Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
- Закреплять навыки употребления слов в Р.п. ед.ч.;
- Тренировать в умении отвечать на вопрос полным предложением;
- Учить правильно употреблять предлоги и узнавать их на фоне предложений;
- Отрабатывать навык деления слов на слоги.
- Формировать навыки элементарного анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, воображение;
- Совершенствовать координацию речи с движением.
Оздоровительные задачи:
- Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица,физминутку.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слышать и слушать других,
- Способствовать закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
- Воспитывать бережное отношение к животным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_s_zpr_po_teme_zhivotnye_zharkih_stran.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 662
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия с детьми с ЗПР
старшей группы
«Животные жарких стран»
(Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.
Логоритмика. Использование ИКТ.)
Старовойтова М.Н.,
учитель-логопед
ГБОУ № 662
г. Кронштадт
2024 г.
Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
- Закреплять навыки употребления слов в Р.п. ед.ч.;
- Тренировать в умении отвечать на вопрос полным предложением;
- Учить правильно употреблять предлоги и узнавать их на фоне предложений;
- Отрабатывать навык деления слов на слоги.
- Формировать навыки элементарного анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, воображение;
- Совершенствовать координацию речи с движением.
Оздоровительные задачи:
- Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица,физминутку.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слышать и слушать других,
- Способствовать закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
- Воспитывать бережное отношение к животным
Предварительная работа:
- Занятия по лексической теме «Животные жарких стран».
- Разучивание физминутки «Обезьянки», комплекса самомассажа лица «Зоосад».
- Чтение сказки К. Чуковского «Бармалей».
Оборудование:
- компьюьер;
- видеоматериалы на электронном носителе: отрывок из м/ф «Доктор Айболит», презентация;
- картинки: 3 пирата, картинки названия которых начинаются на а, у,и;
- изображение заколдованного животного (из частей разных животных);
- картинки с изображениями животных Африки (слон, лев, жираф, зебра, носорог, крокодил, черепаха, антилопа);
- изображение клетки с замком;
- связка ключей, один из которых подходит к замку;
- слоговой поезд;
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
Традиционное приветствие в начале урока.
Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями, разбиваются парами (ребёнок, которому не хватило пары, играет с логопедом) и «играют в ладошки» со словами:
Туки-тук,
туки-тук;
Ты мой друг
И я твой друг.
Садятся за столы.
Под дверь подбрасывается телеграмма.
Логопед: Ребята, что это? (телеграмма). Давайте, прочитаем:
«Вот вам телеграмма от гиппопотама:
Приезжайте, дети, в Африку скорей,
И спасите, дети, бедненьких зверей,
Их поймал сегодня страшный Бармалей!
- Как вы думаете, можно ловить диких животных? (Нельзя, они могут напасть, искусать, поцарапать и т.д.)
Как вы думаете можно диких животных сажать в клетку? ( Нельзя, их нужно охранять и беречь).
Логопед:
-Конечно, нельзя допустить, чтобы животные Африки сидели в клетке у Бармалея. Надо их освободить от Бармалея. Спасти. Помочь им. Согласны? (Да)
Логопед: Как же нам его найти? (поехать в Африку, пойти в полицию.)
- Послушайте, вы что-нибудь слышите?
Показ фрагмента из м/ф «Доктор Айболит» (Бармалей поёт песню о себе).
На экране монитора появляется Бармалей.
Бармалей: Ха-ха! Мне доложили, что кто-то здесь собирается спасать животных, которых я поймал. Как бы не так! Впрочем, я могу их отпустить, если вы справитесь с моими сложными заданиями. А если не справитесь, тогда я никого не отпущу. Ха-ха-ха!!!
Логопед: Ребята, спасём бедных африканских животных, выполним задания Бармалея? (Да.) Мы готовы, Бармалей, начинай.
II. Основной ход занятия.
2. Д/И «Чудо-юдо» (употребление Р.п. ед.ч.).
Бармалей: Задание 1. (демонстрация картинки «чудо-юдо»). Попробуйте расколдовать этих животных.
Логопед: Я думаю, для этого нужно правильно назвать кому принадлежит часть тела чудо-юда и назвать без какой части осталось животное.
Дети отвечают на вопросы:
- У заколдованного животного голова кого? (льва) Лев остался без чего? (без головы)
После ответов детей на вопросы «появляется лев», то есть на ковролин/магнитную доску крепится изображение льва. Аналогично с остальными животными.
- У заколдованного животного хобот кого? (слона) Слон остался без чего? (без хобота)
- У заколдованного животного шея кого? (жирафа) Жираф остался без чего? (без шеи)
- У заколдованного животного панцирь кого? (черепахи) Черепаха осталась без чего? (без панциря)
- У заколдованного животного ноги кого? (носорога) Носорог остался без чего? (без ног)
- У заколдованного животного хвост кого? (крокодила) Крокодил остался без чего? (без хвоста)
Бармалей: М-да, не ожидал! Какие умные ребята, уважаю умных ребятНо не хочу отпускать животных, пусть посидят в клетке, а я дам вам более сложное задание. Вот. Пойду его придумаю. (Звери «закрываются» в клетке с замком. Бармалей «уходит» с монитора убирается его изображение).
3. Самомассаж лица «Зоосад»
Логопед:
- Ребята, пока Бармалей думает, давайте с вами сделаем самомассаж, это поможет нам лучше думать и быстро и правильно выполнять задания Бармалея.
Дети сидят за столами.
«Зоосад»
В жарких странах, говорят, (погладить лоб от середины к вискам)
Есть огромный зоосад. (растереть по кругу лоб) По дорожкам к водопою (нарисовать круги вокруг глаз - от внешнего угла глаза к внутреннему, затем от брови к виску)
Зебры бегают гурьбою. (пощипать брови по направлению от межбровной складки к вискам) Даже тигров полосатых
Можно встретить там, ребята, (нарисовать полоски движением указательных пальцев по направлению от носа к вискам, от носа к ушам) А ещё тут носороги
Важно ходят по дороге (нажать указательными пальцами обеих рук парные точки на носу)
Знает каждый носорог
Защитит от тигра рог. (захватить верхнюю губу пальцами правой руки, а нижнюю – левой, смещать губы в противоположных направлениях) И спокойно там и тут
Все жуют, жуют, жуют. (вытянуть губы вперёд трубочкой, совершать круговые движения по часовой стрелке)
А на ветках обезьяны (надуть нижнюю, а затем верхнюю губу воздухом) Целый день жуют бананы (постучать напряжённой верхней губой по нижней губе)
Строят рожицы кривляки – (надуть сначала правую щёку, затем левую)
Павианы и макаки,
Но замолкнут в тот же миг, (погладить лицо ото лба через щёки к подбородку) Как услышат львиный рык. (погладить голову, затем напряжёнными пальцами помассировать кожу головы)
Хорошо живётся им – (растереть спиралевидными движениями пальцев Не бывает снежных зим! голову от макушки к вискам, к затылку, затем погладить голову)
4. Физминутка.
Логопед: Теперь немного разомнёмся, вставайте в кружок.
Дети встают в круг.
Обезьянки.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились,
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнём,
Посидим и спать пойдём.
- Хорошо подготовились к выполнению заданий Бармалея. А вот и он.
5. Д/И «Найди зверя» (ответы на вопросы с выделением предлога)
Картинки демонстрируются на экране компьютера.
Бармалей: Придумал! Сможете ли Вы правильно сказать, где находится животное на моих картинках.
- Где стоит жираф? (Жираф стоит под деревом)
-Какое слово-помощник нам помогло? (ПОД)
Ещё 4 картинки аналогично.
Бармалей: Опять правильно ответили. Эх, устал я придумывать сложные задания, но не готов расстаться с моими дорогими зверями. Пойду – вздремну, а сторожить клетку будут мои помощники, они вас к ней даже не подпустят. Ха-ха-ха.(Бармалей «исчезает», а на экране монитора появляется изображение трёх пиратов из мультфильма).
6. Д/И «Пение гласных» (элементы фонетической ритмики).
Логопед: Ребята, мне удалось узнать, что пиратов зовут А, У, И.
-Какие интересные у них имена. Они вам ничего не напоминают? На что похожи эти имена? (на звуки А, У, И)
- Какие это звуки? (гласные)
- Какие звуки называются гласными? (при их произнесении воздух не встречает преград, голосок просыпается, мы их говорим голосом).
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
- Давайте обозначим их буквами. (Дети прикрепляют на доску буквы А,У,И)
- А теперь, встанем и споём гласные звуки.
Звук А.
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. Вдох. При произнесении (А – А – А - А) руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят (незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости).
Звук У.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. При произнесении (У – У – У - У) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой. Подбородок приподнимается (динамика сильная).
Звук И.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. При произнесении (И – И - И) руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки (динамика сильная).
7. Д/И «Подарки для пиратов»
- Как мне известно, пираты очень любят рассматривать картинки, потому что в детстве у них не было книжек с картинками. Давайте подарим им картинки. Согласны? (Да).
- Пирату А нравятся картинки, которые начинаются на звук …? ([А]) Конечно, это его любимый звук.
- Пирату У нравятся картинки, которые начинаются на звук …? [У]
- Пирату И нравятся картинки, которые начинаются на звук …? [И]
Дети «дарят» картинки пиратам. Пираты «уходят»
7. Д/И «Подбери ключ» (развитие зрительного внимания).
Логопед:
- Что это? Это ключи, пираты их потеряли. Ребята, надо побыстрее открыть клетку. (Рассматривает связку ключей) Какой же подойдёт к этому замку?
На доске пять ключей, один из них повторяет форму замка, дети выбирают нужный.
8. Д/И «Поезд» (умение делить слова на слоги).
Дети стоят у ковролина.
Логопед: Мы с вами спасли животных от Бармалея, теперь им надо добраться домой в Африку. Как они туда могут попасть? ( на поезде, самолете….)
Логопед: Я предлагаю отправить их на поезде. Первый вагон для животных, в названии которых одна часть, второй – 2 части, третий – 3 части, 4й – совсем длинное название из четырёх частей.
Давайте, вспомним, как посчитать сколько в слове частей? (положить левую руку под подбородок и разгибать на правой руке палец, как только подбородок надавливает на левую)
Дети распределяют животных по вагонам.(1й вагон: лев, слон; 2й вагон: жираф, зебра; 3й вагон: носорог, крокодил; 4й вагон: черепаха, антилопа.)
III. Итог занятия
Логопед: Животные говорят вам «спасибо» и отправляются домой. Вы сегодня молодцы, столько заданий выполнили.
- Напомните, что же мы делали? (Спасали животных)
- Да, сегодня, спасая животных, мы потренировались правильно отвечать на вопросы, правильно использовать слова-помощники, вспомнили, изученные гласные звуки, потренировались делить слова на слоги.)
Кому было интересно и легко – возьмите весёлый смайлик,
Кому было интересно и немного сложно – возьмите задумчивый смайлик,
Кому было сложно – возьмите грустный смайлик.
Дети выбирают смайлики, прикрепляют свои смайлики на ковролин.
Логопед подводит итог, если все смайлики весёлые:
- Посмотрите, у нас все смайлики весёлые. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут задумчивые или грустные смайлики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).
А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности с детьми с О. В. З. тема: "Животные жарких стран"
Задачи:Развивать у детей внимание,зрительную память.Закрепление составления описательного рассказа по схеме.Закрепление умения составлять изображение животного в технике "штрих".Развивать творческую и...
Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: "День рождения"
Бывают разные дни рождения. Поговорим о рождении нашего прекрасного города - на Неве, Санкт - Петербурге....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».
Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе (ФГОС) на тему: «Животные жарких стран. Жираф»
Воспитываем познавательный интерес к фауне жарких стран, развиваем у детей мелкую моторику рук и пальцев; воображение и восприятие окружающего мира, познавательные способности...
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...
Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность
Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...
Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»
Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»...