Образовательное событие в старшей группе на тему: "Осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Заявка образовательного события: ребенок на дневной прогулке задал мне вопрос, почему листья меняют свой цвет? Даша стала рассказывать нам, что на выходных она с родителями в лес за грибами и обратила с вое внимание на то что листья у деревьев поменяли свой цвет. Дети с интересом слушали Дашу.
Я так же с интересом сушила рассказ Даши про то, как она ходила с родителями в лес за грибами и рассматривала листья разных деревьев. После чего я решила задать вопрос детям, в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет? После того как мы выслушали ответ всех детей, я предложила детям выяснить почему листья меняю свой цвет осенью.
Цель: Помочь детям узнать, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях.
Конечный продукт: осенняя выставка, рисунков и гербариев составленная совестно с родителями.
Способ организации детей: круг; работа в команде.
Способ оформления информации: разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Коллективная работа «Осенний лес».
Ожидаемые образовательные результаты:
Универсальные образовательные результат
1.Формирование коммуникативных навыков: умение взаимодействовать друг с другом, учитывать мнение другого.
2. Расширены представления о сезонных изменениях в природе;
3.Сформированы умения выявлять причинно – следственные связи.
Предметные образовательные навыки
1.Ознакомление с окружающим миром:
- Расширять и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях, об изменениях, происходящих в природе;
- Выявить причины природно-климатического явления – листопад;
- Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- Совершенствовать умение осуществлять экспериментальную деятельность, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природные явления;
- Развивать любознательность, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;
- Воспитывать нравственные и духовные качества детей во время общения с природой, через произведения живописи и музыки, желание заботиться о ней.
- Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
2. Художественно – эстетическое развитие:
- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;
- расширять знания детей о признаках осени;
- продолжать работу по обогащению словарного запаса;
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Этапы образовательного события
1.Дневная прогулка: прослушивание рассказа воспитанницы о поездке в лес на прошедших выходных. Тематический диалог с детьми, в котором обсуждался вопрос почему листья меняют свой цвет осенью.
В процессе диалога, я заметила интерес детей к данной теме, им очень интересно почему листья меняют свой цвет. Было принято решение изучить данный вопрос более подробно и узнать, почему листья меняют свой цвет осенью. После изучения данной темы сделать выставку рисунков на данную тему, и собрать осенний букет из листьев.
2.Исследовательская деятельность: изучение совместно с детьми строения листа, изучения с воспитанниками почему лист меняет свой цвет. Также был пополнен словарный запас детей, они узнали новое для себя слово «хлорофилл».
Для закрепления изученного материалы мы с детьми посмотрели познавательный мультфильм «Почему желтеют листья»
3. Творческая деятельность: изображение детьми осеннего листопада на бумаге с последующим обсуждением каждого рисунка и описанием детьми, своих работ. Оформление выставки рисунков и тематического стенда в коридоре группы.
4. Жизнь после образовательного события: дети совместно с родителями отправляются на прогулку в лес и собирают там осенний букет из листьев, после чего приносят их в детский сад на «Осеннюю выставку».
2. Этап: Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Чтобы в этом разобраться, я приглашаю вас, ребята, в нашу научную лабораторию. Но мы туда с вами не пойдем, а полетим как осенние листочки.
Воспитатель: Проходите, ребята, занимайте места за столом.
Опыт №1. Исследуем лист дерева
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на листик дерева. У листочка есть «палочка», она называется черешок. С его помощью листик соединяется с веточкой дерева. А теперь посмотрите на сам листочек. От черешка « отходят» тонкие трубочки – это жилки, по которым листик питается влагой. На листочке их много, одни жилки потолще и мы их видим невооруженным глазом, другие потоньше – их мы можем увидеть под лупой. Возьмите лупы и рассмотрите листочки.
Опыт № 2. Почему листья меняют цвет
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами узнаем, почему же листики меняют цвет и опадают. Возьмите, пожалуйста зеленый кленовый листочек, порвите его, сомните и попробуйте на белом листе бумаги им порисовать. Посмотрим, что получится.
Дети: …у меня листик (бумаги) стал зеленым; он рисует…
Воспитатель: Да, ребята, зеленый кленовый листочек оставляет зеленый «след», так как в зеленом листике содержится особое вещество, которое называется хлорофилл. Давайте вместе повторим это слово.
