конспект «животные весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«животные весной»
Цель:
- познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к жизни животных.
Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zhivotnye_vesnoy.docx | 67.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«животные весной»
Цель:
- познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к жизни животных.
Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?
Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.
Ход занятия
Воспитатель. Скажите сколько месяцев у весны?Дети повторяют все месяцы весны. А кто угадает какие?
Дети называют приметы весны…
- - небо стало высокое и голубое.
- солнце светит ярко и пригревает.
- на солнце снег начинает таять.
- появились первые проталинки вокруг деревьев.
- ночи стали короче, а дни длиннее.
- побежали веселые ручейки.
-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
- прилетают перелетные птицы с юга. солнце светит ярко и пригревает.
Солнце, дождь. (Погода весной.)
Береза. (Появление первых почек.)
Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)
Стая. (Перелетные птицы.)
Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)
Бабочка. (Появление насекомых.)
Воспитатель: — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку.
И на бабушкину кошку.
Игра «Вопрос – ответ» - проводится с использованием резинового мяча.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)
- Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);
- Если капли капают, какие они? (капающие);
- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
Воспитатель. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, от кого нам пришло письмо? Правильно от диких животных. А почему они так называются?
Дети. Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
Воспитатель« Какое сейчас время года? (Весна)
Воспитатель. Правильно.. Кто знает какие изменения происходят в жизни зверей весной? (медведь и ежик просыпаются после спячки, заяц и белка меняют свои шубки и т.д.)
Да с наступлением весны жизнь животных меняется.
Дети. Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».
Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. Знаете ли вы зверя, который меняет свою окраску? Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.умеют следы запутывать – петлять: попрыгаю прямо, потом по кругу, завяжется петелька, а потом прыгну далеко в сторону и не найдет меня по следу самая хитрая лиса!
Воспитатель. А это задание от зайчонка. (С мячом.) Вы, конечно, знаете, кем станете, когда вырастите, а детеныши диких животных не знаю. Давайте им подскажем.
Лисенок – лисой;
Медвежонок — медведем;
Зайчонок — зайцем;
Бельчонок – белкой;
Олененок – оленем;
Ежонок – ежом;
Волчонок – волком;
Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь». Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки?
Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.Из животной пищи ест насекомых, раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники, мелких зверьков. А также очень любит рыбу.В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают.Так и лежат до весны.А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм. Всю зиму долгую ни чего не ел – отощал совсем, все запасы мои (показывает на живот) кончились. А в лесу еще ни ягод, ни грибов! В берлоге сырость! Тяжело медведю весной! Так вот отчего медведи весной такие злые бывают! Про таких, видно, и придумали игру: «У медведя во бору». Игра «У медведя во бору».
Выбираем водящего:
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели!
У медведя во боруГрибы, ягоды беру,
Медведь простыл,На печи застыл!
У медведя во боруГрибы, ягоды беру,
А медведь не спит,И на нас рычит!
Лукошко опрокинулось Медведь за нами кинулся!
Следующее задание от медведя. Он предлагает поиграть в игру с мячом «Что не так» Нужно найдите ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет.
Волк живет в дупле?
Лиса живет в берлоге?
Белка живет в норе?
Заяц живет в логове?
Олень живет в дупле?
Еж живет в под кустом?
Медведь живет в норе?
Лось живет в логове?
Воспитатель. Отлично вы и с этим заданием справились.
Вы устали? Давайте немного отдохнем. Предлагаю сделать звериную зарядку.
Звериная зарядка
Мы проверили осанку дети стоят в кругу. Руки на поясе. Отводя руки чуть назад, сводят лопатки.
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках, ходьба по кругу на носках.
А потом на пятках. Ходьба на пятках.
Пойдем мягко как лисята, «крадущийся» шаг на носках.
И как мишка косолапый, на внешней стороне стопы.
И как заинька-трусишко, прыжки с продвижением вперед
И как серый волк-волчишко легкий бег
Вот свернулся еж в клубок, наклоны вниз
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся. Поднимаются на носках, тянут руки вверх.
Рано весной просыпаются ежи и барсуки. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.
Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?
Воспитатель. Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.
- А как называются детки у лисы?
И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.
Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.
А птицы как суетятся! Спешат построить гнезда, чтобы к появлению комаров да мошек птенчиков вывести и до следующих холодов успеть их вырастить и на крыло поставить – научить хорошо, летать.
Вот и последнее задание от лисы. Она хочет узнать знаем ли мы математику. «Какой по счету?»
Перед вами находятся картинки диких животные. какой по счету находится медведь, заяц, волк и т.д.
Кто стоит справа от …
Кто стоит между…...
Кто стоит за…...
Кто стоит перед…
«Кто быстрее»
Воспитатель. Следующее задание «Выложить числовой ряд от10 до 0» (Дети выкладывают числовой ряд)
5. Работа в группах
Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)
(На экране все животные, о которых загадывались загадки и составлялись картинки)
- А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?
VIII. Закрепление.
1. Игра «Правда-неправда»
(Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)
- Весной животные линяют.
- Зайчата рождаются слепыми и голыми.
- У белки и зайца меняется окраска шерсти.
- Многие животные весной выводят потомство.
- Ежи весной впадают в спячку.
- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.
- А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными?
В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных, так как охота весной запрещена. Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.
Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...
Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».
Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»....
Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...
Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая
Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...
«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме
Практический материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...
Лексическая тема: "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной."
Консультация...
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Весна,весенние приметы, растения,человек, птицы, дикие животные весной»
Расширение и закрепление знаний детей о законах природы, их сезонности на примере зима- весна....