Проект "Сказки из чемодана" для детей старшей группы (5-6 лет), 2023 г.
проект по художественной литературе (старшая группа)

Сухарева Татьяна Владимировна

Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творчество. Участники проекта – дети и родители старшей группы № 24.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Сказки из чемодана»

Руководители проекта – Сухарева Т.В.

Консультант проекта – Ногина И.Ю.

Образовательная область – познавательная, художественно – эстетическая.

Участники проекта – дети и родители группы № 24.

Проект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).

Типология: практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный (учебный год).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность: сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, его героизм и мудрость.

Сказка играет важнейшую роль в развитии творческого воображения ребёнка– способности, без которой невозможна ни умственная деятельность в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Так же сказки прививают интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творчество.

Задачи:

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

2. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;

3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения,

4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Привить традиции семейного чтения;

Предполагаемый результат:

- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

- знать различные виды театров и уметь показывать их;

- уметь использовать различные средства выразительности;

- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, различные игрушки и куклы для кукольного театра, декорации и бутафория, наглядные материалы: плакаты, различные издания с иллюстрациями.

Продукт проекта: кукольные театры – ширма, театр в чемодане, пальчиковый театр.

1 этап - подготовительный

Подбор материала и литературы по теме проекта. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями. Чтение и восприятие художественной литературы, семейное чтение. Выбор произведения для инсценировки: К.И. Чуковский «Путаница». Знакомство с театральными профессиями.

2 этап - основной

Реализация проекта. Знакомство с произведением, умение узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), знакомство с разными видами театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный), распределение ролей.

3 этап - итоговый

Сценарий и репетиция постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, распределение между собой обязанностей, заучивание ролей;

Развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения,

Воспитание партнерских отношений между детьми, коммуникативные качества, создание радостного эмоционального настроя, поощрение творческой инициативы. Выступление.

Планирование и организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап - подготовительный

1

Сентябрь

Создание проблемной ситуации: заинтересованность детей: как можно, какими средствами воспроизвести услышанную сказку

Дети обсуждают данную проблему и предлагают подобрать куклы и игрушки для выбранного сюжета

2

Воспитатель готовят сценарий и атрибуты для спектакля

Дети помогают воспитателю, говорят, что бы они хотели выучить и выбирают роли

Родители дома читают художественные произведения автора и от части заучивают необходимые слова

3

Чтение и обсуждение выбранного произведения для инсценировки, распределение ролей

Дети анализируют, пересказывают текст, репетируют. Задание: составить творческие рассказы «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», рассказ сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти

4

Октябрь

Составление консультаций для родителей: «Как запомнить и пересказать текст сказки», «Зачем нужны сказки. Их роль в жизни человека», «Театральная деятельность»

Родители знакомятся с содержанием консультаций и выполняют рекомендации

2 этап - основной

1

Ноябрь

Знакомство и распределение ролей сценария. Показ фотографий и иллюстраций по теме «Театр и зрители», дидактическая игра «Театр и зрители»

Дети рассматривают фотографии и слушают рассказ воспитателя. Дома рассказывают родителям о том, что узнали. Игровая деятельность

Родители вместе с детьми рисуют различные сюжеты из сказки с соответствующими персонажами или про театр. Организация в группе выставки рисунков по теме

2

Активизация выразительных средств для создания роли, репетиция

Дети делятся впечатлениями из собственного опыта, репетируют свои роли эмоционально и выразительно

3

Декабрь, январь

Репетиция

Дети наблюдают, играют, экспериментируют

Родители изготавливают дополнительные декорации, костюмы для спектакля

4

Воспитатель предлагает детям нарисовать то, что им больше всего понравилось во время репетиции

Дети рисуют

5

Учим роли наизусть

Дети слушают, отвечают на вопросы, заучивают наизусть

Родители дома закрепляют текст

6

Февраль

Воспитатель знакомит детей с правилами перевоплощения с помощью дидактических и подвижных игр

Дети играют в дидактические и подвижные игры: «Что сначала, что потом?», «Составь картинку из частей», «В гостях у сказки»

Родители изготавливают атрибуты и костюмы для спектакля

7.

Март

Воспитатель готовит музыкальное и техническое сопровождение

  • Дети делают выводы, играют в дидактические и подвижные игры: «Путешествие в театр», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм?», «Произнеси слова персонажа?», «Вспомни слова героя?»

Родители помогают в фотоотчёте инсценировки

8.

Знакомство с профессией гримёра

Дети обсуждают детали своих образов

Родители подбирают информационный материал характера и деталей образа, средства воплощения

9.

Апрель

Воспитатель проводит генеральную репетицию в костюмах и гриме

Дети входят в роль своих персонажей. Учатся выразительно передавать текст. Пополнение словарного запаса новыми словами

10.

Фотосессия

Дети участвуют в фотосессии

Техническая помощь родителей

3 этап - заключительный

1

Май

Выступление, поощрение участников проекта

Исполнение произведения, ролей

Родители в ролях ассистента, гримёра, бутафора, декоратора

2

Анализ, обсуждение сыгранного спектакля за круглым столом. Планы на следующую деятельность

Совместная деятельность с воспитателем и родителями

Совместная деятельность

Вывод

Использование сказок в познавательной и театрализованной деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, формировать активную социальную позицию, воспитывать волевые и коммуникативные качества ребёнка.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

в детском саду.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  4. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  6. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  9. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  10. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
  11. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
  12. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  13. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  14. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика усвоения образовательной программы учебный год в старшей гр. № 24 за 2022/2023 Подготовила – воспитатель Сухарева Т.В. Озёрск 2023 «Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем» Достоинства использования сказки в интегративной деятельности:

Слайд 2

Проект из чемодана Выполнила – Сухарева Т.В. Консультант проекта – Ногина И.Ю. Образовательная область – познавательная, художественно – эстетическая. Участники проекта – дети и родители группы № 24 . Проект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).

Слайд 3

Направления проекта: Театрализованная деятельность Участие в конкурсах Придумывание сказок

Слайд 4

Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценностей совместного творчества, развитие творческой фантазии и воображения. Задачи: 1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный); 2. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли; 3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения; 4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Слайд 5

Перспектива на следующий год Использование сказок в познавательной и театрализованной деятельности, с целью воспитания эффективных решений проблем, воспитание интереса к художественной литературе, развитие нравственно-эстетические чувств, воспитание волевых качеств ребёнка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год для детей старшей группы (5-6 лет). от 1 сентября 2022 год

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...

Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.

Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...

Перспективный план работы по ЗОЖ для детей старшей группы группы на 2023-2024 учебный год

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны...

План взаимодействия с родителями по теме «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста» на 2022 – 2023 учебный год старшая группа (5-6 лет)

Направления работы:- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;- активизация интереса семьи к вопросам развития инициатив...

Методическая разработка Организация межгруппового взаимодействия детей старшей группы "Солнышко" и второй младшей группы "Лесовичок" в рамках реализации ФГОС ДО на 2023 -2024 у.г.

Межгрупповое общение способствует и благоприятно влияет на  индивидуализацию личности ребёнка. Отношения между детьми разного возраста даёт им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе....

Диагностика детей старшей группы за учебный период 2023-2024г

Диагностика детей старшей группы за учебный период 2023-2024г...