КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ГРУППАМИ
ДЛЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ № 61»
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»
Автор:
Валиуллина А.Х.,
воспитатель МАДОУ № 61,
I квалификационная категория
г. Нижнекамск
2017г.
Тема: | «Осень» |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие. |
Вид: | Интегрированная организованная совместная образовате-льная деятельность. |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Коммуникативная, познавательная, изобразительная, музыкальная, физическая деятельность. |
Цель: | Обобщить знания детей об осени. |
Задачи: | Образовательные: - учить детей видеть признаки сезонных изменений в природе, используя образные слова и выражения; - уточнить, как ведут себя животные осенью. Развивающие: - продолжать развивать рисование нетрадиционным способом. Воспитательные: |
Методические приемы и формы организации дея-тельности: | - привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности; - рассматривание картины и беседа по ее содержанию; - загадки про овощи и фрукты; - дидактическая игра; - игровые упражнения; - физкультминутка; - слушание музыки; - нетрадиционная техника рисования ватной палочкой. |
Оборудование и материа-лы: | - картина Левитана «Золотая осень»; - набор муляжей овощей и фруктов; - 2 корзинки; - лук, морковь, огурец, картофель, свекла (вареные); - картинки с изображением перелетных и зимующих птиц; - магнитофон; - музыка П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»; - листы А-5 по количеству детей с изображением деревьев без листьев; - ватные палочки; - краски красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов. |
Предварительная работа: | - чтение произведений об осени; - заучивание стихов; - наблюдение за осенними явлениями на прогулке; - беседа и рассматривание иллюстраций об осени; - дидактические игры по данной теме; - слушание музыки по данной теме; - изготовление поделок совместно с родителями; - развлечение по теме «Осень»; - участие в осенней ярмарке. |
Последующая работа: | - рассматривание гербария с осенними листьями; - изготовление поделок из природного материала ( шишек, мха и засушенных листьев и т.д.). |
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку. Про какое она время года?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это...»
Ответы детей: Осень!
Воспитатель: Правильно! Загадка об осени. Скажите, пожалуйста, какое время года предшествует осени?
Ответы детей: Лето.
Воспитатель: А какое время года последует за осенью?
Ответы детей: Зима.
Воспитатель: Правильно! Несмотря на то, что на улице зима, мы с вами сегодня поговорим об осени.
(Воспитатель предлагает детям картину Левитана «Золотая осень»).
Воспитатель: Какое время года здесь изображено?
Ответы детей: Здесь изображена осень.
Воспитатель: Почему картина называется «Золотая осень?»
Ответы детей: Потому что трава и деревья желтые, как золотые.
Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Ответы детей: Эта картина вызывает хорошее, веселое настроение.
Воспитатель: Как называется явление, когда падают листья с деревьев?
Ответы детей: Это явление называется листопад.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас Ульяна прочитает стихотворение про листопад.
«Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!»
(Евгений Груданов).
Воспитатель: Молодец, Ульяна! Очень красивое стихотворение. Ребята, а как называются осенние месяцы?
Ответы детей: Сентябрь, октябрь и ноябрь.
Воспитатель: Правильно!
(На доске появляется картина, где изображены осенние месяца).
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним приметы осени.
Ответы детей: В сентябре дни стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи и фрукты, люди собирают урожай.
Воспитатель: Как одним словом называется такая осень?
Ответы детей: Это ранняя осень.
Воспитатель: Приметы осени в октябре?
Ответы детей: Дни становятся короче, а ночи длиннее, происходит листопад – вся земля покрывается красными, оранжевыми и желтыми листьями.
Воспитатель: Как называется такая осень?
Ответы детей: Это золотая осень.
Воспитатель: Хорошо! А какие приметы ноября?
Ответы детей: Холодно, мало солнца, серо, пасмурно, может пойти снег. Это поздняя осень.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас дидактическая игра «Осенние слова». Каждый из вас скажет по одному красивому слову об осени.
Ответы детей: Золотая, печальная, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая, таинственная.
Воспитатель: Какие красивые слова! А какие пословицы и поговорки вы знаете про осень?
Ответы детей:
- «Коли ясно, то и осень прекрасна»;
- «Осень идет, и дождь за собой ведет»;
- «Красна весна цветами, а осень пирогами»;
- «От осени к лету поворота нету»;
- «Гром в сентябре – теплая осень»;
- «Осенью паутина на ясную погоду».
Воспитатель: Правильно! Давайте поиграем в игру «Соберем урожай». В первую корзинку собираем фрукты, а во вторую – овощи.
