2023 год. Проект «Природная аптека на участке» в старшей группе
материал по окружающему миру (старшая группа)
Технология индивидуализации обучения и развития «План-дело-анализ»
Проект «Природная аптека на участке» в старшей группе
Тема «Лекарственные растения: ромашка, одуванчик, подорожник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_prirodnaya_apteka_na_uchastke_v_starshey_gruppe.docx | 125.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОСТОК»
|
Проект «Природная аптека на участке»
в старшей группе
Тема «Лекарственные растения: ромашка, одуванчик, подорожник».
Разработчик: Шашурина Анна Вячеславовна
Технология индивидуализации
обучения и развития «План-дело-анализ»
Проект «Природная аптека на участке»
в старшей группе
Тема «Лекарственные растения: ромашка, одуванчик, подорожник».
Вид проекта: информационный, познавательно - исследовательский.
Участники: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Сроки реализации: краткосрочный
Актуальность.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает большое количество разных растений, беседуя с детьми на тему растения нашего участка и наблюдая ,за не совсем бережным отношением к травянистым растениям таким , как подорожник, одуванчик, ромашка мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения» их назначении и пользе для человека. Проанализировав ситуацию, мы выявили , что уровень знаний детей по данным вопросам следующий – у 55% детей имеют средний уровень знаний; 35% детей –высокий, а у 10% детей низкий уровень знаний.
В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому, для повышения уровня знаний детей по данной теме и было принято решение разработать проект «Природная аптека на участке»
Таким образом, была определена проблема: недостаточный уровень знаний детей по теме «Лекарственные растения на нашем участке» их назначении и пользе для человека.
Данная проблема позволила сформулировать цель проекта:
создание условий для ознакомления детей с лекарственными растениями, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Задачи для воспитанников:
Обучающие:
- способствовать расширению и углублению знаний о многообразии растений, их значении для человека;
- сформировать представления о жизни растений, как живых существ (они растут, развиваются, могут быть здоровыми и больными);
- закреплять знания о строении, функциях и назначении частей растения;
-познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.
-учить различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;
- познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
-познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;
- активировать природоведческий словарь детей;
Развивающие :
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
- развивать конструктивные, изобразительные способности детей , при изготовлении гербария , фитомешочков, применяя разные материалы и технические средства.
- развивать умение формировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность и наблюдательность ко всему живому.
- воспитывать чувства взаимопомощи, желание работать сообща.
Задачи, направленные на организацию взаимодействия с семьей:
- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
- расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию;
- продолжать формировать экологические нормы поведения человека в
окружающей среде;
- привлечь родителей к сотрудничеству по формированию экологической
культуры дошкольников;
- привлечь родителей к работе с детьми и педагогами при
реализации проекта.
Организационные задачи:
- создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых;
- осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
- пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры детей и родителей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик , крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.
Планируемые результаты:
- у детей сформированы представления о растительном мире ;
- дошкольники имеют представления о строении, разнообразии, классификации растений;
-у детей осознанное ,правильное отношение к растениям, помогающим здоровью человека.
- сформированы знания о лекарственных растениях, ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- дети умеют правильно собирать и засушивать лекарственные растения.
- у дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- у детей развита потребность и желание поделиться с коллективом своими знаниями и умениями.
Планируемые результаты во взаимодействии с семьей:
- родители четко усвоили необходимость воспитания у детей экологической культуры;
- расширили свои знания и представления о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию;
- родители тесно сотрудничают с ДОУ по формированию экологической
культуры дошкольников;
Стратегия и механизм реализации проекта ( план проекта)
Шаги | Компоненты технологии | |
1 шаг | Групповой сбор. Вхождение в тему. Мотивация выбора темы. работа с Моделью трех вопросов, краткий подводящий диалог: | -Что мы знаем о растениях? (растения бывают разные, они растут в лесу ,во дворе, в поле , дома . Растения могут быть кормом для животных и.т.д ). А что вы знаете о лекарственных растениях? (что ими можно лечить болезни) Что мы хотим узнать о лекарственных растениях ? ( какие растения называются лекарственными, что они лечат, где растут ,как их собирать и применять ?и т.д.) Как нам найти ответы на наши вопросы? (мы можем поискать информацию в книгах, спросить у взрослых, узнать в Интернете и т.п.) Возможно использование загадки, сюрпризного момента. |
2 шаг | Планирование детской деятельности | На листе ватмана делаем совместный план, где с помощью условных обозначений отмечаем пункты плана (возможно по модели трех вопросов). Записываем идеи детей и взрослых. |
