КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) «Осеннее дерево»
проект по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Краткосрочный проект для детей раннего возраста
«Осеннее дерево»
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Продолжительность проект: краткосрочный 1,5месяца
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.
Проект составила: воспитатель И.В. Моисеенкова.
Актуальность проекта:
Недостаточные знания у детей об изменениях в природе в осенний период времени, о некоторых деревьях, сезонными изменениями (береза, клен, рябина). Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому, важно с раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
Чтобы решить проблему поставлена цель: расширять представления детей о многообразии деревьев осенью, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей; развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Прививать интерес к осени, бережное отношение к деревьям через изготовление поделок по данной теме
Чтобы реализовать поставленную цель определили задачи: •
Познание: Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе (подготовка деревьев, птиц к зиме), расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Развивать умение работать совместно друг с другом при создании коллективной работы.
Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественная литература: развивать умения драматизировать небольшие отрывки из произведений.
Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение наносить мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие. В лепке развивать мелкую моторику рук, отрывания небольших кусочков пластилина от большого, и раскатывания шариков между ладонями.
Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.
Оборудование: магнитофон, музыка "осень", стихи, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы (для рисования), осенние листочки, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, картинки с изображением осенних деревьев, доски для лепки, пластилин.
Конечный продукт: развлечение - праздник "Осень, осень в гости просим", выставка поделок "Осень золотая" (совместно с родителями), коллективная работа «Осеннее дерево» (дети и воспитатель).
Предполагаемый результат:
1. Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
2. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
3. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- овощи и фрукты, осенние деревья;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен, подвижные игр;
-закреплен навык отщипывание пластилина от большого куска и раскатывание между ладонями;
-сформировано умение правильно держать кисть во время рисования (у большинства детей)
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями.
2. Подбор картинок с изображением осенних деревьев.
3. Подбор методической литературы, дидактических игр («С какого дерева листочек», «Найди пару».
4. Аудиозапись «Шум ветра и листьев», «Танец с листочками» Т.Суворова.
5. Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью на прогулку».
Основной этап:
Коммуникация (чтение художественной литературы и развитие речи):
А.К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап", "Мишка", РНС "Репка"
Беседы и ФЦКМ (формирование целостной картины мира): " Осень золотая", "Чудесные листья".
Наблюдения: Наблюдения за листвой, как летят листочки, какого цвета, как они шуршат под ногами, как шумят листья при ветре.
ООД Рисование: Листопад, листопад листья желтые летят", "Дождик - дождик: кап - кап – кап.
ООД Лепка: "Собираем урожай: яблочки", «Осеннее дерево".
Дидактические игры: («С какого дерева листочек», «Найди пару».
Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", "Дождик - дождик: кап - кап - кап", «Капуста».
Дыхательная гимнастика: «Чей листочек дальше улетит».
Подвижные игры: Солнышко и дождик", «Листопад".
Знакомство с аудиозаписью: «Звуки природы».
Рассматривание картинок с изображением осенних деревьев.
Музыкально-ритмичные движения под музыку Т.Суворова «Танец с листочками»
Заключительный этап:
- оформление выставки поделок «Осень золотая»;
- развлечение: праздник «Осень, осень в гости просим»;
-оформление совместной работы: «Осеннее дерево»;
Дидактическая игра «С какого дерева листочек»
Цель Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный), соотносить листок по цвету и по форме; способствовать развитию мелкой моторики.
Материал: Корзинки и листочки (клен, береза), вырезанные из картона, красного, жёлтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе перед детьми веточки клена, березы с одним листочком.
Предлагает детям, расположить оставшиеся листочки из корзиночки на веточки.
ООД «Изобразительная деятельность. Рисование
Тема: «Листопад, листопад листья желтые летят»»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
О: - закреплять умение делать мазки;
продолжать знакомить детей с цветами: желтый, красный, зеленый. Закрепить знание понятий «много», «один», воспитывать аккуратность при пользовании краской.
Р: развивать мелкую моторику рук.
В: воспитывать интерес к рисованию.
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Ø Альбомные листы А-5 с изображением ствола дерева
Ø Гуашь желтого, зеленого, красного цвета
Ø Кисти
Ø Салфетки
Ø Стаканчик с водой
Ø Кукла Катя
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Ø Рассматривание картины «Осеннее дерево»
Ø Наблюдение за деревьями, как опадают листья, какого цвета листочки.
Ø Дидактическая игра: «Собери листочки по цвету»
Ø Чтение стихотворений об осени.
Ø ООД рисование «Осеннее дерево»
МОТИВАЦИЯ: Нарисуем на дереве листочки
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В: Ребята, я приглашаю вас посмотреть картинки. (Педагог обращает внимание на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? (Побуждать отвечать: - «Осень»).
Мы ходили с вами на прогулку и наблюдали за деревьями, рассматриваем какого цвета листочки, когда дует ветер, листья падают.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
- Ребята посмотрите, сколько листочков на земле? (много) а давайте с ними поиграем. Надо собрать листочки желтые в желтую корзинку, красные в красную корзинку, зеленые в зеленую (дети собирают ).
Молодцы, ребята.
Ребята, послушайте. Кто-то к нам стучится. Давайте, посмотрим, кто это?
Да, это кукла Катя к нам пришла.
Давайте поздороваемся.
Д. Здравствуй, Катя!
Катя: Здравствуйте ребята, я вам принесла альбомные листы, на них нарисованы стволы деревьев, но на них нет листочков, вы поможете мне нарисовать листочки?
В:- Поможем?
Д:- Поможем.
Катя пока посидит, посмотрит, как мы будем рисовать. Ребята, я правильно беру кисточку, окунаю ее в воду, лишнюю собираю о край баночки. Затем окунаю в краску, чтобы не капала, собираю о край. Приложила – убрала. Посмотрите, какие получились листочки .Кисточку промываю, сушу о салфетку и кладу на подставку. Проходите за столы, а мы с Катей посмотрим, как детки рисуют.
Заканчиваем, несем свои работы к Кате на стол.
Что мы делали? (рисовали кисточкой листочки). Каким цветом… рисовал? (красный, зеленый, желтый). Как рисовали? (приложила – убрала). Понравилось вам? И Кате понравилось. Давайте Кате подарим наши рисунки?
Катя говорит вам «спасибо», и предлагает вам потанцевать
(Танец «Мишка с куклой бойко топают»)
В: - Катя говорит вам «до свидания!»
Д: - «До свидания!»
ООД «Изобразительная деятельность. Лепка.
Тема: «Осеннее дерево».
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
О: закрепить умение раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Прикреплять комочки к бумаги и расплющивать их.
Закрепить знание жёлтого, красного и зелёного цвета.
Р: развивать мелкую моторику рук.
В: воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к лепке, коллективной работе.
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Ø Ватман с силуэтом дерева без листьев, формата А 3.
Ø Доски для лепки на каждого ребенка.
Ø Пластилин жёлтого, красного и зелёного цвета, на каждого ребенка.
Ø Влажные салфетки.
Ø Иллюстрации деревьев
Ø Игрушка Заяц
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Ø Рассматривание листочков на прогулке.
Ø Рассматривание осеннего дерева.
Ø Дидактическая игра: «С какого дерева листочек»
Ø Рисование «Осеннее дерево»
Ø Чтение стихотворений и загадок об осени.
МОТИВАЦИЯ: слепим листочки для дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В:Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
-Ребята, какое время года сейчас? А как вы узнали об этом (ответы детей). Молодцы, правильно! Ребята, посмотрите, какие красивые деревья осенью (Показывает иллюстрации).
Появляется грустный мишка:
- Помогите!
В:-Здравствуй Мишка! Что случилось?
Мишка: - Помогите, ребята! В нашем сказочном лесу листочков на деревьях нет, (показывает дерево без листьев), все звери очень хотят увидеть листочки на деревьях.
Воспитатель:- Как жалко, ребята, что лесные зверюшки не могут, как и мы полюбоваться на красоту золотой осени! Поможем им?
Д: -Да!
(Объяснение с показом) Для того, чтобы слепить шарики, мы возьмем кусок пластилина -желтый, зеленый или красный, оторвем маленький кусочек.
Вот так скатываем между ладошек в шарик, а теперь прикладываем его к дереву, сплющиваем! Вот и начинает дерево оживать, давайте все вместе слепим листья.
(Работа детей)
В: - А сейчас вместе с Мишкой отдохнем немного.
Физ. минутка:
-Мишка косолапый, по лесу идет (дети идут покачиваясь)
Шишки собирает, в сумочку кладет (наклоняются, имитируют, что собирают шишки),
Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб (рукой показывают лоб),
Мишка рассердился и ногою, топ (топают ногой),
-Ребята, вот какое дерево у нас получилось! Мы его расколдовали!
Мишка: - Спасибо, ребята! Я пойду домой! Обрадую зверей. До свидания!
Дети:- До свидания!
Прогулка «Рассматривание осеннего дерева».
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Ход наблюдения
Поспевает рябина, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево.
Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
Трудовая деятельность
Собирать листья граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.
Цели: — воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
—прививать бережное отношение к природе.
Подвижные игры «Птицы в гнездышках».
Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Выносной материал:
Детские грабли, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
Список литературы:
1.Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)
2.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008
3.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007
4.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010
5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и
методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
6.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических
представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -
М. : Мозаика-Синтез, 2007
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез,
8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008
9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984
10.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010
11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой. Первая младшая группа. Мозаика- Синтез 2о1о
12. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и
методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
13.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических
представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -
М. : Мозаика-Синтез, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окр. миром на прогулке с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: "Букет из листьев"
Представляю конспект прогулки для детей второй группы раннего возраста...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Грузовик»
Конспектнепрерывно-образовательной деятельностидля детей второй группы раннего возраста (2-3 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающе...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста "Прогулка в осенний лес"
Тематическое занятие направлено на создание условий для познавательной активности детей раннего возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации, включая различные виды детской деятельнос...
Проект «Быть здоровыми хотим» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года)
Проект «Быть здоровыми хотим» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года)...
Физкультурно-оздоровительный проект для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на тему: «Со спортом надо подружиться»
Физкультурно - оздоровительнй проект во второй группе раннего возраста "Со спортом надо подружиться"...
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие с Колобком» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года)
ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитиеЦель: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью с помощью здоровьесберегающих технологий.Задачи:·...