Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Нагревание - охлаждение»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Нагревание - охлаждение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nagrevanie_i_okhlazhdenie.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало – Ненецкий автономный округ
Департамент образования Администрации Пуровского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Белоснежка» п. Пурпе-1
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Нагревание - охлаждение»
Составила:
Екатерина Ивановна Остафийчук,
высшая квалификационная категория
п. Пурпе-1, 2013 год.
Цель. Знакомство со свойствами металла, дерева, пластика, стекла.
Задачи.
Образовательные: формировать представления детей о свойствах разных предметов и материалов, изменениях, происходящих с ними при нагревании и охлаждении. Познакомить детей с правилами безопасного поведения с горячими предметами; методом «маленьких человечков».
Развивающие: активизировать мышление детей, развивать познавательный интерес, навыки исследовательской деятельности, умение сравнивать и анализировать свойства объектов.
Воспитывающие: воспитывать желание прийти на помощь товарищу в трудной ситуации.
Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми помещает на подоконник в группе несколько предметов: кусочек пластилина, воска, льда, обращая их внимание на то, что все эти предметы твёрдые. После обеда дети вместе с воспитателем наблюдают, что стало с этими предметами – они стали мягче, расплавились и т.д.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, экспериментальная, коммуникативная, игровая.
Словарная работа: металлическая, пластиковая, стеклянная, деревянная, обжёгся, материал, вещество, доменная печь.
Оборудование: игрушка Лунтик, стакан с горячей водой, по четыре ложки из металла, дерева, пластика, стекла на каждого ребёнка, карточки, карандаши, пластилин, настольная лампа, шкатулка, лёд на тарелочке, мёд, свеча, спички.
Ход НОД:
В гости к ребятам пришел Лунтик с перевязанной рукой.
Воспитатель. Лунтик, что с тобой случилось?
Лунтик. Я был в гостях у Пчелёнка и во время чаепития обжегся горячей металлической ложкой и горячим стаканом.
Воспитатель. Давайте поможем Лунтику. Научим его быть более осторожным и знать, какая ложка и чашка удобнее для чаепития.
Опыт 1.Дети по очереди опускают в стакан с горячей водой ложки из разных материалов (металлическую, деревянную, пластиковую, стеклянную). Отмечают в карточке с помощью знаков «+» и «-»: самая горячая ложка - «++», горячая ложка - «+», тёплая - «+ -», почти совсем не нагрелась – «-».
Дети с воспитателем формулируют вывод: Разные материалы нагреваются по-разному.
Воспитатель. Из какой посуды удобнее будет пить чай? Давайте убедимся.
Опыт 2. Дети осторожно трогают посуду с горячей водой из разных материалов.
Дети. Лунтик, пей чай из деревянной посуды, чашку держи за ручку, стакан ставь в подстаканник.
Воспитатель. Лунтик немного повеселел. А что ещё может развеселить, согреть его?
Что на небе расцветает,
И теплом всех согревает? (солнце).
Лунтик. А вы любите солнышко? Почему?
Игра «Хорошо - плохо».
Воспитатель. С солнышком тоже нужно быть осторожным, особенно летом. Давайте солнышко позовём.
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Воспитатель. Показалось солнышко, давайте с ним поздороваемся.
Пальчиковая игра «Здравствуйте».
Я здороваюсь везде, дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
Воспитатель. А что в группе нам заменит солнышко? (Настольная лампа).
Подставьте ладошки под лампу. Что произошло? (Они нагрелись).
Лунтик. Вы знаете, мы с Пчелёнком вчера хотели слепить фигурки из пластилина и у нас ничего не получилось. Пластилин был твёрдым, не лепился.
Воспитатель. Как можно выйти из этого положения? (Нагреть пластилин).
Воспитатель. Куда можно положить пластилин, чтобы он нагрелся? (На солнце, на батарею, на печку, в горячую воду, под лампу, нагреть руками).
Воспитатель. Давайте проверим. Грейте пластилин в руках, а я под лампой.
Лунтик. Ну, что у вас получилось? (Пластилин стал мягким, податливым).
Лунтик. Я понял, спасибо.
Воспитатель с детьми делает вывод о том, что под воздействием тепла предметы нагреваются, некоторые становятся мягкими. Дети на доске выставляют модели.
Воспитатель. А как вновь сделать пластилин твёрдым? (Положить в холод).
Дети кладут пластилин в холодную воду.
Лунтик. Ребята, когда я шёл к вам, я увидел красивую сосульку, сейчас покажу …(открывает коробку, а в ней вода). Куда подевалась сосулька?
Воспитатель. Не волнуйся, Лунтик, сейчас вместе разберёмся, что произошло (раздаёт детям кусочки льда на тарелочках).
Воспитатель. Дети, лёд – это твёрдое вещество? Потрогайте лёд, рассмотрите его.
Твёрдые вещества сохраняют свою форму. А что бывает твёрдым? (Стол, камень, кирпич). Из чего состоит камень? (Из маленьких кусочков камня). Из чего состоит кирпич? (Из маленьких кусочков кирпича). Маленькие кусочки мы будем называть маленькими человечками или твёрдыми человечками (показ модели). Твёрдые человечки крепко держатся за руки и не двигаются.
Воспитатель. А какие вы знаете жидкие вещества? (Вода. молоко, чай). Жидкости легко перемещаются. Вода течёт (переливает воду из стакана), впитывается, принимает форму сосуда, в которую налита (дети экспериментируют с водой).
Воспитатель. Жидкости состоят из жидких человечков (показ модели).Они не держатся за руки, ставят руки на пояс, могут ходить, могут стоять.
Вывод. Лёд состоит из твёрдых человечков, когда в комнате стало тепло, они перестали держаться за руки, поставили руки на пояс и пошли. Лёд превратился в воду.
Ребёнок выставляет модель на доску.
Игра «Маленькие человечки».
По команде воспитателя «Замёрзли!», «Растаяли!», дети изображают маленьких человечков.
Дети, опираясь на модели, которые расположены на доске, делают свои выводы.
Дети. Под воздействием тепла некоторые твёрдые предметы нагреваются, иногда становятся мягкими, иногда даже тают.
Воспитатель. Ребята, а что может таять? (Снег, лёд, мороженое, шоколад, свеча, мёд).
Воспитатель показывает опыты «Как превратить загустевший мёд в жидкий?», «Почему свеча плачет? Как сделать забавные фигурки?».
Воспитатель. Может ли плавиться металл? (На заводе, в доменной печи, при очень высокой температуре).
Воспитатель. Напоследок, Лунтик, мы расскажем тебе правила обращения с горячими предметами:
1. Горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.
2. Прежде чем начать есть или пить, нужно убедиться, что еда или питьё не слишком горячее.
3. На горячее дуют, чтобы оно побыстрее остыло.
4. Если вы обожглись – сразу подставьте обожженное место под холодную воду, позовите взрослых и смажьте это место подсолнечным маслом (Дети дарят Лунтику картинку из серии «Если малыш поранился»).
Лунтик благодарит детей за помощь.
Итог. Что нового узнали на занятии? Что понравилось? Что было для вас интересным?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ по теме: «Скоро, скоро Новый год»
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ по теме: "Скоро, скоро Новый год"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Заборчики для животных»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе.Тема: «Заборчики для животных»...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «В поисках колокольчика»
Данное занятие проводила в рамках методического объединения по теме " Современное занятие в условиях ФГОС"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в царство комнатных растений»
Задачи: Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными расте...
План — конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Ягодка».
Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольнико...