КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Ах, картошка, картошка» (для детей второй группы раннего возраста)
проект по окружающему миру (младшая группа)
Создать условия для обогащения знаний детей о картошке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ah_kartoshka_kartoshka.docx | 709.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Ах, картошка, картошка»
(для детей второй группы раннего возраста)
Выполнила:
Микушева Екатерина Дмитриевна
- 2023г –
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – информационный.
Вид проекта – познавательно-творческий, краткосрочный.
Возраст детей: 2-3 года.
Участники реализации проекта
Педагог: Микушева Екатерина Дмитриевна
Воспитанники: дети второй группы раннего возраста
Родители: детей второй группы раннего возраста
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя), с 10.04.2023 по 14.04.2023г.
Актуальность. Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка… С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки, рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!
Цель: создать условия для обогащения знаний детей о картошке.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с овощной культурой как «картошка», расширить представление о картошке, способах ее выращивания, его свойствах и пользе.
- Познакомить детей с историей появления картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т.д.);
- Подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи, промышленность);
- Уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (рассада, семена, использование сельхозтехники)
- Расширять словарный запас.
Развивающие:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей; произвольное внимание, память, речь, мышление.
2. Развивать мелкую моторику рук в процессе художественной деятельности: рисовании.
3. Повысить активность детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Продукты проекта:
- Для детей: книжки, энциклопедии «Картофель», рисование «Картофель»; фотоколлаж «Любимые блюда из картофеля».
- для воспитателя: книжки, энциклопедии «Картофель», рисование «Картофель»; фотоколлаж «Любимые блюда из картофеля».
- для родителей:
- Выставка работ по рисованию: «Картошка».
- Папка-передвижка «Ода Картошке». Фотоколлаж «Любимые блюда из картофеля».
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей:
- Усвоение понятия «картошка».
- Овладение знаниями о свойствах, о пользе картошки в жизни человека.
- Узнают историю возникновения, о процессе выращивания картофеля.
- Узнают, что можно приготовить из картофеля.
- Обогащён словарь ребенка.
- для воспитателя:
1. Возрастает речевая активность в разных видах деятельности.
2. Овладение детей знаниями о пользе картофеля.
3. Сформируется у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
для родителей:
- Развитие семейного творчества, сотрудничество семьи и детского сада.
- Овладение знаниями об овощной культуре - картофель.
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Рассматривание иллюстраций о картофеле. |
| Знакомство с темой проекта. |
Деятельностный | Чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, раскраски, пение песен, сюжетно-ролевые игры. | 1. Знакомство с овощной культурой в режимных моментах. 2. Чтение произведений о картошке. 3. Творческая деятельность. 4. Сюжетно-ролевые игры. | Знакомство с консультациями. |
Завершающий | Рассматривание картофеля, сюжетно-ролевые игры. | Составление презентации проекта, защита проекта. | Фотоколлаж «Любимые блюда из картофеля». |
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Сроки | Ответственный |
Понедельник | |||||
Оформление природного уголка | Книги на тему «Картофель». | Познакомить детей с литературой о картофеле. | Книги о «Картофеле» | 10.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Беседы | «Картофель – это овощ» | Дать понятие детям о картофеле. | Иллюстрации, муляж. | 10.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Чтение художественной литературы | «Сказка о картофеле, луковке, свеколке» | Учить внимательно слушать произведения и понимать их содержание; развивать чувства ритма, активную речь, умение повторять слова и звукосочетания. | Иллюстрации | 10.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Пальчиковая игра | «Картошка» | Развитие мелкой моторики рук. | Иллюстрации | 10.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Дидактическая игра | «Овощи» | Развивать и обобщать знания об овощах | Д/И «Овощи» | 10.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Сюжетно-ролевая игра | «Ферма» | Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Спецодежда (фартуки, косынки, халаты); | 10.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Вторник | |||||
Утренняя гимнастика | «Самые ловкие» | Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. | Магнитофон | 11.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Рассматривание картины | «Посадка и уборка картофеля». | Систематизировать представления детей о посадке и уборке картофеля. | Картина | 11.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «История возникновения картофеля» | Дать представление детям об истории возникновения картофеля. | Иллюстрации картошки | 11.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Рисование | «Картофель» | Развитие мелкой моторики рук. | Раскраски, гуашь, кисти, вода в баночке. салфетки. | 11.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Среда | |||||
Пальчиковая гимнастика | «Картошка» | Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковый театр | 12.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Словесная игра | «Кто больше назовёт блюд из картофеля» | Закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля. | Иллюстрации | 12.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Беседа | «Лечебные свойства картофеля» | Познакомить детей с лечебными свойствами картофеля. | Хрестоматия, иллюстрации. | 12.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Слушание песенки | «Антошка». | Развитие и формирование музыкальных и творческих способностей. | Магнитофон, флешка. | 12.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Игра | «Горячая картошка» | Обучать детей выполнять действия в соответствии с правилами игры. | Мяч | 12.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Работа с родителями | «Блюда из картошки в домашних условиях» | Обогатить знания детей и родителей о блюдах из молока. | Фотоколлаж | 12.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Четверг | |||||
Утренняя гимнастика | «С картошкой» | Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. | Магнитофон | 13.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Чтение художественной литературы | «Упрямый картофель» | Учить внимательно слушать произведения и понимать их содержание; развивать чувства ритма, активную речь, умение повторять слова и звукосочетания. | Хрестоматия, иллюстрвации. | 13.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Сюжетно-ролевая игра | «Семья готовит обед» | Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре. | 13.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Работа с родителями | Консультация | «Ода Картошке» | Папка-передвижка | 13.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Пятница | |||||
Утренняя гимнастика | «Собираем урожай» | Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. | Магнитофон | 14.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Слушание песни | «Песенка про 7 картошек» | Развитие и формирование музыкальных и творческих способностей. | Магнитофон, флешка, | 14.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Мультфильм | «Картошка с усами» | Развивать произвольное внимание, слуховую память, развивать связную речь. | ТСО | 14.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Продуктивная деятельность | Поделки из картофеля | Развитие творчества. | Картофель | 14.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Итоговое НОД | «Всё о картофеле» | Дать знания о полезном продукте - картошке. | Иллюстрации | 14.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Оформление фотоколлажа | «Любимые блюда из картошки» | Знакомство с фотоколлажом. | Фотоколлаж «Любимые блюда из картошки» | 14.04.2023г | Микушева Е.Д. |
Заключение
В течении проектной деятельности можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объем информации, которая может быть ими воспринята, положительно повлиял на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).
2. Дети получили первоначальные представления об овощной культуре -картофель. Познакомились со способами ее выращивания, ее свойствах и пользе. Расширились знания детей об использовании картофеля в приготовлении различных блюд.
3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
4. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Используемые интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/10/29/konsultatsiya-dlya-roditeley-i-pedagogov-oda
- https://www.maam.ru/detskijsad/100print100/tvorchesko-isledovatelskii-proekt-ah-kartoshechka-kartoshka.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/07/pasport-proekta-v-mladshey-gruppe-po-teme-ah-kartoshechka
- https://dsgnezdishko.ru/metodicheskaya-kopilka-resursnaya-ploshchadka/800-proekt-akh-kartoshechka-kartoshka
- file:///C:/Users/JuiS/Pictures/%C3%90%C5%B8%C3%91%E2%82%AC%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B5%C3%90%C2%BA%C3%91%E2%80%9A%20%C3%90%C2%BA%C3%90%C2%B0%C3%91%E2%82%AC%C3%91%E2%80%9A%C3%90%C2%BE%C3%91%CB%86%C3%90%C2%BA%C3%90%C2%B0%20%C3%90%C5%A1%C3%90%C2%BD%C3%91%C6%92%C3%91%E2%82%AC%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B2%C3%90%C2%B0%20docx.pdf
Приложение № 1.
Ода Картошке
Консультация для родителей
Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колубма. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд предположений.
Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.
Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того, как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием: «Наставления о разведении земляных яблок, потетес именуемых». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году. Именно его сотрудникам: Нартову А.А., Болотову А.Т., Мещинину В.А. мы обязаны распространением этой культуры в стране.
У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.
Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности. Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошке содержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.
Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкой: картофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники.
Какие полезные вещества содержатся в картофеле?
В нем есть витамины, а также микроэлементы, например калий, который помогает нормальной работе сердца. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, глюкозу и фруктовый сахар, использующийся в кондитерской промышленности, а картофельная ботва идет на корм скоту.
Приложение 2
Чтение художественной литературы
ДЕТСКИЕ СКАЗКИ АНАСТАСИИ УНПЕЛЕВОЙ
«Упрямый Картофель»
- Не хочу жить в теплом мешке, - сказал как-то Картофель, и выпрыгнул.
- Куда ты собрался? - кричали остальные картофелины. Здесь твое место!
- Нет, - твердо отвечал Картофель. - Не здесь. У вас хорошо, но тесно. Пойду искать новый Дом.
И пошел Картофель по полям, по холмикам, да по низинам.
Пришел на Морковное поле. Морковки хороводы водят, косы зеленые плетут, Картофель к себе жить зовут. Поселился Картофель среди Моркови. Привлекла его жизнь оранжевая, да веселая. Но не выдержал он такой жизни, простился с Морковками.
- Куда, зачем идешь? - кричала Морковь.
- Хорошо у вас, но не мое это место. Не морковка я, чтоб косы плести.
- А что тебе надо? - спрашивали Морковки.
- Видимо свое, картофельное что-то. Мой цвет мне больше по нраву, да и кувыркаться я больше люблю, чем хороводы водить.
- Так делай все это у нас, - просили Морковки.
- Одному скучно, да и вам не интересно, - сказал Картофель, и пошел дальше.
Упрямый какой! - крикнули Морковки, и опять в хороводы построились.
Идет Картофель по лугам пахучим, между белых берез и кудрявых рябин.
- Вдруг, на пути, ему семья Белых Гоибов встретилась. У высокой травы стоят грибочки, благородными шляпками блестят, круглыми боками вертят.
Пожил Картофель у грибов. Кое-что по нраву ему пришлось. Солнышко припекает - грибы сказки друг другу рассказывают, дождик польет - листьями сухими укрываются.
А потом, разонравилось Картофелю, уходить собрался.
- Куда, зачем? - спрашивают Грибы.
- Свои сказки хочу сочинять, да картофельной жизнью жить.
- Так рассказывай нам, свои сказки.
- А вы слушать только грибные сказки умеете.
Долго путешествовал Картофель. Много интересных мест посетил, многое узнал.
А когда пришел он к полю картофельному, где картофелины кувыркались да сказки писали, сразу понял - интереснее всего ему, здесь жить будет! И остался. Но, навсегда ли? Думаю, он и сам этого еще не знает…
Сказка о картофеле, луковке, свеколке.
Картофель рассказывает:
- Я - картофель крахмальный, схожу в лес, наберу ягод, вот вы и пьѐте весь год густой кисель с лесными ягодами.
Свекла говорит:
- А я засажу огород овощами и зеленью, соберу осенью урожай, вот вы и едите весь год борщи.
А луковка говорит:
- Я по полям пройду, соберу полезные корешки и цветы, наготовлю лекарств, вы и не болеете.
Но однажды задумалась луковка: «Я целый день собираю полезные травы, картофель только ягод наберѐт, кисель наварит; свеколка с утра до вечера со двора не выходит, сварит борщ и сидит на лавке. Не бывать больше этому!». Рассердилась луковка, ногами затопала, стала кричать, чтобы все работу поменяли.
На утро картофель пошѐл за целебными травами, свеколка принялась кисель варить, а луковка - борщ готовить. Вот картофель катится по дороге. Увидела его мышка и захотела съесть, да как схватит его зубками, и откусила кусочек. Бедный картофель еле вырвался из лап мышки.
А свеколка тем временем кисель варить начала, но он всѐ не густеет и не густеет. Луковка в это время борщ варила, а он горький-прегорький получился.
Прибежал картофель домой, весь в слезах. Видит - сидит на лавке луковка, плачет. В углу свеколка слезами заливается. Картофель и говорит им:
- Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своим делом не занимается. Стыдно стало луковке перед друзьями. Но делать нечего. Поплакали, погоревали они и стали жить по старому - дружно и весело.
Вкусный картофель
(Сказка про картофель)
Нежными голубыми, розоватыми и сиреневыми цветами любила украшать свою прическу одна модница-принцесса. Однажды она прогуливалась в парке и заметила на клумбе изящные цветочки. Принцесса сорвала голубой цветок и приколола его к своим пышным волосам. Получилось очень красиво!
Скоро многие придворные дамы последовали ее примеру. Никому из них и в голову не приходило, что это цветы обыкновенного картофеля.
Однажды принцессу увидел старик-волшебник и спросил ее, знает ли она, что это за цветок.
Принцесса не знала. Тогда волшебник присел на корточки, порылся в мягкой и влажной земле и вытащил клубень картошки.
— Ваше величество! — вежливо обратился он к принцессе. — Это картофель. У него не только красивые цветы, но и очень приятный вкус клубня.
— Приятный вкус? — удивилась принцесса. — Но на вид он такой невзрачный, серый, грязноватый.
— Если Вы позволите, к ужину принесу Вам блюдо из картофеля.
— Что ж, хорошо! Подождем до ужина, — ответила девушка.
Волшебник еще порылся в земле и выкопал с десяток клубней. Он аккуратно завернул их в платок и отправился домой.
Дома старик тщательно вымыл клубни, очистил кожуру острым ножом, вымыл клубни еще раз, порезал на тонкие ломтики, а потом поджарил с маслом на сковороде. Скоро ломтики зарумянились и стали выглядеть очень аппетитными. Волшебник слегка посолил готовое блюдо и понес во дворец, выложив его на серебряную тарелку.
Когда принцесса увидела жареный картофель, она очень удивилась. Попробовала один ломтик, потом другой. Картофель понравился ей на вкус.
— Это просто прелесть! — воскликнула она. — А что еще можно приготовить из картофеля?
— О, много разнообразных блюд! — ответил старик- волшебник. — Завтра я устрою званый обед и буду счастлив, если Вы и Ваша свита пожалует ко мне во дворец.
Разодетые в пух и прах дамы, украшенные цветами картофеля, пришли во дворец волшебника. Он с радостью угощал их отварным, жареным картофелем и картофельными биточками, пирожками с картофелем, постным пюре с зеленью и помидорами и другими яствами. Стол украшал букет цветов картофеля.
Всем очень понравилось угощение старика.
Через несколько лет он написал книгу о пользе картофеля, где давал рецепты полезных и вкусных блюд.
Принцесса приказала поставить памятник замечательному волшебнику. А картофель стал любимой едой многих людей.
Ответьте на вопросы
• Какими цветами украшала принцесса свою прическу?
• Кто рассказал ей, что картофель — съедобный овощ?
• Кого пригласил старый волшебник в свой дворец?
• Чем он угостил придворных?
• Понравился ли людям картофель?
• Что приказала принцесса поставить в память о волшебнике?
Загадка о картошке
В теплую пору взрослеет,
К осени ближе созреет,
Летом ее прополол,
В праздник поставил на стол,
Драники, шаньги, окрошка,
Всем нам знакома… картошка.
Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Ее варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире?
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
Весёлые стихотворения о картошке для детей
Есть у картошки ушки и рожки
У этой картошки
Есть ушки и рожки,
На олененка похожа она.
А эта картошка
Немножко
Напоминает слона.
А эта малютка-картоха –
Забавный котеночек-кроха,
А та, что с ней рядом – Баба-Яга,
Нос крючком и кривая нога.
А вот это картоша похожа...
- Не балуйся в кухне, Сережа!
автор: В. Праздничнова
Из ведерка – прыг! – на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам,
Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!
автор: В. Гвоздев
Картошка
Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку,
Дружба нам поможет выкопать картошку.
Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.
Эта скороспелка оттого вкусней,
Что пришлось ребятам повозиться с ней.
Лишь закат осенний озарит окошки,
Мы в золе горячей напечем картошки.
Автор: З.Александрова
Приложение № 3.
Фотоотчёт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) «Осеннее дерево»
Краткосрочный проект для детей раннего возраста «Осеннее дерево»Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.Продолжительность проект: краткосрочный 1,5месяцаУчастники проекта: дети, воспитатели, му...
Краткосрочный проект сюжетно-ролевой игры "Больница" во второй группе раннего дошкольного возраста (2-3) года
Игра-это огромное светлое окно......
Проект «Быть здоровыми хотим» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года)
Проект «Быть здоровыми хотим» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года)...
Проект по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Актуальность Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта. Огромной любовью ...
Проект Тема: «Птички прилетели!» для детей второй группы раннего возраста
Тема: «Птички прилетели!»Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровойУчастники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели , родители.Ср...
Краткосрочный проект «Кто как кричит?» (домашние животные) Вторая группа раннего возраста
Краткосрочный проект «Кто как кричит?»(домашние животные)Вторая группа раннего возраста...
Проект по лего-конструированию для детей второй группы раннего возраста №2
Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO...