План работы по театрализованной деятельности в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Сиразеева Екатерина Дмитриеевна

План работы по театрализованной деятельности в группе раннего возраста (дети 2-3 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по театрализованной деятельности

воспитателя Сиразеевой Е.Д. в группе раннего возраста на 2022 -2023 учебный год

Цель: Познакомить детей с русскими народными сказками

            На каждом занятии по театрализации с использованием русской народной сказки решается целый комплекс задач: расширяется и уточняется представление детей об окружающем мире; развивается речь, внимание, мышление, память; развивается восприятие ребенка (форма, цвет, величина), его тактильная чувственность и фонематический слух и активизируется игровая деятельность.

Объем материала  одной сказки дети могут усвоить за месяц, в течение учебного года проводится работа по следующим сказкам:

  • «Курочка Ряба» (октябрь)
  • «Репка» (ноябрь)
  • «Теремок» (декабрь)
  • «Маша и медведь» (январь)
  • «Лиса, заяц и петух» (февраль)
  • «Колобок» (март)
  • «Три медведя» (апрель)
  • «Волк и семеро козлят» (май)

          Таким образом,  процесс воспитательной работы проводится по сюжету определенной сказки. Инсценирование и драматизация: отрывков из сказок, художественных и фольклорных произведений, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.  Рассматривание и обсуждение: предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, обсуждение средств выразительности. Танцы: показ взрослыми танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

           Система планирования:

  • Помогает ребенку видеть целостную картину мира
  • Позволяет уменьшать учебную нагрузку
  • Дает простор детскому фантазированию.
  • Развивает творческое воображение
  • Улучшает психологический климат в детском коллективе.

           Оборудование и игрушки для театрализованных игр:

  • маленькая и большая ширмы
  • стойка – вешалка для костюмов
  • костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановок нескольких сказок
  • куклы - персонажи и игрушки для различных видов театра(кошка, собака, петух и пр.)
  • магнитофон и аудиокассеты с записью музыки для спектаклей
  • зеркало, грим, парики
  • пальчиковые куклы
  • наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для   настольного (объемного или плоскостного) театра
  •  карнавальные шапочки (зайцев, птиц, котят, медведей, цыплят и др.).

Методические рекомендации

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит детей удивительными приключениями, превращениями и героями. Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, формируется эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Главной фигурой для детей 2 - 3 летнего возраста продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем зависят от него. Маленькие дети не могут познать мир. Если им не объяснять смысл того, что они видят, слышат, т.е. ребенку необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Взрослый для малыша – авторитет.

В самые первые годы жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает взрослый. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.

Восприятие литературного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через сказку. Они являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, которые в свою очередь приобщают его к духовному богатству.

Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующей его деятельности 8-10 минут. Но объем очень невелик.

        Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся раньше вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что они с интересом слушали и наблюдали.

Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно – действенный характер, поэтому познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций.

Чтение или рассказывание сказки взрослый сопровождает показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут - потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.

Планирование работы

с использованием русских народных сказок

   

Месяц

№ недели

Тема

Содержание работы

Сентябрь

1,2

«Здравствуй детский сад!» 

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием

группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.)

3

«Давайте знакомится !» 

Познакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы; личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

4

«Знакомство с игрушками»

Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; кукла, и т.д. учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки), находить её изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей

Октябрь

1

«Курочка Ряба» - русская народная сказка. Рассказывание русской народной сказки

Познакомить со сказкой. Самостоятельное обследование фигур из настольного     театра, высказывание по собственному желанию.

Воспитывать интерес к русской народной сказке. Воспитывать сочувствие.

2

 « Курочка Ряба» с использованием настольного театра игрушек

Продолжить знакомить со сказкой.

Сделать характеристику героев сказки.

Знакомство с навыками кукловождения.

3

Показ  русской народной сказки «Курочка Ряба» с использованием театра кукол би-ба-бо

Продолжить знакомить со сказкой.

Сделать характеристику героев сказки.

Знакомство с навыками кукловождения.

4

Игра – инсценировка

Побуждать к совместной игре.

Активизировать речевые высказывания Развивать инициативу и самостоятельность. Вызвать интерес к драматизации сказки, к ряжению.

Ноябрь

1

«Репка» - русская народная сказка. Рассматривание иллюстраций, рассказывание сказки с использованием кукольного театра.

Знакомство со сказкой.

Развивать интерес у детей к кукольному театру.

Воспитывать у детей интерес к народному творчеству и трудолюбие (без труда, не вытащить и репку)

2

Пересказ сказки с использованием магнитного театра.

Продолжить знакомство со сказкой, ее героями. Активизировать речевые высказывания. Поддерживать чувство удовлетворения от совместных действий детей и взрослых.

3

Игра – инсценировка

Воспитывать умение следить за развитием действий в сказке. Побуждать к активности.

Поддерживать бодрое настроение, отношение друг к другу.

4

Игра – драматизация

Вызывать желание участвовать в игре – драматизации.

Подводить детей усозданию образа героя, используя мимику, жесты, движения.

Развивать выразительность интонации.

Декабрь

1

«Теремок» - русская народная сказка. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием настольного театра игрушек.

Познакомить со сказкой.

Активизировать самостоятельное обследование фигур  из настольного театра, высказываться по собственному желанию.

Эмоционально откликаться на услышанное,  включаться в рассказывание сказки.

Воспитывать умение следить за развитием действий в сказке.

2

Показ русской народной сказки «Теремок» с использованием театра на магните

Продолжить знакомить со сказкой, используя загадки. Побуждать детей к самостоятельной игре в театр на магните. Внятно произносить звукоподражательные слова (пи, у-у-у, ква, скок).

3

Игра – инсценировка

Побуждать к совместной игре.

Побуждать детей хором включаться в рассказ.

Воспитывать умение следить за развитием действий в сказке.

4

Игра – инсценировка

Поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

Побуждать использовать отрывки из сказок в собственной игре. Продолжить формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Январь

1

Праздничная неделя

2

«Маша и медведь» - русская народная сказка. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием театра на магнитах

Познакомить со сказкой. Формировать устойчивый интерес к данному виду театра. Поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств  для создания образа героев.

Воспитывать у детей чувство опасности: если бы Маша послушалась бабушку, то беды не произошло. Воспитывать сочувствие.

3

Показ русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием настольного театра игрушек

Продолжить знакомство со сказкой. Развивать способность детей делать характеристику героев сказки. Вызвать желание участвовать вместе с взрослым в показе данной сказки.

4

Показ сказки с использованием театра кукол  би – ба – бо

Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь. Продолжить формировать эмоциональную выразительность речи детей. Поощрять стремление детей участвовать в спектакле.

Февраль

1

«Лиса, заяц и петух» - русская народная сказка. Рассказывание русской народной сказки, рассматривание иллюстраций с использованием театра на магнитах

Знакомство со сказкой, ее героями.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Высказывание по собственному побуждению.

Воспитывать у детей чувство сострадания к слабому и понимание, что всегда найдется тот, кто сможет помочь слабому и защитить.  Воспитывать сочувствие.

2

Беседа по сказке, показ с использованием кукольного настольного театра

Продолжить знакомство со сказкой, ее героями.

Побуждать детей играть куклами настольного театра. Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей сказки.

3

Рассказывание сказки вместе с детьми, ряжение в костюмы

Эмоционально откликаться на происходящие события в сказке, включаться в общение с взрослым в игровых действиях.

Вызывать сочувствие и желание помочь.

Учить ценить добро, помощь, осуждать зло.

4

Игра – инсценировка

Формировать положительное отношение к игре – инсценировке.

Общаться между собой в процессе игры. Активизировать речевые высказывания.

Март

1

«Колобок» – русская народная сказка. Рассказывание русской сказки "Колобок" с использованием настольного театра игрушек

Познакомить со сказкой.

Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассмотрении игрушек.

Воспитывать понимание того, что есть хитрые звери, которые могут обмануть. Воспитывать сочувствие.

2

Показ русской народной сказки «Колобок» с  использованием театра  кукол

Продолжить знакомить со сказкой.

Сделать характеристику героев сказки.

Прививать устойчивый интерес  к кукольному театру. Поощрять участие в кукольном театре.

3

Игра - инсценировка

Побуждать к совместной игре.

Побуждать детей хором включаться в рассказ.

Воспитывать умение следить за развитием действий в сказке.

4

Игра - инсценировка

Поощрять стремление детей участвовать  в играх – драматизациях.

Поощрять самостоятельность детей в выборе персонажей. Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения

Апрель

1

«Три медведя» - русская народная сказка. Рассказывание сказки с использованием театра мягкой игрушки

Знакомство со сказкой.

Формировать навыки кукловождения мягкой игрушкой настольного театра.

Рассматривание игрушек.

Воспитывать у детей чувство опасности: если бы Маша послушалась бабушку, то беды не произошло. Воспитывать сочувствие.

2

Показ сказки с использованием картинок, иллюстраций

Продолжить знакомство со сказкой, ее героями.

Учить различать и называть большие и маленькие предметы.

Учить высказываться в связи с наблюдаемым, увиденным.

3

Игра – инсценировка

Побуждать к совместной игре.

Активизировать речевые высказывание.

Развивать инициативу и самостоятельность.

4

Игра – инсценировка

Прививать устойчивый интерес к играм  - драматизациям. Учить передавать интонации, характеры сказочных героев.

Учить детей участвовать в совместных играх.

Май

1

«Волк и семеро козлят» - русская народная сказка. Рассказывание русской народной сказки с использованием настольного театра игрушек

Знакомство со сказкой.

Самостоятельное обследование фигур из настольного театра.

Высказывание по собственному желанию.

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.

2

Показ русской народной сказки с использованием картинок на магнитах

Учить детей внимательно слушать сказку, включаться в игру, подражать голосам животных.

Учить детей активно участвовать в совместных играх.

3

Игра – инсценировка

Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать  согласованно.

Формировать у детей представление о хорошем и плохом поведении. Учить ценить добро, помогать слабому, осуждать зло.

4

Игра – инсценировка

Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, приобщаться к нему.

Учить различать и предавать интонации героев.

Воспитывать сочувствие.

Июнь

1

2

«Курочка Ряба»

«Репка»

Чтение, игры – инсценировки, театры на магнитах

3

4

«Теремок»

«Маша и медведь»

Чтение, игры – инсценировки, театры на магнитах

Июль

1

2

«Лиса, заяц и петух»

«Колобок»

Чтение, игры – инсценировки, театры на магнитах

3

4

«Три медведя»

Чтение, игры – инсценировки, театры на магнитах

Август

1-4

«Волк и семеро козлят»

Чтение, игры – инсценировки, театры на магнитах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.Задачи:Распространять педагогические знания среди родителей.Оказать практическую помощь в воспитании детей.Способст...

, Перспективный план работы с родителями: «Ягодка» Первой группы раннего возраста на 2017 – 2018 учебный год,

Перспективный план работы с родителями: «Ягодка» Первой группы раннего возрастана 2017 – 2018 учебный год,...

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учебный год.

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учеб...

План работы по экспериментальной деятельности в группе раннего возраста.

Деятельность экспериментирования способствует формированию  детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать, так как им ...

План работы с родителями во 2 группе раннего возраста; 2022-2023 учебный год

Представлена тематика родительских собраний, консультаций, папок-передвижек....

План работы с родителями во 2 группе раннего возраста на 2021-2022 учебный год

Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физическо...