Методическая разработка "Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoigry.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Карнакова О В
Пояснительная записка
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон
нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Становление первоначальных основ экологической культуры происходит в дошкольном детстве.
Дошкольный возраст – это благоприятный период для накапливания детьми конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы. Важным аспектом является формирование у детей понимания специфики живого объекта, его отличий от неживого объекта, пробуждения желания взаимодействовать с растениями и животными, проявлять заботу о них. Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.
Экологические игры – это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.
Предложенные игры можно использовать с детьми для закрепления материала по экологическому воспитанию непосредственно на занятиях и во время тематических досугов.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. Д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер
«Кто где живёт, кто чем питается»
Задача: закреплять знания об образе жизни животных, их питании и месте обитания, развивать интерес к живой природе
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением мест обитания, кормом. Выставляет на наборном полотне картинку с изображением животного (в зависимости от темы недели) и
Предлагает подобрать соответствующие картинки. Затем дети составляют о животном рассказ с опорой на наглядный материал.
«Расскажи о…»
Задача: систематизировать знания о домашних и диких животных, развивать речь
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель передаёт детям картинку с изображением живого или неживого объекта или игрушку. Дети по цепочке передают её друг другу и описывают, составляя предложение.
Например, на картинке изображён заяц.
Дети: «Это заяц». «Дикое животное». «Живёт в лесу». «Питается…» и т. Д.
«Для кого корм»
Задача: систематизировать знания о том, чем питаются животные, развивать интерес к живой Природе.
Дети сидят на стульях полукругом. Перед ними сидят игрушки животные. Воспитатель
Предлагает детям достать из чудесного мешочка корм и угостить животных. В мешочек можно положить морковку для зайчика, лошадки, пакет семечек для птички, курочки, муляж сыра для
Мышки, орехи или шишки для белочки и т.д.
«Я знаю»
(игра с мячом)
Задача: развивать умение классифицировать объекты природы и объединять их в группы (классы)
Дети стоят в кругу. Воспитатель в середине круга с мячом в руках. Он бросает любому ребёнку мяч и называет какой-то класс объектов природы, например: дикие животные, либо рыбы, либо птицы и т. Д.
- вариант:
Ребёнок, который поймал мяч, может пять раз ударить мяч о пол (подбросить его и поймать) и назвать 5 названий объектов природы.
- вариант:
Воспитатель может бросать детям мяч по очереди и предлагать разное задание, называя для каждого свой класс. Ребёнок придумывает ответ, бросает мяч воспитателю обратно.
3 вариант:
Воспитатель называет, например, понятие «домашние животные», передаёт мяч рядом стоящему ребёнку. Ребёнок называет животное и передаёт мяч дальше детям по кругу. Каждый при этом называет домашних животных. Если ребёнок затрудняется, ему помогают.
«Угадай, о чём я рассказываю»
Задача: развивать умение описывать объекты природы, называя характерные особенности Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель предлагает водящему ребёнку загадать какой либо объект живой природы и описать его, не называя. Дети должны догадаться, о ком идёт речь.
Можно использовать карточки с изображением объекта. В случае правильного угаданного объекта, ребёнок-водящий показывает детям картинку-отгадку
«Угадай, что в руке»
Задача: развивать умение тактильным способом узнавать овощи и фрукты
Дети стоят в кругу, сложив руки за спиной, воспитатель проходит по внешнему кругу и кладёт детям в руки муляжи овощей и фруктов.
Воспитатель стоит в кругу, в руках мешочек с муляжами фруктов и овощей. Воспитатель достаёт любой фрукт или овощ, показывает детям. Дети называют его и, у кого в руках такой же фрукт или овощ, выходят в круг и показывают.
Одно правило для всех — смотреть, что у тебя в руках, нельзя!
«Разложи правильно»
Задача: закреплять знания о фруктах и овощах, развивать умение выделять их характерные признаки
В корзине лежат фрукты и овощи. Можно использовать муляжи одних и тех же фруктов, различных по цвету, например, яблоко и груша могут быть жёлтыми, красными и зелёными. Воспитатель предлагает детям:
1вариант:
Разложить фрукты и овощи на отдельные тарелки, назвать их. Можно предложить отобрать овощи для супа, фрукты для компота.
2 вариант:
Разложить фрукты и овощи на тарелки 3-ёх цветов: желтую, красную и зелёную по цвету, назвать фрукт, овощ и его признак, например: зелёное яблоко, зелёный огурец, зелёная груша и т.д.
«Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о месте произрастания овощных культур
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель показывает детям картинку с изображением овощей или называет овощ. Дети поднимают руки вверх, если овощ растёт на грядке, и опускают вниз — если он растёт в земле.
Можно предложить детям рассказать о данном овоще.
«С какого дерева плод?»
Задачи: формировать умение узнавать дерево, подбирать плоды
Можно использовать картинки с изображением плодовых деревьев и карточки с плодами. Предложить детям назвать дерево и подобрать плод.
Можно использовать вариант, когда плоды уже разложены. Предложить проверить правильность и исправить, если есть ошибки.
«Где снежинки?»
Дети встают в круг, где в середине в обручах разложены карточки с изображением капельки, лужи, реки, кусочка льда, сосульки, водопада, снежинки, снега, пара, дождя, тучи. Дети,
Взявшись за руки, идут по кругу. Все вместе говорят слова:
Вот и лето наступило.
В небе солнце засветило.
Стало жарче припекать. Где снежинки нам искать?
Дети берут подходящую по смыслу картинку и объясняют свой выбор.
Идут по кругу дальше. Для каждого времени года произносят слова и делают выбор: находят нужные картинки.
Вот и осень наступила. Слякоть, холод и дожди. Всё равно пойдём гулять.
Где снежинку нам искать?
Наконец пришла зима. Стужа, вьюга, холода.
Мы пойдём с тобой гулять. Где снежинку нам искать? Вот весна – красна пришла. Тепло, радость принесла.
Мы пойдём с тобой гулять. Где снежинки нам искать?
«Звери, птицы, рыбы»
Задача: закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб.
Оборудование: мячик.
Ход игры: дети стоят в кругу. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
«Угадай, чей хвост»
Задача: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Оборудование: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
Ход игры: Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать свое животное и подобрать подходящий хвост.
«Знаем, знаем!»
Задача: научить определять по описанию обитателей водоемов (рек, озер, морей, океанов), научить правильному и точному описанию.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озер, например, щуку. Потом они выходят из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперед и говорят: «Знаем, знаем!». Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоема. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к другому. Кто отвечает правильно тот становится на место ведущего.
«Что в корзинку мы берем»
Задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Материалы: медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так, же корзинок.
Ход игры: У одних детей-медальоны, изображающие разные дары природы. У других- медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся и движениями, и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. Д.). Выигрывает, тот кто выполнил все условия.
«Цветочный магазин»
Задача: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материалы: лепестки, цветные картинки.
Ход игры:
Вариант1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.
Вариант2.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке речь.
Вариант3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
«Весной, летом, осенью»
Задача: уточнить знание о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс тюльпан-весной; золотой шар, астра –осенью и т.д.), учить классифицировать по этому признаку, развивать память.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу, водящий кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень.
Подвижная игра «Круговорот воды в природе»
Воспитатель собирает детей около себя и сообщает детям, что она туча. Звучит музыка дождя.
Дети превращаются в капельки дождя и выпадают из тучи (дети бегут на носочках врассыпную).
Продолжает звучать спокойная музыка. Воспитатель может подсказывать детям движения:
«Капельки прыгают и радуются, что выпали на землю» (дети прыгают на двух ногах). Воспитатель: «Но капелькам стало скучно, соединились они в один ручеёк» (дети встают парами и бегут друг за другом).
Воспитатель: «Собрались ручейки в одну реку. Стала она большой и полноводной» (дети выстраиваются друг за другом и бегут на носочках)
Воспитатель: «Плывут капельки по реке, радуются. Вот они попали по течению реки в большой океан» (дети берутся за руки и бегут по кругу)
Воспитатель: «Плавали, плавали капельки в океане. Вдруг им так домой захотелось. Загрустили капельки» (останавливаются, садятся на корточки, изображают на лицах эмоцию грусти) Воспитатель: «Выглянуло солнышко, пригрело. Стали капельки испаряться с поверхности воды и подниматься в небо» (поднимаются на носочки, руки вверх)
Воспитатель: «Вернулись капельки к маме-туче» (дети собираются около воспитателя, воспитатель обнимает детей)
Список литературы:
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика-Синтез,2004.-98 с.
- Чердымова Е.И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников. Электронный ресурс.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. -М.: Издат. Центр «Академия»,2011г.,336 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду// Первое сентября.-2005.№17.- С.11-15.
- Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа.- М.:Гном,2013
- Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж, ИП Лакоценина Н.А.,2012
- Иванова А.А. Программа экологического образования дошкольников. Живая экология.- М.:Сфера,2009.Иванова А. И. Мир растений
- Илюхина Ю.В. Секреты интересного занятия, 2018г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Знай, люби и открывай природу".
Србственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста ДОУ....
Авторское методическое пособие "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ"
В данном пособии представлены циклы наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей от 3 до 7 лет....
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Заколдованная поляна"
Цель. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь.Форма: развлечение.Оформление зала. Зал украшен ввиде сказочного леса. Посреди зала лежит зеленый ковер. На пере...
Методическая копилка Экологические сказки для детей дошкольного возраста.
Методическая копилкаЭкологические сказки для детей дошкольного возраста. Содержание:Экологические сказки о растениях………………………&helli...
Методическая копилка. Экологические сказки для детей дошкольного возраста.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ экологической олимпиады для детей дошкольного возраста в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля «Экодетство»
Локальный этап Республиканской детской заочной экологической олимпиады для детей дошкольного возраста в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля "Экодетство"...