3 шаг | Утренний сбор.(9.00-9.15) 1.Приветствие.(1-2 мин.) Реализуемая детьми компетенция: -Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами. 2.Игра Реализуемая детьми компетенция: -Право на участие (неучастие) в общем деле; -Право предложить и организовать свою игру. 3.Обмен новостями Реализуемая детьми компетенция: -Право быть услышанным; -Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения. 4.Планирование. Выбор темы. Работа по Модели 3-х вопросов Что знаем о лекарственных растениях? (Например: что как и все растения они растут, дышат, питаются и т.д.) Что хотим узнать? Почему они так называются, какие болезни лечат? Как их собирать и применять ? Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня. -Как вы думаете, можно ли узнать ответ на ваши вопросы уже сегодня? Что нужно сделать, чтобы узнать? Прочитать книгу с родителями, спросить у фармацевта в аптеке и т.д. То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, посмотрев фильм; поиграв в дид. игру «Собери растение», приняв участие в экскурсии по экологической тропе: «Зелёная аптека на нашем участке» , в Исследовательско - поисковой деятельности «Ищем лекарственные растения на своём участке». | Вопросы к детям: Все ли нашли для себя местечко? Все ли удобно устроились? Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица? Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок». Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра! (Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания). Игра «Цветок» Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок) Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны пальцами) Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать) Вопросы к детям: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? (Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». ( Воспитатель внимательно выслушивала всех желающих поделиться новостями детей . ) Речь воспитателя: Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. Когда я утром подошла к детскому саду, то увидела, как одна пожилая женщина на полянке рвала растения. Как вы думаете, зачем она это делала и что за растения она могла собирать? Краткий рассказ воспитателя о лекарственных растениях: Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник». Выявление знаний и опыта детей по теме «Лекарственные растения» Теперь вы можете ответить на вопрос ,зачем она это делала и что за растения она могла собирать? А вы согласны поработать над этой темой, чтобы ответить на все наши вопросы? ( Дети участвуют в диалоге по модели «3-х вопросов».) Какие у вас есть идеи, что можно сделать в центрах, чтобы больше узнать о лекарственных растениях? В каких центрах это удобнее сделать? Что можно сделать в центре науки? И т.д. Подумайте и решите, в какой центр пойдёт каждый из вас. (Задать вопросы детям, например: Чем сегодня ты, Стёпа, займёшься? какие материалы тебе нужны?) Раз ,два ,три ,обернись ,в юных исследователей превратись …(расходятся по центрам) |
4 шаг | Выбор деятельности ребенком по теме проекта Презентация деятельности в Центрах активности в зависимости от: -модели 3-х вопросов; -интересов и потребностей детей | Таблица №1 |
5 шаг | Деятельность в Центрах активности (9.20-10.00) решение образовательных задач -Средства, -Операции, -Действия | |
6 шаг | Взрослый – ассистент Педагог: помощник, ПАРТНЕР, Наблюдатель. Участие родителей и старших детей и значимых взрослых в качестве Ассистентов | 1.Научить играть в подвижную игру «Садовник» (инструктор по физической культуре). 2. Показать способы рисования и изготовления ромашки, одуванчика в разных техниках (воспитатель). 3. Помочь в организации исследовательно-поисковой деятельность: «На участке ищем полезные растения» «Где лучше посадить растения?» (воспитатель) 4 Поиграть в д/игры «Определи по запаху», «Узнай растение» (воспитатель) 5 Разучивание песен, танцевальных движений, игра на музыкальных инструментах (музыкальный руководитель) |
7 шаг | Итоговый сбор Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какое занятие в проекте вам понравилось больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта? Оценка действий детей (детьми) что хотел сделать – что получилось… корректировка планов, демонстрация достижений. | Ты выполнил все, что задумал? Кто тебе помог, что тебе помогло? Какой результат у тебя получился? Ты доволен своей работой? Что тебя больше всего порадовало в своей работе? Чему ты сегодня научился? Что новое тебе удалось узнать? В чем тебе помогла (,,,,,,)? Как ты использовал (справочник, энциклопедию)? Ты планируешь продолжить свою работу? Что ты посоветуешь тем , кто будет работать в этом центре завтра (кто решит сделать такой же цветок, кто заинтересовался этой книгой)? Спасибо всем за общение и работу. |
Объявление для родителей | Дорогие мамы и папы, Помогите, пожалуйста, нам найти информацию о лекарственных растениях, где растут. Как используются в народной медицине. Не забудьте расспросить нас о том, что мы узнали. Ваши дети. |
Выбор детьми деятельности в центрах активности по теме проекта
Центры | Презентация деятельности | Содержание деятельности | Материалы | Конечный результат Продукт деятельности |
Центр познания и науки | «В центр науки я принесла гербарий лекарственных растений. В центре познания у нас появились интересные интерактивные «игры триггеры»и различные дидактические игры. | -Рассматривание растений гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают об этом растении, загадывание загадок.-Д/и «Что лечит это растение?» Д\и «Узнай по описанию», Игра триггер «Зеленая аптека» | Гербарий, лупы, ноутбук, интерактивная игра триггер. | Приобретение знания о лекарственных растениях, их строении, размножении, пользе для человека. Расширение знаний о растениях (знания получены в игре). |
