Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе; -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность; 2. Воспитательные: - воспитывать умение действовать в коллективе; - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу; 3. Развивающие: - формировать умения анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение; - развивать логическое мышление; - стимулировать познавательную активность детей. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Материалы и оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе» На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, картошка, баночки пластиковые. Фильм «Круговорот воды в природе»
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Этапы мастер-класса/цель | Деятельность мастера | Предполагаемые ответы фокус-группы | Организационный Цель: введение в тему. Беседа. | Здравствуйте, ребята. Я рада Вас приветствовать. 2. Ребята, сегодня замечательный день, а потому предлагаю начать наше занятие так:
А) Солнышко, солнышко, в небе свети!
Б) Яркие лучики нам протяни.
В) Ручки мы вложим в ладоши твои.
Г) Нас покружи, оторвав от земли. Д) Вместе с тобой мы пойдем на лужок
Е) Там все мы встанем дружно в кружок Ж) С песнями водим мы хоровод. Солнышко с нами по кругу идет. З) Хлопают радостно наши ладошки, И) Быстро шагают резвые ножки. К) Солнышко скрылось, ушло на покой
3. Мы же на место сядем с тобой | 1.Приветствуют воспитателя. 2.Слушают, выполняют упражнения
А) Дети тянутся руками верх, встают на ноги Б) Вытягивают руки вперед ладошками вверх В) Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки Г) Кружатся парами Д) Выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки Е) Образуют круг Ж) Идут по кругу
З) Хлопают в ладоши И) Идут быстрым шагом К) Приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку
3. Тихо и спокойно садятся на свои места. | II.1. Основная часть. Цель: Определение темы занятия
| 1. Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь. 2. Загадка: Меня пьют, меня льют Всем нужна я, Кто я такая? | 1. Вызван интерес к работе.
2. Отгадывают загадку. Называют тему разговора - ВОДА | II.2.Основная часть. Цель: формировать бережное отношение к воде | Беседа: 1. А для чего нужна вода на земле?
2. Верно, вода нам необходима, а потому ее нужно беречь. А как мы ее будем беречь?
| 1.Вода нужна человеку, чтобы приготовить еду, пить, стирать, мыть, купаться; Животным, чтобы пить и купаться; Растениям, чтобы расти, без нее они засохнут. 2. Не включать сильно кран. Закрывать кран при умывании. Не оставлять воду без присмотр, когда поливаем цветы. Не загрязнять реки и озера. | II.3.Основная часть. Цель: знакомство со свойствами воды, посредством проведения экспериментов | 1. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
2. Практическая часть занятия А) Перед вами 2 фигуры. Какую форму они имеют? Б) Имеет ли какую-нибудь форму вода? Что определиться, какую форму имеет вода, проведем опыт и вы сможете ответить на вопрос – какую форму имеет вода?
3. ОПЫТ № 1: А) Наливает воду в кувшин. Какую форму приобретает вода? А свою имеет? Б) Наливает воду в стакан. А теперь какую форму приобретает? В) А кто из вас видел воду на асфальте?
Г) Сделайте вывод.
Д) Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску | 1. Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
2. А) Это кубик и шарик.
Б) Дети испытывают затруднение. Они сомневаются.
3. А) Форму кувшина. Своей формы у воды нет.
Б) форму стакана. Своей формы у воды нет. В) Видели. Она растекается, образует лужу. Г) Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Д) Смотрят, запоминают. | II.4.Основная часть. Цель: самостоятельное знакомство со свойствами воды, посредством проведения экспериментов | 1. А теперь я предлагаю вам занять свои места в нашей лаборатории. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. - Приступим к нашему исследованию. ОПЫТ № 2: 2. Возьмите два стакана – один с водой, а другой с молоком. Понюхайте воду, а затем понюхайте молоко. 3. Сделайте вывод.
ОПЫТ № 3: 4. Возьмем картинку и поставим ее за стакан с водой. Нам видно картинку? 5. А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? 6. Сделайте вывод.
7.Вывешивает картину-алгоритм свойства прозрачности воды. | 1. Переходят в зону «лаборатории»
2. Дети определяют запах воды и молока.
3. Вывод. Вода не имеет запаха.
4. Да, видно.
5. Нет, не видно.
6. Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. 7. Дети смотрят. Запоминают. | II.5.Основная часть. Физминутка | 1. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. 2. А) Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. Б) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. В) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. Г) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. Д) От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение свойств воды. | 1. Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.
2. А) Повороты в разные стороны
Б) Вращение головой вправо и влево
В) Приседания
Г) Ходьба на месте
Д) Занимают за столом свои места
| II.6.Основная часть. Цель: самостоятельное знакомство со свойствами воды, посредством проведения экспериментов | ОПЫТ № 4: 1. Вода – не имеет вкуса, вода- растворитель. А есть ли у воды вкус?
2. Что изменилось?
3. Сделайте вывод.
4. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? 5. Сделайте вывод.
6. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Что мы видим?
7. Сделайте вывод
8. Используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешиваю их на доску. |
1. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. 2. У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. 3. Вывод: своего вкуса у воды нет. 4. Они растворились
5. Вода является растворителем.
6. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. 7. Не все вещества могут растворяться в воде. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. 8. Слушают, запоминают. | III. Заключительная часть. Обобщение. Рефлексия. | Беседа с опорой на таблицу с алгоритмами: 1. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? 2. Возможна ли жизнь на земле без воды? 3. Что мы можем сделать с вами, чтобы сберечь воду на планете?
4. Какие свойства есть у воды?
Спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.
|
1. О воде
2. Нет, невозможна 3. Не мусорить, не тратить воду зря, закрывать краны с водой 4. Вода прозрачна, хороший растворитель, не имеет запаха и вкуса, не имеет формы.
|
|