Проект "Сказки из чемодана" для детей старшей группы (5-6 лет), 2023 г.
проект по художественной литературе (старшая группа)
Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творчество. Участники проекта – дети и родители старшей группы № 24.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 24.62 КБ |
Проект "Сказки из чемодана" 2023 г. | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Сказки из чемодана»
Руководители проекта – Сухарева Т.В.
Консультант проекта – Ногина И.Ю.
Образовательная область – познавательная, художественно – эстетическая.
Участники проекта – дети и родители группы № 24.
Проект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).
Типология: практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный (учебный год).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность: сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, его героизм и мудрость.
Сказка играет важнейшую роль в развитии творческого воображения ребёнка– способности, без которой невозможна ни умственная деятельность в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Так же сказки прививают интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие речи, интерес к театральной деятельности, совместное творчество.
Задачи:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
2. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли;
3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения,
4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
5. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Привить традиции семейного чтения;
Предполагаемый результат:
- проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
- знать различные виды театров и уметь показывать их;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, различные игрушки и куклы для кукольного театра, декорации и бутафория, наглядные материалы: плакаты, различные издания с иллюстрациями.
Продукт проекта: кукольные театры – ширма, театр в чемодане, пальчиковый театр.
1 этап - подготовительный
Подбор материала и литературы по теме проекта. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями. Чтение и восприятие художественной литературы, семейное чтение. Выбор произведения для инсценировки: К.И. Чуковский «Путаница». Знакомство с театральными профессиями.
2 этап - основной
Реализация проекта. Знакомство с произведением, умение узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), знакомство с разными видами театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный), распределение ролей.
3 этап - итоговый
Сценарий и репетиция постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, распределение между собой обязанностей, заучивание ролей;
Развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения,
Воспитание партнерских отношений между детьми, коммуникативные качества, создание радостного эмоционального настроя, поощрение творческой инициативы. Выступление.
Планирование и организация деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап - подготовительный | |||
1 | Сентябрь Создание проблемной ситуации: заинтересованность детей: как можно, какими средствами воспроизвести услышанную сказку | Дети обсуждают данную проблему и предлагают подобрать куклы и игрушки для выбранного сюжета | |
2 | Воспитатель готовят сценарий и атрибуты для спектакля | Дети помогают воспитателю, говорят, что бы они хотели выучить и выбирают роли | Родители дома читают художественные произведения автора и от части заучивают необходимые слова |
3 | Чтение и обсуждение выбранного произведения для инсценировки, распределение ролей | Дети анализируют, пересказывают текст, репетируют. Задание: составить творческие рассказы «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», рассказ сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти | |
4 | Октябрь Составление консультаций для родителей: «Как запомнить и пересказать текст сказки», «Зачем нужны сказки. Их роль в жизни человека», «Театральная деятельность» | Родители знакомятся с содержанием консультаций и выполняют рекомендации | |
2 этап - основной | |||
1 | Ноябрь Знакомство и распределение ролей сценария. Показ фотографий и иллюстраций по теме «Театр и зрители», дидактическая игра «Театр и зрители» | Дети рассматривают фотографии и слушают рассказ воспитателя. Дома рассказывают родителям о том, что узнали. Игровая деятельность | Родители вместе с детьми рисуют различные сюжеты из сказки с соответствующими персонажами или про театр. Организация в группе выставки рисунков по теме |
2 | Активизация выразительных средств для создания роли, репетиция | Дети делятся впечатлениями из собственного опыта, репетируют свои роли эмоционально и выразительно | |
3 | Декабрь, январь Репетиция | Дети наблюдают, играют, экспериментируют | Родители изготавливают дополнительные декорации, костюмы для спектакля |
4 | Воспитатель предлагает детям нарисовать то, что им больше всего понравилось во время репетиции | Дети рисуют | |
5 | Учим роли наизусть | Дети слушают, отвечают на вопросы, заучивают наизусть | Родители дома закрепляют текст |
6 | Февраль Воспитатель знакомит детей с правилами перевоплощения с помощью дидактических и подвижных игр | Дети играют в дидактические и подвижные игры: «Что сначала, что потом?», «Составь картинку из частей», «В гостях у сказки» | Родители изготавливают атрибуты и костюмы для спектакля |
7. | Март Воспитатель готовит музыкальное и техническое сопровождение |
| Родители помогают в фотоотчёте инсценировки |
8. | Знакомство с профессией гримёра | Дети обсуждают детали своих образов | Родители подбирают информационный материал характера и деталей образа, средства воплощения |
9. | Апрель Воспитатель проводит генеральную репетицию в костюмах и гриме | Дети входят в роль своих персонажей. Учатся выразительно передавать текст. Пополнение словарного запаса новыми словами | |
10. | Фотосессия | Дети участвуют в фотосессии | Техническая помощь родителей |
3 этап - заключительный | |||
1 | Май Выступление, поощрение участников проекта | Исполнение произведения, ролей | Родители в ролях ассистента, гримёра, бутафора, декоратора |
2 | Анализ, обсуждение сыгранного спектакля за круглым столом. Планы на следующую деятельность | Совместная деятельность с воспитателем и родителями | Совместная деятельность |
Вывод
Использование сказок в познавательной и театрализованной деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, формировать активную социальную позицию, воспитывать волевые и коммуникативные качества ребёнка.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Статьи о воспитании детей: 20+ лучших статей о том, как воспитывать детей (pravmir.ru), 2023 г.
- Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам: публикация в СМИ, конспекты, разработки, сценарии детских праздников, игры и поделки - Маам.ру (maam.ru), 2023 г.
- Список литературы для работы по театрализованной деятельности
в детском саду.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект из чемодана Выполнила – Сухарева Т.В. Консультант проекта – Ногина И.Ю. Образовательная область – познавательная, художественно – эстетическая. Участники проекта – дети и родители группы № 24 . Проект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).
Направления проекта: Театрализованная деятельность Участие в конкурсах Придумывание сказок
Цель проекта: приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, развитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценностей совместного творчества, развитие творческой фантазии и воображения. Задачи: 1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный); 2. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли; 3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения; 4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Перспектива на следующий год Использование сказок в познавательной и театрализованной деятельности, с целью воспитания эффективных решений проблем, воспитание интереса к художественной литературе, развитие нравственно-эстетические чувств, воспитание волевых качеств ребёнка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год для детей старшей группы (5-6 лет). от 1 сентября 2022 год
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Программ...
Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.
Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы на 2022 - 2023 учебный год
Цель: Создать условия для формирования ответственного взаимоотношения с семьями вопитанников и развития компетентности родителей...
Перспективный план работы по ЗОЖ для детей старшей группы группы на 2023-2024 учебный год
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны...
План взаимодействия с родителями по теме «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста» на 2022 – 2023 учебный год старшая группа (5-6 лет)
Направления работы:- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;- активизация интереса семьи к вопросам развития инициатив...
Методическая разработка Организация межгруппового взаимодействия детей старшей группы "Солнышко" и второй младшей группы "Лесовичок" в рамках реализации ФГОС ДО на 2023 -2024 у.г.
Межгрупповое общение способствует и благоприятно влияет на индивидуализацию личности ребёнка. Отношения между детьми разного возраста даёт им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе....
Аналитическая справка педагогического мониторинга детей старшей группы «Солнышко» в 2022-2023 учебных годах.
В аналитической справке показано развитие детей старшей группы....