Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с руссим национальным костюмом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_natsionalnyy_kostyum_-_konsrekt_od_v_starshey_gruppe.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Знакомство с русским костюмом»
Цель: Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников.
Программные задачи:
· Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей.
· Расширять представление об истории русского народа.
· Учить описывать, делать элементарные умозаключения.
· Вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.
Словарная работа:
Старина, ремесленники, домотканная, сундук, мешковина, холст, ситец, крестьяне, чан, душегрея, парча, навершник, символ, заправляли, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай, атлас, коренья.
Методы и приёмы:
Показ игрушек, картинок, предметов.
Рассказ, объяснение, пояснение, беседа.
Вопросы к детям, указания.
Материал к занятиям:
Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча), пословицы.
Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Машенька и Ванечка (воспитатель показывает куклы). Давайте обратим внимание на их одежду (рассматривают одежду кукол).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фасон одежды. Одежда кукол отличается от нашей с вами одежды. Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Давным – давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей, и она была разного фасона.
(Дети рассматривают картинки «Как одевались люди в старину»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на сундук. Его принесли с собой Машенька и Ванечка. Давайте заглянем в него и посмотрим, что там лежит.
(Дети рассматривают ткани, определяют её качество).
Воспитатель: Ребята, из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого, невзрачного цвета. Ткань делали дома. Она называлась домотканная. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину не было, и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель обращает внимание детей на ткани).
Воспитатель: Ребята, а очень богатые люди носили одежду из порчи. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество).
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображены люди, жившие на Руси в старину. Посмотрите, как они одеты. Это костюм замужней женщины, он назывался навершник. Навершники всегда украшали вышивкой или аппликациями из дорогих тканей. Навершники и сарафаны были очень широкими. Есть такая пословица: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи». Ребята, как вы можете объяснить смысл этой пословицы. (Диалог с детьми)
Воспитатель: Ребята, а этот костюм носили девушки. На сарафан девушки надевали душегреи. Душегреи – это коротенькая кофточка на лямках. А это мужской костюм. Основными частями костюма были рубахи и порты (штаны). Ребята, посмотрите, как одевались крестьянские дети. Мальчики носили штаны и рубашки с длинным рукавом. Рубашки подвязывали поясом. На ногах надеты лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Называлась она онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них тоже были с длинным рукавом. А на голову девочки повязывали ленточку.
В старину дети любили играть. И мы с вами сейчас поиграем.
Проводится русская народная игра «Ручеёк».
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую, где будем расписывать русские народные костюмы.
(Дети по желанию выбирают трафарет русского народного костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент).
Затем рассматривают работы и определяют, кто в каком костюме ходил в старину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Интересное знакомство" средняя группа
Конспект открытого занятия для воспитателей "Интересное знакомство" (образовательная область "Познание") средняя группа...
Конспект занятия по знакомству с театром с детьми старшего дошкольного возраста- "Помощники актёра"
Беседа о театре....
Конспект занятия по знакомству с театром с детьми старшего дошкольного возраста-" Театральное здание".
Беседы о театре....
Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"
Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...
Конспект занятия по аппликации "Карнавальный костюм"
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе тема "Карнавальный костюм"...
Конспект занятия ,,Кукла в национальном костюме,,
Познакомить детей с женским и мужским русским национальным костюмом...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...