познавательно-творческий проект «Насекомые»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №199 ОДО Приморского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на тему
«Насекомые»
Разработала:
.
Швецова Я.В.
Санкт-Петербург 2023
«Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял волю»
В. А.Сухомлинский
Вид проекта: познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта: краткосрочный – месяц апрель.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.
Постановка проблемы: как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отношение к разным ползающим и летающим букашкам, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Во время прогулки дети увидели насекомых Реакция ребят была неоднозначной Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Сформировалась проблема: у детей отсутствуют знания о насекомых участка детского сада.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
- каких насекомых мы можем увидеть на участке нашего детского сада?
- нужны ли насекомые?
-какие насекомые тебе нравятся?
- пользу или вред приносят насекомые?
Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.
Цель проекта: познакомить детей с некоторыми насекомыми участка детского сада; учить правильному обращению с ними.
Задачи проекта:
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых участка (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка),;
- Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Формировать умение видеть прекрасное в природе;
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Привлекать родителей к сбору материала для проекта;
- Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
- Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
- Пополнить предметно-развивающую среду макетом «Насекомые нашего участка», библиотечку книгами, дидактическими и настольными играми.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности:
- Владеют обобщающим понятием «насекомые»;
- Знают и называют насекомых (бабочку, муравья, пчелу, кузнечика, стрекозу, божью коровку, муху). Находят сходства и различия;
- Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- Знают о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям;
- Бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым;
- Воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы.
Формы и методы работы:
познавательные занятия, целевые прогулки, самостоятельные и коллективные наблюдения, рассказы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный:
- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- изучение методической литературы;
- создание предметно - развивающей среды;
- подбор литературных произведений о насекомых;
- подбор иллюстрированного материала по теме, альбомов, открыток;
- подбор настольно-печатных игр, дидактических игр,
- подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
- подбор музыкальных произведений по теме;
- подготовка материала для художественного творчества;
- разработка НОД по теме.
Содержание работы с детьми:
- диагностика;
- рассматривание иллюстраций, насекомых;
- беседы, наблюдения;
- чтение
- подвижные игры, физминутки.
Содержание работы с родителями:
- беседы с родителями с целью выяснения их знаний о насекомых брянского края;
- вовлечение родителей в процесс сбора материала по теме проекта;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- помощь в пополнении предметно-развивающей среды;
- консультирование родителей «Как привить любовь к природе».
Второй этап - реализация проекта:
Работа с детьми:
беседы: «Какие бывают насекомые?»;«Как уберечься от опасных насекомых», «Первая помощь при укусах»,«Правила вежливого поведения в лесу»,«Как насекомые издают звуки».
- рассматривание иллюстраций, альбомов «Насекомые», игрушек – насекомых; рассматривание иллюстраций из «Красной книги»;
- организация совместной творческой и исследовательской деятельности;
- чтение стихотворений «Сверчок», «Бабочка давай дружить», «Жук проснулся»; рассказов «Что узнал дождевой червяк», «Великан на поляне»; сказок «Муха – цокотуха», «Тараканище»П.Мочалов «Как Толя муравьям помогал», В.Гаазов «Муравьиная семья»,Е. Берюхова «Не разоряйте муравейники», В.Берестов «У жука ужасно важный вид», П.Синявский «Оса», «Божья коровка», «Что бывает после ос?», «Муха»,В.Мусатов «Пчела и цветок», Г.Глушнев «Любопытная бабочка», М.Петрова «Кузнечики»,В.Орлов«Сверчок»,Н.Костарев «Светлячок». К. Чуковский «Тараканище», С. Баруздин «Пчела».
- разучивание потешек о насекомых;
- отгадывание загадок о насекомых;
- пальчиковые игры «Божья коровка», «На полянке»;
- прослушивание аудиозаписи Н.Римского-Корсакова «Полёт шмеля», С. Прокофьева «Шествие кузнечиков», Р.Шумана «Бабочки», М. Мусоргского «Жук»;
- НОД по познавательному развитию «В гости к божьей коровке»
- дидактические и настольные игры: «Четвертый лишний», «Спрячь насекомое», «Кого не стало», «На полянке», «Кто что умеет делать», «Подбери признак», «Разрезные картинки; лото «Насекомые»; «Летает, ползает»;
- игры с игрушками - насекомыми;
- раскрашивание раскрасок на тему «Насекомые»;
- художественное творчество: аппликация «Божья коровка», рисование «Бабочка», «Пчелка», коллективная аппликация «Веселый луг», лепка «Божья коровка прилетела на цветок».
- дыхательные упражнения «Комарик», «Жук», «Пчелка»;
- физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Вот выходим мы на луг»;
- п/игры: « Жуки», «Пчёлки», «Поймай комара", " Медведь и пчёлы».
Работа с родителями:
- консультации для родителей «О роли и значении насекомых», «Укусы насекомых».
- памятка для родителей «Правила поведения на природе»;
- знакомство с пословицами, поговорками о насекомых;
- совместное чтение родителей и детей произведений о насекомых, разучивание стихотворений;
- изготовление шапочек, масок насекомых для подвижных игр;
- изготовление совместно с детьми макетов «Насекомые нашего участка»
Третий этап - итоговый:
- рассказ о каком-либо насекомом ;
- выставка детских работ;
- оформление альбома о насекомых;
- итоговое мероприятие досуг « В гости к насекомым»
- изготовление шапочек, масок насекомых для подвижных игр;
- выставка совместных творческих работ детей и родителей «Насекомые нашего участка»
- подведение итогов реализации проекта;
- составление портфолио проекта.
Результаты проектной деятельности:
- сформированы знания о насекомых нашего участка детского сада;
- сформирован интерес к познанию фауны родного края;
- сформированы чувства бережного отношения к природе;
- воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы,
- сформированы положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
- Заложены основы экологической культуры у дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой
Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....
Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...
Название проекта: «Насекомые» Тема проекта: «Необычные насекомые планеты»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460925","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460932","attributes":{"alt":"","class"...
Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...
Познавательно-творческий проект "Насекомые-маленькие обитатели нашей природы"
Современная действительность диктует нам новые требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности р...