Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: "Уходит осень золотая"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белопухова  Ольга Николаевна

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о жизни природы осенью.

Закреплять представления о взаимосвязи жизни растительного и животного мира, человека со временем года. Подвести детей к выводу, что осенью все трудятся, готовятся к зиме. Развивать художественное восприятие.

Развивать диалогическую форму речи.

Активизировать в речи детей слова: осень, природа, растительный мир, животный мир, ранняя осень, поздняя осень.

Воспитывать чувство любви к природе.

Материал:

Демонстрационный материал «Беседы по картинкам» (зима, осень).

2-3 репродукции известных художников об осени, игрушка – ёжик, корзина, яблоки на каждого ребёнка, текст рассказа В. Бианки «Готовятся к зиме».

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями происходящими а природе ранней и поздней осенью, за жизнью птиц и животных. Рассматривание репродукций известных художников, иллюстраций, открыток, календарей с изображением осенних персонажей.

Беседы на тему: «Куда уходит осень?», «Как живая и неживая природа готовится к зиме».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Улетает, не улетает», «Угадай, кто зимой спит и где?».

Загадки, пословицы, поговорки, приметы осени, стихи об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul_uhodit_osen_zolotaya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему:

"Уходит осень золотая"

 

                                    Составила:воспитатель

ГБОУ Школа №2075, д/о№2

   Белопухова Ольга Николаевна.

2023г.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Уходит осень золотая»

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о жизни природы осенью.

Закреплять представления о взаимосвязи жизни растительного и животного мира, человека со временем года. Подвести детей к выводу, что осенью все трудятся, готовятся к зиме. Развивать художественное восприятие.

Развивать диалогическую форму речи.

Активизировать в речи детей слова: осень, природа, растительный мир, животный мир, ранняя осень, поздняя осень.

Воспитывать чувство любви к природе.

Материал:

Демонстрационный материал «Беседы по картинкам» (зима, осень).

2-3 репродукции известных художников об осени, игрушка – ёжик, корзина, яблоки на каждого ребёнка, текст рассказа В. Бианки «Готовятся к зиме».

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями происходящими а природе ранней и поздней осенью, за жизнью птиц и животных. Рассматривание репродукций известных художников, иллюстраций, открыток, календарей с изображением осенних персонажей.

Беседы на тему: «Куда уходит осень?», «Как живая и неживая природа готовится к зиме».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Улетает, не улетает», «Угадай, кто зимой спит и где?».

Загадки, пословицы, поговорки, приметы осени, стихи об осени.

Ход занятий:

Воспитатель загадывает загадку:

«Несу я урожай

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я…

(осень)»

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами рассмотрим календарь с тремя месяцами: сентябрь, окрябрь, ноябрь. Поговорим о том, чем это время года не похоже на другие сезоны.

Рассматривание календаря ведётся в порядке следования месяцев в году.

Воспитатель выставляет картину с изображением первого (второго, третьего) месяца осени, читает стихотворение:

Сентябрь

Лес. Точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной,

Стоит над светлою поляной…

Октябрь

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки,

Льют дожди и нет просвета,

Затерялось где-то лето,

Ветер с клёна листья сбросил,

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый-кленовый.

Ноябрь

Земля остыла,

Улетели птицы,

Закончился в природе листопад,

Колючим холодом и первым снегом

Ноябрь укрывает голый сад.

Пруды замёрзли

И слегка

Ледком подернулась река.

Воспитатель:

- Какая была погода в сентябре? (ответы детей)

- Как выглядели деревья, цветы, трава? (ответы детей)

- Вспомните, какие встречались насекомые, птицы? (ответы детей)

- Что произошло с птицами? Какие птицы остались? (ответы детей)

- Как в сентябре вы одевались? (ответы детей)

- Какое небо бывает осенью? (ответы детей)

Аналогично рассматриваются два других месяца: октябрь и ноябрь.

Воспитатель:

- Теперь мы знаем, чем осень отличается от других сезонов – осенью всё меняется: погода становится холоднее и дождливее. В сентябре люди легко одевались, а в ноябре стало намного холоднее и люди стали одеваться почти по-зимнему. Осенью день укорачивается, ночь становится длинной; рано утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, только дома, а теперь уже и в д/с включаем.

Осенью резко меняются условия, и растения не могут оставаться в прежднем состоянии. Им нужна не только вода, но ещё и свет и тепло. Летом всё в природе зеленело, а теперь всё поблекло: листья опали, трава увяла, цветы отцвели; на земле лужи и грязь»

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель:

- Дети посмотрите, к нам из леса пришёл ёжик ( ёж здоровается с детьми). У нас интересное занятие. Но ты немного опоздал. Мы с ребятами рассматриваем календарь осенних месяцев. А сейчас слушаем дальше. Ребята, давайте расскажем ёжику, что люди делают осенью. Ребята, какое главное занятие у человека осенью? (собирают урожай, заготавливают запасы на зиму).

- А как происходит сбор урожая? (убирают свеклу, капусту, копают картофель, а в садах собирают яблоки, груши, сливы).

- Расскажите, а как вы участвовали в сборе урожая?  (дёргали морковь, лук, свеклу, помогали копать картофель, собирали яблоки, груши, сливы).

- А что потом сделали с этими овощами и фруктами, которые собрали? (засолили, замариновали, сварили варенье, компоты, убрали овощи и фрукты на хранение).

- К зиме готовятся не только люди, но и животные. Как звери готовятся к зиме? (рассказы детей)

 - А сейчас давайте послушаем рассказ В. Бианки «Готовятся к зиме» (чтение рассказа).

- Ну вот ёжик теперь ты знаешь, как разные животные зиму встречают, что делают осенью.

Физкультминутка:

«Листочки

Мы листочки осенние

(плавное покачивание руками над головой)

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

(руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

(Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

(плавное покачивание руками над головой)

Закружились, полетели

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

Воспитатель:

- А сейчас мы все вместе пойдём в художественную мастерскую (на отдельных столах стоят картинки известных художников).

- Осенью бывают прекрасные моменты голубое небо, и неяркое солнце, и золотистые берёзки, и багряные клёны. Рядом с ними резко выделяются тёмно-зелёные ели и сосны. Эту красоту заметили художники. Она так впечатляет их, что они не могли не написать такие картины как эти. Давайте мы их рассмотрим (1-2 минуты).

- А теперь, скажите, что вам особенно понравилось осенью? (ответы детей)

- Что вызвало у вас радостное настроение? (ответы детей)

- Ёжик, скажи, а какая картина тебе особенно понравилась?

Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворения об осени.

Ёжик: - Ой, как много интересного я сегодня узнал и увидел. Спасибо вам ребята большое.

Воспитатель:

- Ребята, осень это самое красивое время года. Замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечивается и опадают листья с деревьев и кустарников, перелётные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные готовятся к зиме, люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Ёжик: - Вот и настала пора с вами прощаться. А на прощанье, хочу вас угостить яблоками – дарами осени».

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия для детей второй младшей группы на тему: "Уход за комнатными растениями".

Цель данного конспекта:Расширять представления детей о комнатных растениях; закреплять умение поливать растение из лейки, рыхлить землю в горшке; вызывать у детей желание помочь другим; вызы...

Открытое занятие по экологии в старшей группе на тему: «Человек и золотая рыбка»

Целью данного занятия является развитие познавательной активности и воспитание бережного отношение к окружающему миру.Через это отношение к природе,людям рядом с тобой и "рождается"настоящая личность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Осень золотая»

Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; Учить понимать и видеть признаки и приметы осени...

Конспект занятия по экологии в средней группе «Вот она какая, осень золотая!»

Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени,сезонных изменениях в природе....

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...