"Камчатка - земля огнедышащих гор"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Интегрированное занятие с элементами арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamchatka_-_zemlya_ognedyshashchih_gor.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

с элементами арт-терапии

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«Камчатка – земля огнедышащих гор»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 слайд

Воспитатель:   День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:   Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель:   Ребята, отгадайте загадку:
На столе передо мной,
Закрутился шар земной.
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю… (Глобус)
Воспитатель:  Что вы знаете о глобусе?
Дети:  Глобус – модель Земли. На глобусе показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус показывает, какая наша планета.
Воспитатель: А что ещё составляют учёные, чтобы изобразить нашу планету? 
Дети: Карты.
Воспитатель: Правильно, географические карты.

2 слайд

Воспитатель:  Посмотрите, это географическая карта нашей                                                                                      России.  Скажите, где мы с вами живем?

Дети:  На Севере, на Ямале.

Воспитатель:  Правильно, мы живем с вами на полуострове Ямал.  

Показываю на карте 

Воспитатель:  Известны ли вам еще какие-нибудь полуострова?

Дети:   Нет.

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери слово», давайте  попробуем разгадать  ребус, и мы узнаем  название еще одного  полуострова.

Дидактическая игра «Собери слово»

На магнитной доске висят  предметные  картинки.  

Воспитатель:   Посмотрите, здесь на доске перемешались  все картинки, давайте их расставим по порядку в цифровой последовательности. (дети выкладывают картинки от 1 до 8)

Сейчас расскажем, что изображено на картинке, назовем первый звук в каждом слове,  найдем соответствующую букву и расположим ее под картинкой. (Подбирают соответствующую звуку букву, располагают ее ниже под картинкой)  

1 – кукла – К

2 – апельсин – А

3 – мяч – М

4 – часы – Ч

5 – ананас – А

6 – тигр – Т

7 – кошка – К

8 – автобус  - А

Воспитатель:   Давайте вместе прочтем это слово. (дети читают слово)

 Какое у нас получилось слово?  Правильно,   Камчатка.

Дети,   вы знаете, где  находится  этот  полуостров?

Показываю на карте, где находится Камчатка. (щелчок мышью)

Воспитатель: Вы знаете, что необычного есть на полуострове Камчатка? (ответы детей).   Жители этого полуострова называют Камчатку – страной огнедышащих гор.

Создание проблемной ситуации «Что такое вулкан?»

Воспитатель:   Вы хотите узнать, что такое огнедышащие горы?

Воспитатель:   Для того  чтобы узнать подробнее  о вулкане, нам надо  отправиться на экскурсию на Камчатку.  Как вы  думаете, на  чем  туда можно   добраться?  На каких видах транспорта?  (дети предлагают свои варианты ответов). 

(на самолете).

Дети, вы хотите полететь на Камчатку? 

Дети:  Да.

3 слайд   Звучит запись объявления в аэропорту.    Дети садятся на стульчики (самолет).

Путешествие на Камчатку. Показ   фильма и презентации «Вулканы»

Воспитатель:  Дети, скажите,  может быть,  у  вас есть знакомые или родственники, которые были на Камчатке или живут  на этом полуострове? А у меня служил там сын в армии на подводной лодке,  и он привез мне очень интересное видео. Хотите его посмотреть?

4 слайд     Просмотр фильма о вулканах.

Воспитатель:  Дети, вы догадались, о чем был этот фильм? (ответы детей)

Огнедышащие горы -  это вулканы.

А сейчас, я хочу вам рассказать, как происходит извержение вулкана.

5 слайд   Показ презентации сопровождается пояснениями педагога:

6 слайд  - На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами.                          7 слайд  - На дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана,  дыра,  уходящая глубоко в землю.              8 слайд  - Извержение вулкана начинается с появления дыма.

9 слайд  - Затем происходит взрыв.            

10 слайд  - Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону

11 слайд  - и вытекает очень далеко от вулкана.  По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел.                        

12 слайд   - Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

13 слайд   - Застывшие камни называются пемзой. Эта вулканическая порода очень полезна для людей.  Пемзу используют в косметических целях,  она очищает огрубевшие участки кожи на теле человека.

Воспитатель:    Дети, расскажите мне, какие новые слова из моего рассказа вы услышали и запомнили?    (ответы детей) 

14 слайд

Звучит запись объявления в аэропорту о прибытии самолета.

