Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности Тема: "Удивительные камни"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Маркова Светлана Михайловна

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_kamni.docx108.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Конспект интегрированного занятия

по экспериментальной деятельности

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

            Задачи: Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой      природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  • Камни на каждого ребенка.
  • Лупы.
  • Стакан с водой, ложка.
  • Большие подносы.
  • Салфетки маленькие.
  • Салфетки большие.
  • Деревянные брусочки

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

                                                      Ход занятия

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола.

Организационный момент

                                 В мире много интересного,

                                 Нам порою неизвестного.

                                  Миру знаний нет предела.

                                 Так скорей, друзья, за дело!

                                 Будьте все внимательны,

                                 Активны и старательны.

На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень.  Рядом с коробкой конверт с названием группы.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает).  «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король.  Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз  пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты.  Отгадайте, что лежит внутри коробки?

          В сережках у мамы огнем он горит,

          В пыли на дороге, ненужным лежит,

          Меняет он фору, меняет он цвет,

          А в стройке годится на тысячу лет.

          Он может быть мелкий – в ладошке лежать,      

          Тяжелый, большой – одному не поднять.

          Кто, дети, загадку мою отгадает?

          Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети. Это камень.

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).  

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места.

 

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень,  у кого коричневый, у кого серый и т.д.

Какой же цвет у камней может быть?

Ответы детей: разноцветные.

Вывод: камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней ,что мы можем сказать Есть круглые камни, а  также угловатые и похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

Ответы детей: разная.

Вывод: камни имею разную форму.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).


Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бывают камни?

Ответы детей: разного.

Вывод: камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

                        http://festival.1september.ru/articles/602705/img2.gif

Для 3 Опыта нам понадобятся  весы. В обе чаши мы положим камни и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.

 Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. 

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске). 

http://festival.1september.ru/articles/602705/img4.gif

Опыт № 4. Возьмите в руки  камень. Погладьте его. Какой он  на ощупь ? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже.Что мы можем сказать?  Камни бывают гладкие и шершавые 

В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни! Правда?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

                                                                           

                                                                                                          Описание: Оформление аквариума

     Гладкие                                                 Шершавые

Опыт №5.Твердость

Воспитатель: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите , что произошло. (пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» подготовительная группа

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» старшая группа

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.Программное содержание:Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (бо...

Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.Занятие содержи...

Конспект Интегрированного опытно-экспериментального занятия "Зайчик - Любознайчик"

Цель: познакомить   детей с физическими явлениями, расширить представление о магните, электричестве и рычагах. Задачи: Учить взаимодействовать с предметами, с целью обследования о...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Свойства камней" для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: • познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,особенностями («Познание»);• формировать умение классифицировать камни по разным признакам ...