(Игра «Соберем урожай»).
Воспитатель: Молодцы! Я сейчас загадаю загадки об овощах. Кто быстрее отгадает?
- «Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а лук».
- «Из земли за чуб плутовку
Тянем сладкую морковку».
- «Растут на грядке
Зеленые ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их огурцы».
- «И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом картошка».
- «Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я свёкла».
(После каждой загадки дети показывают соответствующий овощ).
Воспитатель: Молодцы! А как по-татарски звучат названия этих овощей?
Ответы детей: Лук - суган, морковь - кишер, огурец - кыяр, картофель - бәрәңге, свекла -чөгендер.
Воспитатель: Правильно! Скажите, какие блюда ваши мамы готовят из этих овощей?
Ответы детей: Щи, борщ, пироги, гарниры для вторых блюд, салаты.
Воспитатель: Хорошо. А какое блюдо получится, если использовать все эти овощи вместе?
Ответы детей: Винегрет!
Воспитатель: Правильно! Давайте передадим эти овощи нашим поварам и попросим их, чтобы приготовили для вас вкусный винегрет.
(Младший воспитатель уносит овощи на кухню).
Воспитатель: Ребята, сейчас поговорим о птицах. Какие изменения происходят в их жизни осенью?
Ответы детей: Некоторые птицы улетают на юг.
Воспитатель:. А как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Ответы детей: Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Ответы детей: Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующими.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: Скворец, грач, ласточка, жаворонок, соловей, кукушка, дрозд.
Воспитатель: Правильно! На столе картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Прошу среди них выбрать перелетных птиц и поместить на доске.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Умницы, с заданием справились!
Физкультминутка
«Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»).
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора».
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные?
Ответы детей: Звери собирают запасы, меняют шубки, утепляют свое жилище.
Воспитатель: Какие запасы готовит белка?
Ответы детей: Она осенью собирает орехи и грибы. Медведь накапливает жир, чтобы целую зиму находиться в спячке.
Воспитатель: А кто меняет шубку, для чего?
Ответы детей: Заяц меняет серую шубку на белую. В белой ему зимой теплее. На белом снегу его не заметят враги – волк и лиса. У белки рыжая шубка становится серой. На деревьях ее тоже становится незаметно.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется у них жилье?
Ответы детей: У медведя – берлога; у волка – логово; у лисы – нора; у белки – дупло.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас я предлагаю вам нарисовать картину, которая будет называться «Вальс осенних листьев». Листочки будем рисовать необычным способом – ватной палочкой.
(Дети подходят к столу, на каждого лист А-5 с рисунком дерева без листьев).
Воспитатель: На столе стоят тарелочки с краской красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов. Выбираем цвет и начинаем наносить краску вокруг дерева и на земле.
(Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»).
Воспитатель: Ребята, работу заканчиваем.
(Вешает работы детей на доске).
Воспитатель: Какая красота! Получился настоящий осенний лес! Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали на занятии?
Ответы детей: Сегодня на занятии мы рассматривали картину, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки, красивые слова об осени, рассказывали о приметах осени, перелетных птицах, подготовке зверей к зиме.
Воспитатель: Какие игры вам понравились?
Ответы детей: Нам понравились игры «Осенние слова» и «Собери урожай».
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Ответы детей: Мы узнали, что листья на деревьях и листопад можно рисовать и ватными палочками.
Воспитатель: Чьи ответы вам больше всех понравились?
Ответы детей: Нам понравились ответы… (дети перечисляют имена активных детей).
Воспитатель: Вы все умницы! Со всеми заданиями справились.
Сюрпризный момент: повар приносит винегрет и угощает детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно совместная образовательная деятельность старшей группы ОНР "До свидания, осень"
Занятие содержит в себе развивающие упражнения и игры, направленные на закрепление полученного музыкального материала...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: «Осень золотая».
Обощение и систематизация знаний детей об осени....
Конспект совместной образовательной деятельности в группе для детей с ТНР старшего возраста «В гостях у Лесовичка в весеннем лесу».
Презентация занятия совместной образовательной деятельности предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал поможет логопедам дошкольных учреждений систематизировать знания детей по ле...
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...
Конспект совместной образовательной деятельности по направлению «Коммуникация» Тема: «Заучивание стихотворения Н. Садовского Звездочка – малютка» Группа 2 младшая «А»
Побудить детей к заучиванию стихотворения "Звёедочка- малютка" Н.Садовского....
Календарный план образовательной деятельности старшей группы. Лексическая тема «Осень, в гости просим»
Календарный план образовательной деятельности старшей группы....
Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»
Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...