Центр литературы | Я нашла для вас интересную картинку, а дала мне её Божья коровка в нарядном платьице, но картинка рассыпалась. Догадались ,что нужно сделать? | 1.Д/и «Собери картинку».2. Составление рассказа по сюжетной картинке о лекарственных растениях. 3.Составление рассказов от имени растений: «Я одуванчик..» подорожник…», «Я ромашка» | Разрезные картинки, сюжетные картинки, иллюстрации лекарственных растений, запись сказки о лекарственных растениях. | Собранные детьми разрезные картинки. Устный рассказ детей по сюжетной картинке. |
Центр математики | «В центре математики я разместила для вас много интересных заданий связанных с растениями. Кому из вас интересно попробовать свои силы?» | - Сосчитать, сколько лекарственных растений растёт на клумбе и сколько в лесу? -« Соедини точки по порядку» -« Сравни растения по величине» -«Найди дорогу к одуванчику , к ромашке и подорожнику» | Фломастеры, бланки заданий, цветные карандаши, цифры, предметные картинки « лекарственные растения». | Выполненные задания разной сложности. |
Центр искусства | «В нашем центре искусства разместились различные материалы, а ещё туда прилетела сорока, но только ей пообщаться не с кем, а у неё много новостей». | - Рисование, лепка, аппликация «Сорока», «Птица счастья», | Фломастеры, игровизор, бланки заданий, цветные карандаши, цифры. | Выполненные задания разной сложности. |
Центр игры | «Я принесла новую весеннюю игру « | - Разучивание правил игры и непосредственно игра | Шапочки птиц, маска кошки. | Знание правил игры. |
Центр музыки и театра | «Я подслушала и записала на флешку « Вальс цветов», как вы думаете как они танцуют? | - Слушание музыки: В. Моцарт «Цветы» П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов» Пение песен о цветах. Разучивание танца «Вальс цветов» | Музыкальные и шумовые инструменты, атрибуты | Исполнение песен. Дети узнают знакомые произведения по первым звукам. |
Центр исследования | Я предлагаю вам превратиться в «Юных натуралистов» и узнать много интересного. | -Изучение строения растения. -Определим, одинаков ли стебель у разных растений. -Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? -Есть ли запах у растений? Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке» | Дети умеют находить лекарственные растения. Знают их строение. | |
Центр физического развития | ||||
Открытая площадка ( прогулка на свежем воздухе) | В группе некоторые ребята научились играть в новую игру, они могут вам показать. Вы были архитекторами в группе, а на улице можно увидеть домики птиц. | Игра. «Воробышки и кот», наблюдение за прилетающими на участок птицами. | Дети умеют применить полученные знания на практике. |
Беседа «Зелёная аптека»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; - Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Виртуальная экскурсия на луг
Цель: познакомить детей с природным окружением нашего края; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; рассказать о том, какую пользу приносят эти растение человеку.
Экскурсия по экологической тропе «Путешествие в мир лекарственных растений»
Цели: Познакомить детей с природным окружением, рассказать о многообразии трав, произрастающих у нас, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут на территории детского сада (ромашка, одуванчик, календула, крапива, мята), развивать мыслительную деятельность, память, внимание, воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
Рассматривание картинок и иллюстраций с лекарственными растениями.
Наблюдение «Где растут лекарственные растения»
Лепка « Чудо - растение»
Аппликация «Ромашка»
Чтение художественной литературы:
А. Онегов «Тропинка полевая»; Н. Павлова «Загадки цветов»; А. Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению).
Опыты и исследовательско-поисковая деятельность:
Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений.
Прилетает ли кто-нибудь к этому растению?
Есть ли запах у растений?
Исследовательско - поисковая деятельность «Ищем лекарственные растения на своём участке»
Экспериментирование – сбор мяты и заваривание чая.
Слушание музыки:
Ю. Антонов «Не рвите цветы», Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики»
Этапы проекта
Подготовительный
- составление перспективного плана мероприятий проекта;
- подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
- подборка иллюстраций лекарственных растений;
- подготовка материала и оборудования.
Что знаем?
Что хотим узнать?
Как узнаем?
- Растения бывают полезные и не полезные.
- Есть лекарственные растения.
- Лекарственные растения помогают людям при многих болезнях.
- Необходимо бережно относиться к лекарственным растениям.
- Какие болезни могут лечить лекарственные растения?
- Какие бывают лекарственные растения?
- Как их правильно хранить и собирать?
- Прочитать книгу.
- Посмотреть фильм, мультфильм о растениях.
- Спросить у родителей.
- Узнать в интернете.
- Сходить с родителями в лес
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Природная аптека"
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в...
Малозатратный дизайнерский проект "Природная аптека"
Малозатратный дизайнерский проект "Природная аптека"...
Долгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в старшей группе детского сада.
Долгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в старшей группе детского сада.Алия АманжаловаДолгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в...
Проект "Сказки из чемодана" для детей старшей группы (5-6 лет), 2023 г.
Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творч...
Проект «Природная аптека». 2023 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Солнышко».Проект «Природная аптека». (Подготовительная к школе группа)АКТУАЛЬНОСТЬ.1.Экологич...
Проект долгосрочный по развитию речи для старшей группе «Учим стихи играя» . 2022 - 2023 уч.год
Цель проекта: -развитие связной выразительной речи, развитие памяти, воображения, образное мышление, восприятия; -обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. -формирование навы...