Проект совместной деятельности воспитателей и детей логопедических групп.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Денисова Елена Борисовна

Проблема: выявление свойств песка; его значение в жизни человека и животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект совместной деятельности воспитателей  и детей логопедических групп

«Песок и его свойства»

Составила учитель-логопед,

воспитатель Денисова Е.Б.

 

Тип проекта: исследовательский + информационный; по содержанию –«Ребёнок и природа»; «Ребёнок-субъект проектирования»; внутри двух групп; коллективный; среднесрочный

Проблема: выявление свойств песка; его значение в жизни человека и животных.

Материал: Песочные часы и их модель, лупы, лоток с песком, воронки, прозрачные ёмкости, глобус, макет пустыни, плакаты.

 

Содержание:

I этап: «Знакомый незнакомец»

Цель: уточнение знаний детей о песке.                                                                                                                                  

        Утром, после завтрака, педагог обращает внимание детей на то, что в

лаборатории появился новый прибор - песочные часы.

Педагог спрашивает детей: «Что это? Для чего этот прибор нужен?» (прибор для измерения времени).

А как же он измеряет время, ведь стрелок у него не?

Педагог обобщает ответы детей: песок высыпается за определённое количество

времени. Песок нам знаком давно. Что с ним можно делать, как использовать? Дети перечисляют способы применения песка.

Далее проводится игра «Хорошо - плохо».

Хорошо, что песок:

-отмеряет время;

- с ним можно играть;

- хорошо лепится;

- на него можно прыгать;

- на песке нет луж.

Плохо, что песок:

- в жару очень горячий;

- можно засыпать глаза;

- не задерживает воду.

На прогулке детям предлагается инвентарь для игр с песком.

Домашнее задание:

Узнать какое ещё применение есть у песка? Откуда можно получить такую информацию? (взрослый, книга, телевидение, интернет).

II этап «Свойства песка»

Цель: опытным путём выяснить некоторые свойства песка.

На другой день педагог  проводит с детьми беседу с целью выявления новых

знаний, полученных детьми дома. Оказывается, что песок применяется:

- в строительстве;

- в земледелии;

- для очищения различных поверхностей;

- в лечебных целях (прогревание);

- для очищения воды;

- среда обитания пустынных животных.

Во всех случаях используются различные свойства песка. Чтобы узнать о них,  давайте проведём несколько опытов.

Опыт №1

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите форму песчинок. Возьмите в ладошку и почувствуйте, какой он сыпучий.

Опыт №2

«Песочные часы».

Посмотрите на настоящие песочные часы. Проследимте за тем, как пересыпается песок, ощутите длительность минуты. Вот, оказывается, какая большая одна минута.

Наберите в ладошку как можно больше сухого песка, сожмите кулачок и посмотрите, как бежит струйка песка. Не разжимайте кулачок до тех пор, пока не закончится весь песок. Педагог по своим часам замечает временной период действия этих «песочных часов».

Опыт №3

Возьмите два стакана и поместите в них воронки. В одну воронку насыпьте песок, в другую- столько же измельчённой глины. Налейте в обе воронки одинаковое количество воды. По результатам делаем вывод, мы увидели, что песок пропускает воду, а глина задерживает.

По окончании опытов педагог  вместе с детьми делает выводы о свойствах песка:

- песок состоит из отдельных песчинок различной формы и цвета;

- сухой песок сыпуч, а мокрый хорошо лепится;

- песок хорошо пропускает воду;

- песок быстро сохнет.

В конце   педагог предлагает детям зарисовать понравившийся им опыт.

III этап «Кому пустыня дом родной?»

Цель: познакомить с жизнью в пустыне.

В группе появляются плакаты  и иллюстрации животных жарких стран, макет

пустыни с фигурками верблюда и варана, книги В.Флинт «В пустыне», Н.Сладковой «Жизнь на песке», В Мальт «Море дьявола». Педагог вместе с детьми рассматривают картинки, плакаты, читают рассказы из книг и выясняют:

«Как называется место, где один только песок? (пустыня)

Какие животные там обитают? Как животные приспособились к жизни в пустыне? (на примере варана и верблюда)».

Рассматривание макета пустыни. Затем рассматривается глобус, обращается внимание, что пустыни обозначены желтым цветом и занимает не мало места.

Домашнее задание:

Узнать, какие ещё животные живут в пустыне? С помощью родителей нарисовать их и составить небольшой рассказ о них.

 

IV этап  «Пескотерапия»

 

Цель: коррекция речевого развития с помощью песка.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, что песок нагрелся на

солнце. Предлагает походить по нему босиком и рассказать о своих ощущениях. Дети вспоминают о лечебных свойствах песка – прогревание и закаливание. А еще с помощью песка мы можем научиться правильно, говорить. Давайте с вами поиграем в игру               « Страна звуков» 

V этап  « Летние забавы»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Цель:  формирование навыков здорового образа жизни; закрепление правил безопасного поведения на воде и песке через игровые ситуации; содействие формированию осознанного отношения к своему здоровью; поддерживать интерес к занятиям физкультурой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. Спб., 2001.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Спб., 1999.

Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия. Спб., 2004.

2.        Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3.        Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

4.        Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

5.        Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

6.        Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

7.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

8.        Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

9.        Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

10.        Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

11.        Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12.        Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13.        Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14.        Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Образовательный проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей для старшей группы " Энциклопедия здоровья".

Цель моего образовательного проекта расширить знания детей о здоровом образе жизни, о полезной еде для человека,о строении тела человека, об органах чувств.А самое главное - это совместное создание " ...

Конспект совместной деятельности в средней логопедической группе. Тема: «Зимнее путешествие»

Цель: Создание условий для профилактики дискалькулии у детей 4 – 5 лет, имеющих речевые нарушения, в процессе формирования элементарных математических представлений.Задачи: 1.Образовательные: фо...

Конспект совместной деятельности с детьми логопедической группы по изготовлению дидактической игры «Листопад»

Конспект совместной деятельности с детьми логопедической группы по изготовлению дидактической игры «Листопад»Цель:   - Изготовить дидактическую игру.   Задачи: ...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в старшей группе «Пчелки» на тему: «Яблонька»...

Конспект совместной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Квест - игра « Сюрприз Зимушки - зимы »

- закрепить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года: жизнь диких животных зимой; совершенствовать умение наблюдать природные явления данного времени года и устанавливать причинно- сл...