Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе (с 5 – 6 лет) на тему: «Россия – огромная страна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зинина Ирина Павловна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе (с 5 – 6 лет) на тему: «Россия – огромная страна»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom211.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида №43»

Конспект НОД по познавательному развитию

 в старшей группе (с 5 – 6 лет) на тему: «Россия – огромная страна»

Подготовила воспитатель: Зинина И.П.

                              ( I кв. категория)

2023 г

Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.

Задачи:

Образовательная:

- Уточнить у детей с такие понятия, как «Россия», «Родина»

- Актуализировать, уточнить знания детей о государственных символах страны.

- Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, ее столицу.

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

- Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в коллективе.

- Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей.

Развивающая:

- Развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности, словарный запас, связную речь.

- Развивать воображение, память, мышление, внимание.

Вид НОД: тематическое занятие.

Форма НОД: фронтальная

Интеграция образовательных областей: познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познание, физическое развитие, расширение детского кругозора.

Интеграция детских видов деятельности:  рассказывание, рассматривание, слушание, путешествие, разучивание стихов и пословиц

Материалы и оборудование: глобус, карта России, иллюстрации природы России, иллюстрации достопримечательностей Москвы, портрет президента РФ, изображения герба, флага России, аудиозапись гимна РФ.

Планируемый результат: у детей сформировано понятие Россия, Родина, есть знания о государственных символах. Дети ориентируются по карте, глобусу, находят свою страну. Развит познавательный интерес, познавательные способности, расширен словарный запас. Развито воображение, память, внимание.

Предварительная работа: 1.Чтение и заучивание стихов и пословиц о Родине.

2. Рассматривание флага и герба РФ.

3. Беседы о государственной символике РФ.

4. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый – синий – красный», «Найди среди других», «Собери картинку», «Всё ли верно».

Методы и приёмы: Словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение; наглядные: показ, рассматривание и практические: объяснение, слушание.

Ход занятия: I Мотивационный момент

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине.

На чем можно путешествовать?

Воспитатель: Какой транспорт нам выбрать, чтобы путешествие не затянулось?

Воспитатель: Хорошо, я с вами согласна. Давайте полетим на самолёте.

II Содержательный этап

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – то место, где мы родились, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки.

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим. Границы России проходят и по суше, и по воде. (Рассматривают, ребенок показывает Россию на карте мира)

Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России.  Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь – несколько часов.

А вы, знаете стихотворения о Родине? (ребёнок читает)

Стихотворение:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Она очень большая, самая большая страна в мире! Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России много городов, сёл и деревень. Вот некоторые города России: Москва, Санкт – Петербург, Тверь, Нижний Новгород и др. (показ на карте)

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. Ребята, а давайте сравним, как наша страна выглядит на карте мира, глобусе.

Наша страна  - большая и красивая.

– А кто попробует найти нашу страну на глобусе? (Ребенок показывает Россию на глобусе)

– Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. А что мы увидим на границе, послушайте:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Что вы увидите на своём пути?

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие и рассмотрим природу России. (Подходят к иллюстрациям природы России, дети рассматривают их).

Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т. д.)

– Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)

– Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т. д.)

– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т. д.)

– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

– Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т. д.)

– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т. д.)

– Назовите столицу России. (Москва.)

– Послушайте стихотворение о Москве (ребёнок читает)

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Воспитатель: Что-то мы засиделись с вами, надо немного отдохнуть.

Физкультминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы – высокие (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие (присаживаемся на корточки)

Степи широкие (раскидываем руками)

Леса большие (руки вверх)

А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: Президентом нашей страны является? (В. В. Путин.) Вы правы, В.В. Путин уже много лет управляет нашей страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надёжного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В.В. Путина. (Показ портрета президента)

– У каждой страны есть свои государственные символы: герб, флаг и гимн.

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

- Что вы знаете про флаг нашей страны?

 Рассказ ребёнка: Белый цвет означает мир, чистоту, синий цвет символ веры и верности, красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Молодцы! Послушайте стихотворение о флаге:

Стихотворение (читает ребёнок)

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

– Герб – это эмблема государства. Он представляет собой изображение двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава, на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

Стихотворение:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн  - это самая главная песня страны. Гимн слушают и поют стоя и т. д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний, проводимых государственными органами. Все слушают его стоя, мужчины – без головных уборов. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

III Рефлексия

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. Что же вы сегодня узнали или вспомнили о своей стране?

Дети: Страна очень большая, богата реками, озёрами морями. Она очень красивая, у нашей страны есть свой герб, флаг, гимн, которые прославляют и раскрывают её особенности.

Воспитатель: Сегодня на занятии мне понравилось, как быстро Саша показал на глобусе нашу страну, а Лёва нашёл её на карте, Федя рассказал о флаге России, Паша о государственных символах, Маргарита и Аня с выражением рассказали стихи, а Ярослав знает, что даёт лес людям.

Литература:

1. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» старшая группа Г.Я. Затулина, Издательство: Центр педагогического образования 2009г

2. «Занятия по развитию речи в старшей группе» В.В. Гербова М: Мозаика – Синтез 2016г

3. «Что может герб нам рассказать» Л.В. Логинова Издательство: Скрипторий 2000, 2009г

4. «Патриотическое Воспитание дошкольников» Н.В. Алёшина. Издательство: Цгл, 2005г

5. «Мы живём в России  Н.Г.  Зеленова,  Л.Е. Осипова. Издательство: Скрипторий 2000, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Животные жарких стран".

В данном конспекте представлена работа с современным игровым оборудованием (играми: "Сенсино" и "Сырный ломтик", "Кочки" и "Лабиринт"), а также используется мимио-проект о животных....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Россия - огромная страна»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Россия - огромная страна»Программное содержание:- Формировать у детей представления о том, что наша огр...

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Путешествие в страну Здоровья»...

Конспект занятия в старшей группе по познанию окружающего мира «Россия — огромная страна»

Программное содержание: Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сёл. Чтобы попасть из о...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Программное содержание: Образовательные задачи:Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран»...