Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Наши открытия о воздухе»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_otkrytiya_o_vozduhe.doc | 675 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»
Конспект НОД по экспериментированию
для детей старшего
дошкольного возраста
«Наши открытия о воздухе»
Выполнила: воспитатель
Маркеева Ольга Александровна
г. Бердск
2018 год
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Программные задачи:
1. Образовательные.
1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3) Активизировать речевую деятельность детей.
2. Развивающие.
1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи
на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о
значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание
детей;
3. Воспитательные.
1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в
окружающем мире.
2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды
деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться друг с другом,
прислушиваться к мнению друг друга.
3) воспитывать культуру общения
Методы и приемы:
- наглядные (использование иллюстрации заводов и фабрик с дымом, пожаров, картинок с правилами поведения в лаборатории)
- словесные (беседа, вопросы к детям);
- игровые (игра «Ракета»);
- практические (эксперименты с воздухом).
Оборудование: воздушный шарик; белые халаты на всех детей, бейджики по количеству детей; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); духи; тазик с водой; веера по количеству детей; кораблики; крышки от фломастеров (по количеству детей); воздушные шарики (по количеству детей); трубочки; гуашь; альбомные листы.
Словарная работа: лаборатория.
Содержание непосредственно - образовательной деятельности.
-Здравствуйте дети! Сегодня утром, у ворот детского сада, я встретила Воздушный шарик и он очень захотел в гости к нам.
Только вот, посмотрите, какой он немного грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик гулял во дворе, но вдруг ветер подхватил его и понес, понес и принес к нам в детский сад. И он совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику? (ответы детей)
(загадывает загадку)
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это, ребята? Правильно – это воздух.
Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас.
-А для чего нам нужен воздух?
(ответы детей (Дышать).
-А кому ещё нужен воздух?
(ответы детей: рыбам, животным, растениям.)
-Правильно, всему живому.
А кто из вас, ребята, видел воздух?
(ответы детей).
Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами, и с Воздушным шариком, мы это проверим и как настоящие ученые-исследователи проведем опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе и разгадать все загадки природы. Для этого нам необходимо отправиться в помещение, где много приборов для опытов.
-Как это помещение называется?
(ответ детей-Лаборатория)
(дети одевают белые халаты)
-В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, работать дружно, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники. (дети пристегивают бейджики).
Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Опыт 1. «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ».
-Возьмите со столов полиэтиленовый пакет. Посмотрите, какой он тоненький и что в нем?
(ответы детей-он пуст)
Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Посмотрите, что изменилось.
(ответы детей)
-Правильно, пакет полон воздуха. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим. Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.
Опыт 2. «ВЫЙТИ СУХИМ ИХ ВОДЫ»
-Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Ребята скажите мне, как вы понимаете «выйти сухим из воды»?
(ответы детей)
-Возможно ли это? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте проверим.
Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.
-Давайте определить, намокла ли салфетка (не намокла), и найдем объяснение, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане), пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду, и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Дети самостоятельно повторяют опыт.
Опыт 3. «ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ»
-Коллеги, как вы думаете. внутри людей есть воздух?
(ответы детей)
-Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне которых лежат горошинки. Давайте оживим горошинки.
-Что надо сделать?
(ответы детей)
-Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.
-А что делают наши горошины?
(ответы детей-они двигаются).
-Что же нам помогло оживить горошины? (ответы детей)
-Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.
-А откуда взялся этот воздух? (ответы детей -мы подули в трубочки).
Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!
-Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух?
(ответы детей)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(ответы детей)
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;)
-А как можно очистить воздух в группе?
(проветривать помещения, протирать пыль)
- Молодцы ребята! Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.
Опыт 4. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Что вы слышите?
-Звук, воздух.
-С помощью чего мы услышали воздух? (ответы детей)
-Правильно, нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
-А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.
-Давайте ребята встанем в круг.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал, (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (круговые движения в плечевых суставах)
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
-Продолжаем наши исследования.
Опыт 5. «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»
- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?
(ответы детей)
-А увидеть? (ответы детей)
-Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете?
(ответы детей - чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду.
(дети дуют на кораблики, они плывут)
- Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру.
-Что происходит с кораблём, если ветра нет? (ответы детей)
-А если ветер очень сильный?
(начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
-Коллеги предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Ракета»
-Эта игра быстрая. Дети выстраивайтесь в линеечку. Каждому в руки я дам надутый, но не завязанный шарик. Будем с вами запускать ракеты. По команде вы, ребята, должны выпустить свои «ракеты» из рук.
-Победит тот, чья ракета улетит дальше остальных. Предугадать ход игры будет невозможно, так как такие надутые «ракеты» ведут себя непредсказуемо, могут и на люстре зависнуть.
(проводиться игра).
Итак, мы сегодня провели множество опытов с воздухом. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Скажите, что же нового вы узнали о воздухе? Давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух без запаха.
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. Ребята смотрите, наш гость, Воздушный шарик наконец-то повеселел, так как он много узнал о воздухе.
Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».
С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.
В группе детского сада, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.
А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад. Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.
Спасибо за работу, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»
конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств....
Конспект мероприятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста: Командная игра-соревнование «Лаборатория экспериментов»
В данной методической разработке представлено досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием поисково-исследовательской технологии. Подробно описаны цель, задачи, услов...
Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Наши защитники»+презентация.
Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста «Наши защитники»+презентация....
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста
Самостоятельные несложные опыты с использованием подручных средств и предметов...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберег...
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей (дыхательная гимнастика, релаксация), художественное слово, игровой, информационно - коммуника
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684209","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять зн...
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ».
Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.Задачи:Стимулировать познавательную активность детей через организацию...