Конспект "Забота о птицах зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значения для природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_st.gr_.docx | 919.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему:
«Забота о птицах зимой»
Цели:
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию; уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
На доске слайд «Зимующие птицы»
1.Организационный момент.
-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).
-В какое время года можно услышать голоса птиц?
-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?
-Почему?
-Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты).
Сегодня к нам в гости пришел интересный человек, ученый. Вот, что он нам поведает.
Ученый:
Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поет ее оляпка- водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь, на дне жуков сколько угодно. Чего бы оляпке не запеть?!
Воспитатель:
Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, н6и длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
-Как птице перезимовать? (выходят 3 ребенка, читают стихи)
1
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят
Воспитатель:
-Но кто же им дает приют, когда снега метут?
2
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие- те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с Родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
3
Но если долго снег идет
И долго злится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
2.Работа с загадками о зимующих птицах.
Воспитатель:
Ребята, вы, наверное, догадались, что наше мероприятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.
1 загадка.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
-Посмотрите на синицу (появляется слайд).
-Что же ученый нам расскажет о синице?
Ученый:
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
2 загадка.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять!
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода-
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
-Посмотрите на слайд и вспомните, как выглядит снегирь.
-А что же интересное знает о снегире ученый?
Ученый:
Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
Воспитатель: А еще к нам на кормушку прилетают щегол (показать слайд) и зеленушка (показать слайд).
3 загадка.
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит (Дятел).
-Посмотрите на эту птичку на слайде.
-А ученый вот что нам расскажет.
Ученый:
В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.
Воспитатель: Не так часто у нас можно встретить зимой чижа, лазоревку, чечетку. (показать слайды с изображением птиц)
4 загадка.
Эту птицу легко содержать в неволе. Кормить ее можно мучными червями. Она хорошо поет. О ком идет речь? (овсянка)
-Посмотрите и запомните как выглядит овсянка. (Показать слайд)
5 загадка.
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
-Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.
-Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.
Воспитатель:
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.
-Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?
Ученый:
На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
6 загадка.
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз, и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица….(Поползень).
-Посмотрите, как выглядит эта интересная птичка (слайд)
Ребенок:
Голубая спинка, рыженький бочок.
По стволу осинки, за скачком скачок.
Поползень вертлявый скачет вверх и вниз.
В ствол залез дырявый, клювом вниз повис.
Свистнул: «Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу
Вам такое, вряд ли, дятлам, по плечу!
Воспитатель: Ученый вам расскажет о нем.
Ученый:
Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.
Воспитатель:
Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.
3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»
Воспитатель:
Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)
-Что главное в кормушке? (корм)
-А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)
Воспитатель:
За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.
Ребенок:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам, великое!»
Воспитатель:
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».
Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.
Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.
Воспитатель:
-Некоторые дети вместе с родителями изготовили вот такие кормушки, посмотрите на выставку. Я думаю, что они дадут нам еще несколько советов о том, как изготовить кормушку.
1 : Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву.
2 : Можно использовать пластмассовые бутылки. Закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом и подвешивают почти вплотную к нему. Бутылку можно облепить корой, сухими листьями, мхом.
4.Викторина
Воспитатель:
-А сейчас мы проверим как вы внимательно слушали о зимующих птицах и проведем небольшую викторину, где нужно будет ответить на несколько вопросов.
1.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
2.Какие птицы спят, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева)
3.Какая птица за 10 минут может обработать желудь или шишку? (дятел)
4.Какая птица ест семена,вареные овощи, несоленое сало? (синица)
5.Назови птицу- санитара? (ворона)
6.Какая птица может зимовать в пустотах подо льдом? (оляпка)
7.Лесная птичка, способная перемещаться по стволу деревьев головой вниз? (поползень)
5.Итог мероприятия.
Воспитатель:
Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.
Ребята! Берегите птиц!»
Ученик:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Воспитатель:
А сейчас мы пойдем с вами на прогулку и покормим наших пернатых друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...