10 | В гости к Деду Природоведу | 1 | |
26.01.2024 | 11 | Рассматривание кролика | 1 | |
Февраль | ||||
09.02.2024 | 12 | Посадка лука | 1 | |
Март | ||||
08.03.2024 | 13 | Мир комнатных растений | 1 | |
22.03.2024 | 14 | В гости к хозяйке луга | 1 | |
Апрель | ||||
05.04.2024 | 15 | Поможем Незнайке вылепить посуду | 1 | |
19.04.2024 | 16 | Экологическая тропа весной | 1 | |
Май | ||||
03.05.2024 | 17 | Диагностические задания1-4 | 1 | |
17.05.2024 | 18 | Диагностические задания1-4 | 1 | |
Итого: | 18 | 18 |
3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозайка - Синтез, 2015г.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.– М: Мозаика – Синтез, 2015 г.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: – М,: Мозаика-Синтез, 2015г.
- «Животные жарких стран»
- «Насекомые»
- «Высоко в горах»
- «Арктика и Антарктика»
- «Морские обитатели»
- «Рептилии и амфибии»
- «Ягоды садовые»
- «Домашние птицы»
Серия «Расскажите детям о…»:
- «Животных жарких стран»
- «Садовых ягод»
- «Овощах»
- «Домашних животных»
- «Деревьях»
- «Фруктах»
Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»:
- «Весна»
- «Лето»
- «Родная природа»
- «В деревне»
- «Времена года». – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка
рабочая программа...
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка...
Тематическое планирование работы с детьми по ознакомлению с природой в детском саду (средняя группа)
В этом планировании отображены занятия различного вида деятельности по ознакомлению детей с природой. В каждом месяце дан краткий план занятий и програмное содержание....
планирование образовательной работы по ознакомлению с природой в детском саду средняя группа веракса
планирование образовательной работы по ознакомлению с природой в дестком саду средняя группа веракса...
Занятие по ознакомлению с природой в детском саду. Тема: "Рассматривание кролика" средняя группа.
Помощь воспитателям при проведении занятия по ознакомлению детей с природой. Материал: живой объект - кролик, игрушечный заяц....
Планирование образовательной работы по ознакомлению с природой в детском саду в подготовительной к школе группе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (О.А. Соломенникова)
планирование по ознакомлению с природой...
Рабочая программа воспитателей средней группы «Ромашка» общеразвивающей направленности МДОУ «Детский сад №14 «Журавлик» Срок реализации: 2023-2024 г.
материал будет полезен воспитателям средней группы....