Дети с воспитателем: хлорофилл
Воспитатель: А сейчас, ребята, возьмите «цветные» листочки и попробуйте сделать то же самое. Посмотрим, что получится.
Дети: у меня ничего нет; у меня раскрошился, сломался…
Воспитатель: А как думаете, почему так получилось?
Дети: потому, что нет хлорофилла
Воспитатель: Да, ребята в цветных сухих листочках хлорофилла нет. Вырабатывается хлорофилл в листочках под солнечными лучами. А что происходит с солнышком осенью?
Дети: оно меньше светит, плохо греет…
Воспитатель: Правильно, ребята. Солнышко осенью все меньше и меньше, хлорофилла в листочках тоже становится мало, и листики становится разноцветными, высыхают и опадают.
Физкультминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
(Повторяют за воспитателем: кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаются).
Познавательный мультфильм
Бесед после просмотра мультфильма и составление общего вывода после поделанного эксперимента.
3.Этап: Художественно-эстетическая деятельность.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Осенний листопад»
(нетрадиционная техника – печать листьями деревьев)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;
- расширять знания детей о признаках осени;
- продолжать работу по обогащению словарного запаса;
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал: листья деревьев, альбомный лист, набор гуашевых красок, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход НОД:
Вводная часть:
Сюрпризный момент в группу приходит взрослый в костюме осени, разбрасывает клиновые листочки и делает из них дорожку, которая ведет в актовый зал.
Дети совместно с воспитателем следуют по дорожке в зал где «Осень» гуляет и разбрасывает осенние листья.
Осень - Здравствуйте ребятки, наконец-то я вас дождалась. Добро пожаловать в мой осенний лес. Вы узнали меня? (ответы детей)
Осень – Пока я гуляла по этому замечательному лесу, то встретила возле одного из деревьев, любопытного лисенка, он очень внимательно разглядывал, разноцветные листья и ни как не мог понять, что с ними случилось. Почему какие-то листочки стали красными, какие-то стали желтыми и осыпались с деревьев, а какие-то всё еще висят на ветках.
Я бы ему с удовольствием об этом рассказала, но у меня сейчас столько забот, что успеть бы, справиться, до прихода моей сестрицы зимы.
Поэтому ребята, я хочу попросить вас, мне помочь и рассказать лисёнку обо всём, что сами знаете. Сможете помочь? (ответы детей)
А мне пора спешить в другой лес. До свидания ребята.
Основная часть:
Воспитатель:
- Лисёнок слушай внимательно и запоминай, сейчас мы с ребятами тебе всё расскажем.
- Давайте расскажем, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети:
- Листопад.
Воспитатель:
- Давайте вспомним, почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, недостаточно света и тепла) (ответы детей).
Воспитатель: (наводящие вопросы).
Воспитатель: обращаясь к лисёнку: Милый лисёнок, тебе понравился наш рассказ, ты всё запомнил?
Ответ лисёнка (аудиозапись): Да, спасибо большое, мне очень понравился ваш рассказ, теперь я точно знаю, что происходит осенью с листочками. Ребята, мне так нравится красота осеннего леса, а давайте мы его создадим, необычны способом на бумаге. Что бы он еще долго оставался с нами.
А мне пора возвращаться домой, а то моя мама лисица, уже наверное меня ищет, до свидания.
Воспитатель: Обращает внимание детей на листочки на столах.
Воспитатель:
- Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.
- Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
Физминутка
Дружно по лему гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны в перед)
Собирать их каждый рад
Просто чудо листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Практическая часть
Воспитатель:
- Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его разной краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.
- Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
- Затем возьмите листочек за черешок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа.
- Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
Самостоятельная работа детей.
Заключительная часть:
Воспитатель:
- У нас с вами получилась красивая разноцветная осень. Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
- А сейчас вы можете пройти и посмотреть у кого, что получилось.
Предлагая детям организовать выставку работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"
Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....
Комплексно – тематический план образовательной работы в старшей группе по теме «Осень»
Работа с детьми старшей группы в осенний период года....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием здоровьесбеоегающих и иновационных технологий
Конспект НОД для детей старшей группы на тему: "Осень разноцветная" с использованием нетрадиционной техники рисования - печать литьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, в парке можно собрать ли...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
Обобщить у детей познавательный интерес по теме "Осень"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Конспект занятия "Осень"...
Планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Осень, осень, в гости просим!»
Планирование образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Осень, осень, в гости просим!»...