Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Муравьёва Елена Ивановна

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать  память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.docx128.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад № 4 «Рябинка»

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

старшая группа

        Составила и провела воспитатель старшей группы

 Муравьева  Елена  Ивановна.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать  память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Организация детей: подгруппа.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке  годится на тысячу лет.

Он может  быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…). А может камень быть опасен для вас? Когда?

Чтобы узнать о камнях много интересного  я  хочу пригласить вас в лабораторию..

  Вы знаете  как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).

Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.

(Дети надевают халаты и занимают свои места).

- Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?

Дети: Изучают предметы и их свойства. Проводят опыты.

Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки).

 

Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.

Приступаем к исследованиям.

 Под руководством педагога дети исследуют камни. Совместная исследовательская деятельность.

 Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.

 Результаты исследований будем заносить в таблицу.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.) 

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает  и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? .

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

- Пройдите за рабочие места, продолжим работу.  Ребята, на нашей схеме изучения свойств есть знак «вопрос». Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).

Давайте посмотрим,  где использует камни человек. (Просмотр слайдов).

-.

Нам пора возвращаться.

Дети снимают халаты и покидают лабораторию.

Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).

Рефлексия. -  Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем  вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, , выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок»  в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.

-  Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются   свойствами  и тем,  как человек использует их в своей жизни.

Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.


http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img1.gif

        

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img2.gif

        


http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img3.gif

        

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img4.gif

        

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img5.gif

        

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img6.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие на машине времени»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе«Путешествие на машине времени»         Подготовила и провелаЦыпышева Л.Н....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Зимняя сказка»

Цели:1. ОбучающиеПриобщать детей к мировому изобразительному искусству, познакомить с репродукцией картины И. Э. Грабаря  „Сказка инея и восходящего солнца”.Познакомить ребят с новым способом рис...

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» подготовительная группа

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844762","...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «В гости к профессору Огороду».

Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания...