Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
- Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni.docx | 128.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Воскресенский детский сад № 4 «Рябинка»
Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»
старшая группа
Составила и провела воспитатель старшей группы
Муравьева Елена Ивановна.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
- Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Организация детей: подгруппа.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: Камень.
Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…). А может камень быть опасен для вас? Когда?
Чтобы узнать о камнях много интересного я хочу пригласить вас в лабораторию..
Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).
Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.
(Дети надевают халаты и занимают свои места).
- Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?
Дети: Изучают предметы и их свойства. Проводят опыты.
Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки).
Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.
Приступаем к исследованиям.
Под руководством педагога дети исследуют камни. Совместная исследовательская деятельность.
Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.
Результаты исследований будем заносить в таблицу.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? .
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Подготовка рук – самомассаж.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
- Пройдите за рабочие места, продолжим работу. Ребята, на нашей схеме изучения свойств есть знак «вопрос». Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).
Давайте посмотрим, где использует камни человек. (Просмотр слайдов).
-.
Нам пора возвращаться.
Дети снимают халаты и покидают лабораторию.
Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).
Рефлексия. - Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, , выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок» в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.
- Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются свойствами и тем, как человек использует их в своей жизни.
Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие на машине времени»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе«Путешествие на машине времени» Подготовила и провелаЦыпышева Л.Н....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Зимняя сказка»
Цели:1. ОбучающиеПриобщать детей к мировому изобразительному искусству, познакомить с репродукцией картины И. Э. Грабаря „Сказка инея и восходящего солнца”.Познакомить ребят с новым способом рис...
Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»
В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....
Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» подготовительная группа
Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» для детей старшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844760","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844762","...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «В гости к профессору Огороду».
Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания...