Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Свойства камней" для детей среднего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Шакирова Светлана Александровна

Программное содержание:

 

• познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,

особенностями («Познание»);

• формировать умение классифицировать камни по разным признакам («Познание»);

• развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);

• обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);

• вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);

• воспитывать бережное отношение к неживой природе

( «Социализация»).

Предварительная работа:

• рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Самарского края и России.

Материалы и оборудование:

• камни на тарелках;

• пластилин;

• стаканы с водой;

• ложечки, коробочки;

• музыкальная запись;

• иллюстрации каменных построек;

• выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по опытно-экспериментальной деятельности "Свойства камней" для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание:

• познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,

особенностями («Познание»);

• формировать умение классифицировать камни по разным признакам («Познание»);

• развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);

• обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);

• вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);

• воспитывать бережное отношение к неживой природе

( «Социализация»).

Предварительная работа:

• рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Самарского края и России.

Материалы и оборудование:

• камни на тарелках;

• пластилин;

• стаканы с водой;

• ложечки, коробочки;

• музыкальная запись;

• иллюстрации каменных построек;

• выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Ход НОД:

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

Часть 1. Вступительная беседа:

- Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)

- А где можно их встретить? (везде)

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Часть 2. Эксперименты:

- А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

- Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)

- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.

- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

- Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

- Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)

- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)

- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми

- Ребята, так какими ещё бывают камни?

Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)

Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

- Почему?

- Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

- А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?

- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

- Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9. Рисование.

- Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?

- Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Вода – источник жизни»

«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование перви...

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...

«Опытно – экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Средний  дошкольный возраст – самый ценный  этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным...

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности»

В период дошкольного детства  в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать  основы экологической культуры, правильного и о...

«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» Щенячий патруль

Проект«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»Щенячий патруль...

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...