План работы по экспериментальной деятельности в группе раннего возраста.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Кругликова Ирина Владимировна

Деятельность экспериментирования способствует формированию  детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям дошкольника. Метод экспериментирования является ведущим в дошкольном возрасте. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по экспериментальной деятельности в группе раннего возраста.

Месяц

Тема

Содержание работы

Цель

Материалы

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Игры с водой

1. Игры с плавающими игрушками:

  • с помощью руки (держать рыбку за хвостик, плавник).
  • с помощью палочки (направить кораблик, рыбку в разных направлениях)

Вызвать положительные эмоции, способствовать проявлению самостоятельности и активности, развивать координацию движений, моторику рук.

Четыре таза с водой, плавающие игрушки: рыбки, кораблики, уточки, игрушки из бумаги и т.п.,

поднос для игрушек, палочки.

2. Бросание и вылавливание шариков руками

Усложнение: понятия один, два, много, мало

Развитие понятия один, много, мало.

Таз с водой, разноцветные шарики (не менее 10 на одного ребенка).

3. Бросание и вылавливание шариков сочком

Усложнение:  разноцветных шариков в цветные миски (два, три, четыре цвета)

  • Обучение детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды;
  • Обучение детей различать основные цвета

Таз, с водой шарики, сочки, миски.

Разноцветные миски: красная, синяя, зеленая, желтая  и разноцветные

шарики

 4-х цветов

4. Вылавливание колечек палочкой (колечки с палочки снимать пальчиками и класть в миску)

Продолжать развивать ловкость рук.

Таз с водой, колечки (не менее 10 на ребенка), палочки и миски .

5. Переливание над тазом:

  • из кружки в кружку (без носиков и с носиками)
  • из бутылочки в бутылочку
  • через воронку в таз
  • через воронку в п/э бутылочку
  • через сито
  • шприцем
  • использовать «брызгалки»

Способствовать развитию концентрации внимания, учить навыкам наблюдения, формировать начальное представление о воде, повысит эмоциональный тонус малыша, освоение коммуникативных навыков.

Тазы с водой, подносы для материала.

- две кружки без носика и две кружки с носиком

- две п/э бутылочки(250 мг)

- воронка

- воронка и  п/э бутылочка

- сито

- резиновая груша

- шприцы большой и маленький

- «брызгалки»

6. Переливание за столом:

  • из кружки в кружку (без носика, работа с губкой)
  • из кружки в кружку (с носиком, работа с губкой)
  • ложкой из миски в миску

Усложнение: суп из миски

  • пипеткой

Способствовать развитию концентрации внимания, учить навыкам наблюдения, формировать начальное представление о воде, повысит эмоциональный тонус малыша, освоение коммуникативных навыков.

Столы

- поднос, две кружки без носика, ручки, которых развернуты к ребенку, маленькая губка для сбора и отжимания воды

- поднос, две кружки с носиком, кусочек губки

- поднос, 2 миски, ложка, кусочек губки, пластиковые буквы

- поднос, пипетка, маленькие бутылочки (с цветной водой и пустая)

Знакомство со свойствами воды

1. Проведение опыта «Тонет – не тонет»

  • «Буль, буль, буль – журчит водица»

  • «Хлоп-хлоп, буль-буль»

  • Развитие познавательной активности; введение понятия «тонет», «не тонет»
  • Обучение детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Таз с водой, резиновые игрушки, игрушки из бумаги, дерева, металлические и пластмассовые предметы и т.п.

2. Вода бывает холодная, горячая, теплая.

Подведение детей к пониманию того, что вода бывает теплая, холодная, горячая.

3. Вода прозрачная.

Подведение детей к пониманию того, что вода прозрачная.

4. Вода жидкая, может течь.

Подведение детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь.

5. Вода не имеет формы.

Подведение детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

6. Вода может находиться в двух состояниях – жидком и твердом.

Подведение детей к пониманию того, что вода может находиться в двух состояниях – жидком и твердом.

7. Вода прозрачная, и ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной.

Подведение детей к пониманию того, что вода прозрачная, и ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной.

8. Вода на вкус отличается от сока и молока.

Подведение детей к пониманию того, что вода на вкус отличается от сока и молока.

Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов

Непосредственно образовательная деятельность на тему:

«Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»

  • Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет;
  • Учить четко и правильно произносить звук «у», упражнять в различении громких и тихих звуков;
  • Развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.

Пластмассовый пароход, бумажные кораблики, морские камушки, иллюстрации с изображением больших и маленьких пароходов, таз с водой.

Декабрь – Январь –

Февраль

Март – Апрель - Май

Знакомство с пластическим материалом – тестом

Знакомство со свойствами песка.

  1. «Тили – тили тесто…»

  • Ознакомление детей с тестом как художественным материалом.
  • Создание условий для экспериментального узнавания (открытия)

Соленое тесто, иллюстрации.

  1. «Картинки на тесте»

Развитие интереса к созданию изображений на тесте (отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком, выкладывание узоров из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха).

Бусины, пуговицы, семечки, горох, фасоль).

  1. «Вкусное печенье»

  1. Насыпание песка в миску (3 занятия)

  1. Усложнение: очистка песка от камешков.

  1. Усложнение: сюжетные игры с песком.

  1. Просеивание песка через сито. (2 занятия)

  1. Повторное

  1. Пересыпание сухого песка через воронку (2 занятия)

  1. Повторное

  1. Занятие с сырым песком (2 занятия)

  1. Усложнение: сюжетные игры с сырым песком.

  1.  «Угощение для гостей»

  1. Непосредственно образовательная деятельность на тему:

«Картинки на песке»

Создание объемных и силуэтных фигурок из теста.

  • Обучение детей целесообразно пользоваться совком и миской, выполнение последовательных действий.
  • Развитие мелкой моторики рук, развивая умение собирать камешки на песке тремя пальчиками, а рисовать одним.
  • Развитие творческих способностей детей.

  • Совершенствование умений детей пользоваться совком и миской, обучение детей отделять камешки от песка с помощью сита, сметать песок щеткой.
  • Закрепление умений работать с ситом.

  • Обучение детей целенаправленно пользоваться совком и воронкой, насыпая песок в бутылку.
  • Закрепление умений детей выполнять ряд последовательных действий при засыпании песка в бутылку с помощью воронки.
  • Ознакомление детей со свойствами сырого песка.
  • Закрепление полученных умений детей в работе с сухим и сырым песком.

  • Продолжение ознакомления детей со свойствами песка, закрепление умения смачивать песок водой.

  • Развитие интереса детей к созданию изображений на песке.

Формочки для теста

Тазы с песком, совки, миски.

Мелкие игрушки, машинки, кораблики, уточки, матрешки.

Елочки, грибочки, уточки, кораблики, машинки, человечки.

Тазы с песком, совки, миски, щетки, сита, игрушки для обыгрывания.

Тазы с песком, совки, миски, щетки, сита, игрушки для обыгрывания.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки, щетки.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки, щетки.

 Тазы с сухим и сырым песком, воронка, бутылочки с крышками.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки с водой и без, мелкие игрушки, щетки.

Ящики с песком, воронки, совки, поэлит. бутылки с водой и без, мелкие игрушки, щетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике"...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста...

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

План работы по театрализованной деятельности в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год

План работы по театрализованной деятельности в группе раннего возраста (дети 2-3 лет)...

План работы по экспериментальной деятельности в группе младшего возраста. календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Деятельность экспериментирования способствует формированию  детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать, так как им ...