Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
материал по окружающему миру
Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»
Подготовила : воспитатель Шевелева Н.В.
Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов их родителей. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром.
Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это также отношение к себе, как части природы.
Основной целью является — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы.
• направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
• воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
• формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного образовательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса.
В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание экологически грамотного человека.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую ,консультации, беседы ,провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием. Оказалось, что почти все родители думают, что надо говорить с детьми об экологическом воспитании.
Советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняла, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг себя по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе.
Экологическому просвещению родителей способствуют и
консультации: «Природа, семья- ребенок», «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребенке бережного отношения к природе», «Воспитание любви к родному краю».
В работе с родителями использую домашние задания. Родителям и детям предлагаю понаблюдать за природой, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповой коллекции.
В группе совместно с родителями организован игровой уголок. Здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно- ролевые дидактические и другие развивающие игры по экологии.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования, на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды. У нас имеется уголок природы, также и уголок экспериментирования, который создан совместно с родителями.
Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Организуя деятельность по уходу за растениями, я делаю акцент на необходимость заботы о них, объясняю детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.
Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки. Для проведения опытов мы используем бросовые, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В уголке хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев.
В нашей группе мини- библиотека, приобретенная родителями, в которой находится познавательная, художественная детская литература по экологическому воспитанию. В этой части экологического уголка дети рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы.
Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. Родители, принося корм для птиц.
С 23 марта нашем детском саду стартует экологический проект «Огород на подоконнике», в котором принимают участие дети и их родители. Цель конкурса: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Совместно с родителями приобретем семена, землю, контейнеры, Вместе с детьми посадим семена, будем наблюдать за ростом растений, дети будут ухаживать за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка).
Совместно с родителями, наша территория хорошо озеленена. Украшением нашего участка являются цветники, за которыми с любовью ухаживают и взрослые и дети.
Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала.
У воспитателей и родителей одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни природы. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479174-1410346267.jpg)
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-920572-1493302969.jpg)
Планирование работы с детьми и родителями по Формированию основ безопасности на дороге
материал преднозначен для работы с детьми и родителями по ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/23/picture-1130232-1558630389.jpg)
Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1245920-1588243383.jpg)
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формы организации развивающего пространства детского сада, обеспечивающие формирование основ экологической культуры»
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формы организации развивающего пространства детского сада, обеспечивающие формирование основ экологической культуры»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/23/picture-1334854-1621792941.jpg)
Методическая разработка для воспитателей «Организация работы по формированию основ экологической культуры с детьми на прогулке»
В материале представлен опыт работы по экологическому образованию дошкольников: игра -путешествие "Чистый город, чистый детский сад, чистый двор!"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250507-1589894423.jpg)
Современные формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры.
В статье описаны формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры....