открытое интегрированное мероприятие по образовательной области "Познание" "Волшебница - вода" (старшая группа)
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
дать детям представление о круговороте воды в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_zanyatiya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Чтобы узнать, чему посвящается наше занятие вам надо отгадать загадку:
Она и в озере, она и в лужице
Она снежинкою над нами кружится
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в рученьке бежит – журчит
Ребята, как вы думает, что это? (Вода)
Ответы детей (вода)
– Действительно мы будем говорить о воде, о волшебнице- воде
А я предлагаю вам отгадать ещё одну загадку
На столе передо мной
Закружился шар земной
Артека , экватор, полюс
Уместил всю Землю ….(глобус)
-Ребята , что такое « глобус»?, Как называется наша планета? ( Земля)
Какого цвета на глобусе больше?
Ответы детей (Синего)
Воспитатель: Что принято обозначать на глобусе синем цветом?
Ответы детей (синий цвет это вода, все моря и океаны нашей планеты )
Воспитатель: Правильно, воды на нашей планете очень много, она занимает 70 % площади Земного шара.
Ребята а вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
- Давайте вспомним, кому нужна вода ?
Дети (Людям, животным, растениям ) Где люди используют воду? Воспитатель: Где люди используют воду?
Дети (поливают, стирают, умываются )
При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).
Вос - ль: Вода необходима всем растениям ,животным ,человеку , и поэтому воду надо беречь и охранять
А как нужно охранять, и беречь воду
Ответы детей ( не загрязнять водоёмы, не тратить напрасно воду)
Воспитатель: Ребята мы сегодня говорим не просто о воде, а о волшебнице- воде.
Потому-что вода бывает очень разной
Ребята давайте вспомним, в каком виде встречается вода в природе?
Дети ( в жидком, в твёрдом, парообразном)
Воспитатель: Правильно ребята , вода может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодной снежинкой или горячим паром или туманом
А сейчас, я предлагаю вам игру в которой мы должны вспомнить где мы можем встретить волшебницу воду в природе.
Игра: “Где спряталась вода”
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода. Нам нужно распределить загадки на три группы: вода в жидком, в твёрдом и в газообразном состоянии.
– Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды.
1. Отгадай загадку
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Вечером родится,
Ночью живёт, утром умирает. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
Но никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька
– Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды?
Дети ( Да получился)
Воспитатель: Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? Дети (Это пар, он присутствует в воздухе, облака, туман.)
Воспитатель: От чего зависят различные состояния воды?
Дети ( От температуры воздуха.)
Воспитатель: А ещё ребята , вода любит путешествовать в природе и называется это круговорот воды в природе
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождями вернется.
Вокруг оглянись,
В природу вглядись…
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница – чудо Вода!
Я предлагаю послушать сказку
“Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу (картинка зайца на фоне леса). И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.
–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.
Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
–Эй! Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.
– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.
– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.
Пригорюнился зайчик и сел под дубом.
– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.
– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.
– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.
– Конечно, – обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.
– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.
– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
– Как же так? – увидимся зайчик.
– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.
– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!
– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”
Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило?
Воспитатель:Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.
Капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.
- Не устали? Давайте немного поиграем.
Игра «Ходят капельки по кругу»
Дети превращаются в маленькие капельки дождя (звучит музыка дождя). Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь (музыка). Капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке играть. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан (дети выстраивают хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.
- Расскажите, как путешествуют капельки? Как ходят капельки?
Дети: ( По кругу)
Воспитатель: Правильно. Это явление называется круговорот воды в природе.
(стук в дверь входит капелька)
Капелька. Здравствуйте , ребята!
Помогите мне пожалуйста.
Нас в семье три сестрички –капельки
Мы жили очень дружно и никогда не ссорились
Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А я успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь? О чем капелька вас просит?
Дети ( Да )
Воспитатель :Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт: 1 «снежинка» – твердая вода”
Предложить детям рассмотреть снег, как он таит
Вывод: снег – тоже вода.
Вос-ль:К нам в гости пришёл самовар
Посмотрите-ка сюда:
У меня внутри вода да не проста вода , а кипящая вода.
Я блестящий самовар,
Из-под крышки вьется пар.
Пар – водичка или нет?
Ну-ка дайте мне ответ!
Опыт :2 «Пар»– это тоже вода
Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Дети (Да)
Воспитатель: Почему?
Дети ( Потому , что снежинка, паринка, и капелька, это всё -вода)
Воспитатель :Ребята вы старались сегодня, молодцы! Вы правильно и грамотно отвечали, старательно и аккуратно работали. Занятие наше закончено
Цель занятия
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания о свойствах воды, о значении воды в жизни людей, животных и растений. Обратить внимание детей на то, где, и в каком виде существует вода в природе.
Развивать речь детей, расширять словарный запас формирование умения правильно строить предложения, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос.
Воспитывать экологическую культуру детей, бережное экономное отношение к воде.
Материал: глобус; емкости для экспериментирования на каждого ребенка, ложечки для эксперимента на каждого ребенка; снег для каждого ребенка; изображение природы; иллюстрации «Кому нужна вода»; иллюстрации схемы «Круговорот воды в природе»;;шапочки –капельки , тучки
Предварительная работа:
Наблюдения: Дети в течении всего дня наблюдали, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке) В конце дня обсудили , результаты наблюдений записали.
Рассматривание картин, иллюстраций о воде; беседы на тему «Какой бывает вода», «Вода нужна всем», наблюдение за снегом, инеем, росой, сосульками во время прогулок, экскурсий на водоём; проведение опытов по замораживанию воды, и наоборот, таяние льда, снега в тепле, и т.д.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 «Ивушка»
Волшебница- вода
Конспект занятия в
подготовительной группе
Воспитатель: Яковлева Надежда Ивановна.
с.Никаноровка 2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в сказку». Конспект открытого интегрированного мероприятия с детьми первой младшей группы для участников методического объединения воспитателей МБДОУ города Юбилейного
«Путешествие в сказку». Конспект открытого интегрированного мероприятия с детьми первой младшей группы для участников методического объединения воспитателей МБДОУ города ЮбилейногоАвтор-разработчик: Т...
открытое интегрированное мероприятие по конструированию "Путешествие в жаркие страны" (старшая группа)
на занятии дети учатся конструировать объемные модели из бумаги...
Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»
Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках образовательной области «Музыка» - «Белая сказка зимы»
Открытое интегрированное мероприятие в рамках образовательной области «Музыка» - «Белая сказка зимы»Музыкального руководителя МБДОУ ЦРР – Д\С №70 «Светлячок»Станиславской...
Конспект открытого интегрированного мероприятия непосредственно-образовательной деятельности
Конспект открытого интегрированного мероприятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет)...
Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".
Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....
Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)
ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...