познавательно-творческий проект «Насекомые»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Швецова Яна Владимировна

Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №199 ОДО Приморского района Санкт-Петербурга

Проектная  деятельность с детьми среднего  дошкольного возраста на тему

«Насекомые»

Разработала:

.

Швецова Я.В.

Санкт-Петербург 2023

«Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял волю»

В. А.Сухомлинский

Вид  проекта:  познавательно-творческий.

Сроки реализации  проекта: краткосрочный – месяц апрель.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.

Постановка проблемы: как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве.  И от того как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отношение  к разным ползающим и летающим букашкам, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Во время прогулки дети увидели насекомых Реакция ребят была неоднозначной Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Сформировалась  проблема: у детей отсутствуют знания о насекомых участка детского сада.

Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

- каких насекомых мы можем увидеть на участке нашего детского сада?

- нужны ли насекомые?

-какие насекомые тебе нравятся?

- пользу или вред приносят насекомые?

Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.

Цель проекта:   познакомить детей с некоторыми насекомыми участка детского сада; учить правильному обращению с ними.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей элементарные представления о насекомых участка (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка),;
  • Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать умение видеть прекрасное в природе;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Привлекать родителей к сбору материала для проекта;
  • Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
  • Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
  • Пополнить предметно-развивающую среду макетом «Насекомые нашего участка», библиотечку книгами, дидактическими и настольными играми.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности:

  • Владеют обобщающим понятием «насекомые»;
  • Знают и называют насекомых (бабочку, муравья, пчелу, кузнечика, стрекозу, божью коровку, муху). Находят сходства и различия;
  • Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как  зимуют насекомые;
  • Знают о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям;
  • Бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым;
  • Воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы.

Формы и методы работы:

 познавательные  занятия, целевые прогулки, самостоятельные и коллективные наблюдения, рассказы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, чтение  художественной литературы, дидактические игры.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный:

  • определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • изучение методической литературы;
  • создание предметно - развивающей среды;
  • подбор литературных произведений о насекомых;
  • подбор  иллюстрированного материала по теме,  альбомов, открыток;
  • подбор настольно-печатных игр, дидактических игр,
  • подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
  • подбор музыкальных произведений по теме;
  • подготовка материала для художественного творчества;
  • разработка НОД по теме.

Содержание работы с детьми:

  • диагностика;
  • рассматривание иллюстраций,  насекомых;
  • беседы, наблюдения;
  • чтение
  • подвижные игры, физминутки.

Содержание работы с родителями:

  • беседы с родителями с целью выяснения их знаний о насекомых брянского края;
  • вовлечение родителей в процесс сбора материала по теме проекта;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • помощь в пополнении предметно-развивающей среды;
  • консультирование родителей «Как привить любовь к природе».

Второй этап - реализация проекта:

 Работа с детьми:

беседы: «Какие бывают насекомые?»;«Как уберечься от опасных насекомых», «Первая помощь при укусах»,«Правила  вежливого поведения в  лесу»,«Как насекомые издают звуки».

  • рассматривание  иллюстраций, альбомов «Насекомые», игрушек – насекомых; рассматривание иллюстраций из «Красной книги»;
  • организация совместной творческой и исследовательской деятельности;
  • чтение стихотворений «Сверчок», «Бабочка давай  дружить», «Жук проснулся»; рассказов «Что узнал дождевой червяк», «Великан на поляне»; сказок «Муха – цокотуха», «Тараканище»П.Мочалов «Как Толя муравьям помогал», В.Гаазов «Муравьиная семья»,Е. Берюхова «Не разоряйте муравейники», В.Берестов «У жука ужасно важный вид», П.Синявский «Оса», «Божья коровка»,  «Что бывает после ос?», «Муха»,В.Мусатов «Пчела и цветок», Г.Глушнев «Любопытная бабочка», М.Петрова «Кузнечики»,В.Орлов«Сверчок»,Н.Костарев «Светлячок». К. Чуковский «Тараканище», С. Баруздин «Пчела».
  • разучивание  потешек о насекомых;
  •   отгадывание загадок о насекомых;
  • пальчиковые игры «Божья коровка», «На полянке»;
  • прослушивание аудиозаписи Н.Римского-Корсакова  «Полёт шмеля», С. Прокофьева «Шествие кузнечиков», Р.Шумана «Бабочки», М. Мусоргского «Жук»;
  • НОД по познавательному развитию «В гости к божьей коровке»
  • дидактические и настольные игры:  «Четвертый лишний», «Спрячь насекомое», «Кого не стало», «На полянке», «Кто что умеет делать», «Подбери признак», «Разрезные картинки; лото «Насекомые»; «Летает, ползает»;
  • игры с игрушками - насекомыми;
  • раскрашивание раскрасок на тему «Насекомые»;
  •  художественное творчество: аппликация «Божья коровка», рисование «Бабочка», «Пчелка», коллективная аппликация «Веселый луг»,  лепка «Божья коровка прилетела на цветок».
  • дыхательные упражнения  «Комарик», «Жук», «Пчелка»;
  • физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Вот выходим мы на луг»;
  • п/игры: « Жуки»,  «Пчёлки», «Поймай комара",  " Медведь и пчёлы».

Работа с родителями:

  • консультации для родителей  «О роли и значении насекомых», «Укусы насекомых».
  • памятка для родителей «Правила поведения на природе»;
  • знакомство с пословицами, поговорками о насекомых;
  •  совместное чтение родителей  и детей произведений о насекомых, разучивание стихотворений;
  • изготовление шапочек, масок насекомых для подвижных игр;
  • изготовление совместно с  детьми макетов «Насекомые нашего участка»

Третий  этап - итоговый:

  • рассказ о каком-либо насекомом ;
  • выставка детских работ;
  • оформление альбома о насекомых;
  •  итоговое  мероприятие досуг « В гости к насекомым»
  • изготовление шапочек, масок насекомых для подвижных игр;
  • выставка совместных творческих работ детей и родителей «Насекомые нашего участка»
  • подведение итогов реализации проекта;
  • составление портфолио проекта.

Результаты проектной деятельности:

  • сформированы знания о насекомых нашего участка детского сада;
  • сформирован интерес к познанию фауны родного края;
  • сформированы чувства  бережного отношения к природе;
  • воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы,
  • сформированы положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
  • Заложены основы экологической культуры у дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...

Название проекта: «Насекомые» Тема проекта: «Необычные насекомые планеты»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460925","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460932","attributes":{"alt":"","class"...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...

Познавательно-творческий проект "Насекомые-маленькие обитатели нашей природы"

Современная действительность диктует нам новые  требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности р...