Воспитатель:  Вот  мы  и  на  полуострове. Добро пожаловать на Камчатку!

15 слайд

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, здесь какая - то дорожка? Давайте пройдем по ней и посмотрим, куда она нас с вами приведет? А чтобы нам было веселее идти, мы послушаем песенку и выполним упражнения.

Здоровьесберегающее  упражнение  «Мы шагаем по дорожке…»   Физминутка в аудиозаписи.

16 слайд

Воспитатель:  Друзья, вы попали в лабораторию научных открытий. А я вулканолог, и занимаюсь изучением вулканов. Вас тоже интересуют вулканы?

Наблюдать извержение вулкана интересно.  Но, безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. Но, мы, можем понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан, в нашей лаборатории. Хотите самостоятельно проделать опыт: извержение вулкана?

Здесь у меня  всё готово для проведения опыта.

Как вы думаете, что это такое? (показываю макет вулкана.)

Правильно, ребята, перед вами макет вулкана.

На какую геометрическую фигуру он похож? (конус).

Дети, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана!

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

На столе,  на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента.

Последовательность проведения эксперимента.

Воспитатель:  - всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

-  взять полстакана воды.

- добавить в нее чайную ложку  гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

- в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

-  добавить в окрашенную воду две чайные ложки лимонной кислоты, затем влить полученную смесь в жерло вулкана (в соду).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Воспитатель:   Ребята, вы запомнили, что нам понадобится для проведения  опыта? 

Дети по очереди  выполняют какое-либо действие, воспитатель набирает в шприц полученную смесь и вливает ее через трубочку в вулкан.

Ожидаемый результат:

В  результате реакции соды с лимонной кислотой и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Воспитатель:  Ребята! Вот здесь внизу под вулканом мы  видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

Дети рассматривают кусочки пемзы через лупу.

Воспитатель:  А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в вазу с водой. Что произошло, они утонули?  (ответ детей). Как вы думаете, почему одни камни утонули, а другие нет? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков, и они наполнены воздухом.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Воспитатель:  Мне в лабораторию прислали  секретную бандероль. Давайте откроем её и посмотрим, что находится внутри  (открываю, достаю лист бумаги с текстом).

Здесь находится   письмо: «Закрасьте листы волшебной водой,  и    вы раскроете тайну.»   Листов много, и я одна не справлюсь.  Вы, поможете мне их рассекретить?

Дети подходят к мольбертам, закрашивают водой (вода+йод)  белый лист бумаги, на котором свечой нарисован вулкан.

Заключительная часть

Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка

Воспитатель: Друзья, вот и закончилась наша экскурсия, по замечательному полуострову Камчатка, нам пора возвращаться назад в детский сад.

17 слайд

Звучит запись объявления в аэропорту.  Дети садятся снова в самолет.

Воспитатель:  Дети, расскажите, где мы с вами были? Что нового вы узнали и запомнили.   (ответы детей)

18 слайд  

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, на память о нашей экскурсии я  хочу вам подарить «пемзу-настроения», выберите себе любой камень, какой вам нравится,  рассмотрите его.  А сейчас покажите мне, с каким вы настроением возвращаетесь домой: если вам понравилась наша экскурсия по полуострову Камчатка, вам было интересно, и, вы легко справлялись с заданиями, то покажите мне улыбки, а если что-то вызвало затруднения, тогда наоборот.

Дети оценивают себя.

Воспитатель:  Спасибо, мои друзья, мне тоже понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники.

19 слайд

Воспитатель:   И я надеюсь, что, когда вы вырастете большими, может  быть кто-нибудь из вас станет  учёным! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни. Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это будет всегда!

 Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад! Спасибо, вам мои друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект занятия на тему: «Огнедышащие горы»

Конспект интегрированного занятия по рисованию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Огнедышащие горы» ...

Сказки(мифы) народов Дальнего Востока(Камчатка)

Сказки(мифы) народов Дальнего Востока...

ФОТОКОЛЛАЖ "Первый снег на Камчатке"

Подготовила  Попкова Юлия Михайловна восмитатель МБДОУ "Детский сад№!1 "Умка"...

"Огнедышащие горы- Вулканы"

Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста ...