Конспект ООД "Наши открытия о воздухе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Чем активнее ребенок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: "Почему?", "Что будет, если..." С детьми 4-5 лет экспериментирование приобретает черты исследования взрослых: дети учатся самостоятельно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, которые будут проверяться в опытах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_nashi_otkrytiya_o_vozduhe_sr_gr.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»
средняя группа
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воздуха;
- Дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
- Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- Развивать навыки проведения опытов;
- Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать сообща;
- Воспитывать дружеские отношения между детьми;
-Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: воздушный шарик, бейджики по количеству детей, нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; стаканчики с водой, на дне горох (по количеству детей); духи; тазик с водой; веера, по количеству детей; кораблики; крышки от фломастеров; трубочки, гуашь, альбомные листы.
Предварительная работа: наблюдение за ветром; изготовление корабликов и вееров из бумаги; игра с воздушным шариком.
Содержание организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
- Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.
Все мы слышали, что нас со всех сторон окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужет воздух? А кому еще нужен воздух?
(Предполагаемые ответы детей)
- Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики – вот теперь мы научные сотрудники.
Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы. Посмотрите на исследовательскую доску.
На первой схеме изображен : глаз
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
(Предполагаемые ответы детей)
- Да, правильно – как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух»
Возьмите во столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз. Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на аодушку. Значит, воздух существует! Воздух занял место в пакете, хоть мы его и не видим.
Вывод: Воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так жн, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.
Опыт 2. «Есть ли воздух в стаканчике?»
Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой? (Она сухая).
Вывод: Салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.
Опыт 3. «Воздух в человеке»
А внутри людей есть воздух? Давайте проверим. Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? (надо подуть в трубочки) Что мы видим? Появились пузырьки – это воздух. А что делают наши горошинки? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.
Вывод: Значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в людях есть воздух! Мы им дышим!
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? Нос.
Как вы думаете воздух имеет запах? Как проверить?
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
Дать понюхать детям духи.
Вывод: Воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстать,
Я все дую – шар все толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
-Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? Руки
Как вы думаете, что руки могут означать? Как почувствовать воздух.
Опыт 5. «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
(Предполагаемые ответы детей)
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается-получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар из рта) Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете?
(Предполагаемые ответы детей)
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблем, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинаются буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Вывод: Ветер-это движение воздуха.
- Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо. На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
(Предполагаемые ответы детей)
Опыт 6. «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А еще у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: Воздух можно услышать разными способами.
- Итак, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе? Какой эксперимент вам понравился больше всего?
(Ответы детей)
Все вы были очень внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.
Я предлагаю вам провести игру – опыт с использованием трубочки «Рисование воздухом»
С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа
Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...
Конспект открытого занятия "Воздух - невидимка"
Открытое занятие...
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....
Конспект открытого занятия "Воздух-невидимка".
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "Воздух -невидимка"....
Конспект открытого занятия "Воздух-добрый друг"
план-конспект занятия в средней группе...
Конспект открытого занятия «Воздух волшебник»
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;• подвести к пониманию того, что воздух...
Конспект открытой НОД «Воздух и ученые ребята» для воспитанников средней группы
Цель: закрепление понятия «воздух», изучение его свойств методом экспериментирования. ЗадачиОбразовательныеПродолжать знакомить детей с экспериментальной деятельностью.Уточнить и...