Занятие " Нагревание и охлаждение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представлений у детей о нагревании, охлаждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_temu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему « Нагревание- охлаждение»
Цель.
Формирование у детей представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании.
Задачи.
Развивать у детей способности к преобразованию, формировать действия превращения.
Средства: палочки из дерева, металла, пластмассы и из стекла, чашки из дерева, пластмассы, стекла, металлическая
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка от ученых, они нам предлагают разгадать секреты предметов изготовленных из разнообразных материалов. Хотите разгадать эти секреты?
Дети: да
Воспитатель: теперь давайте прочитаем, о каких материалах пишут нам ученые.
"Мы высылаем вам палочки из дерева, металла, пластмассы и из стекла. Узнайте, что с ними произойдет, если их нагреть"
Воспитатель: Ну, что ребята хотите узнать, что с ними произойдет?
Дети : да
Воспитатель: Но сначала мы с вами повторим правила обращения с горячими предметами.
1. Горячую посуду (например, с плиты, из духовки) берут специальной прихваткой (прихватки делают из огнеупорного материала или материи, проложенной слоем ваты, чтобы не обжечься).
2. Прежде чем начинать пить или есть, нужно убедиться, что еда или питье не слишком горячее.
3. На горячее дуют, чтобы оно быстрее остыло.
4. Если вы обожглись, сразу подставьте обожженное место под холодную воду или приложите лед, а потом позовите взрослых.
Теперь мы можем приступить к работе.
Воспитатель: Из какого материала сделаны палочки?
(Ответы детей)
Воспитатель каждую палочку опускает в горячую воду, вытирает и даёт детям потрогать.
«Какая из этих палочек самая горячая, какая нет, а какая почти совсем не нагрелась? (Ответы детей) ). Отмечают в карточке с помощью знаков «+» и «-»: самая горячая ложка - «++», горячая ложка - «+», тёплая - «+ -», почти совсем не нагрелась – «-».
Палочки из разных материалов нагреваются по-разному. Поэтому можно сделать следующий вывод: тепло передаётся от одного предмета к другому, но разные материалы нагреваются по-разному. Подумайте, из какой чашки будет удобнее пить горячий чай: из пластмассовой, металлической, стеклянной или деревянной
(Ответы детей)
Так из какой будет удобнее пить чай. (Из деревянной).
Вывод: разные материалы нагреваются по-разному. А сейчас я предлагаю поиграть. А теперь мы поиграем в игру «Твердый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твердый лед – сжать ручки в кулачки и съежиться: «Брр! Холодно!», и жидкую воду – плавать, делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лед или воду тогда, когда услышите слова «затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы?
Воспитатель читает стихотворение, демонстрируя символ «холода».
Вот и холод наступает,
Замерзает, охлаждает…
Все в ледышки превращает,
Все вокруг затвердевает.
Дети изображают лед.
Воспитатель продолжает:
- А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).
Греет – нагревает,
Нагревает, превращает…
Превращает всех ледышек
В быстрых жидких шалунишек.
Дети «превращаются в воду», «плавают».
а теперь я прочту вам стихотворение Гайда Лагздынь
Какие вы молодцы,
Что случилось? Что такое?
Небо снова голубое?
Ходят в нее облака,
Сушат солнышкам бока.
Плачет горько снеговик
К лужам с детства не привык!
Где ты дедушка Мороз?
Хоть немножко подморозь!
Может быть , ты болен?
Мною недоволен?
Отвечает тихо Вьюга:
Дед не болен, не сердит.
Просто он в гостях у друга
В холодильнике сидит!
как вы думаете почему плачет снеговик? почему дед мороз сидит в холодильнике? (Ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами слепим снежок. (Физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы). Мы с тобой снежок слепили. (лепить снежок). Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую). Но совсем- совсем не сладкий. (Грозят пальчиком). Раз –подбросим (Подбрасывают, два – поймаем (Ловят, три – уроним (Роняют) .И… сломаем (Топают).
Дети, а вот вспомните, когда мы начинаем лепить пластилином, ведь он тоже сначала тоже твёрдым, а потом когда мы его разминаем что с ним происходит (он становится мягче), а почему( потому что тепло наших рук его согревает и он становится мягче), а куда ещё можно положить его что бы он стал мягче? (батарея, на солнце, под лампу). А как вновь его сделать твёрдым( спрятать от солнца, положить в холодильник, в сугроб, в холодную воду)
от воздействия тепла некоторые твёрдые предметы нагреваются, становятся тёплыми, иногда мягкими, а иногда даже тают. А под воздействием холода наоборот , твёрдыми.
А что может таять?
( снег и лёд весной, мороженое в тёплой комнате, шоколад в руках)
Хотите посмотреть, в посылке еще что-то есть?
Посмотрим? (Да)
Что это? Правильно мёд. Посмотрите какой он? (Ответы детей) Мёд твёрдый, а как его можно сделать жидким? (Высказывания детей) Перед началом проведения этого опыта, давайте вспомним правила поведения со свечкой. (Ответы детей) Кладите кусочек мёда в ложечку и подержите над свечкой. Что с ним происходит? (Высказывания детей) А что происходит со свечкой? (Ответы детей) Свечка сделана из воска или парафина и при нагревании он тает. Давайте посмотрим, что произойдёт, если вылить воск в воду. (Воспитатель выливает воск в воду). Ребята, а можно расплавить металл? (Ответы детей) Металл может расплавиться, но для этого нужны очень-очень горячие печи, которые есть только на специальных заводах. Расплавленный металл тоже можно залить в формы, дать застыть и получить из него разные предметы. . Есть металл, который плавится легко, - это олово.
Вывод: под воздействием тепла некоторые твердые предметы нагреваются, становятся теплыми, а иногда даже тают. А под воздействием холода наоборот, твердыми.
Рефлексия: что мы делали? какие опыты проводили? вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Нагревание - охлаждение»
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Нагревание - охлаждение"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Превращение воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду»
ТЕМА: «Превращении воды при нагревании в пар, а пара при охлаждении в воду» ЦЕЛЬ ОПЫТА: 1. Подвести детей к пониманию – что при сильном нагревании жидкость – вода превращается в пар, а при охлаждении ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Нагревание – охлаждение» в подготовительной группе.
Здесь детей знакомят со свойствами разных предметов.Проводятся опыты с нагреванием и охлаждением предметов....
Презентации для старшей группы. Опыты: нагревание объектов, трение.
Опыты, рекомендуемые для проведения во время занятий и в свободное время. Их цели: Дать понятие, что при нагревании твердые тела расширяются, а при охлаждении сжимаются; Сформировать по...
нагревание-охлаждение
формировать представление о нагревании, охлаждения, плавления и отвердевания. Развитие способностей к преобразованию. Формирования действий превращения....
Конспект по познавательному развитию (в старшей группе) на тему: «Нагревание — охлаждение»
Конспект по познавательному развитию (в старшей группе) на тему: «Нагревание — охлаждение»...
Конспект по познавательному развитию "Нагревание-охлаждение"
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Нагревание-охлаждение»Цели: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способнос...