Проект «Водоёмы и их обитатели» для детей старшей логопедической группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Анна Юрьевна

Проект включает все этапы работы с детьми, диагностику и взаимодействие с воспитателями группы. Знакомит детей с темой и систематизирует их знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №86 «Сударушка»

Проект

«Водоёмы и их обитатели»

для детей старшей логопедической группы

Подготовила:

Учитель-логопед

Полякова А.Ю.

г. Смоленск

2023г

Актуальность проекта

Главная задача в логопедической группе – это развитие речи детей, а также расширение и систематизация знаний об окружающем мире. Это неразрывно связано с воспитанием в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.  А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.                                              

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети не понимают разницу водоёмов, не отличают реку и озеро, озеро и пруд и. т.п. Ребята сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать их обитателей в  естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Поэтому я решила разработать проект для детей старшего дошкольного возраста.  «Водоёмы и их обитатели», чтобы помочь детям узнать об обитателях водной среды.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По составу участников: групповой.

 Участники проекта: 

дети старшей логопедической группы,

родители воспитанников,

воспитатели  группы :

Мищенкова А.В, Крюкова   А.В.                                                                                   

          По продолжительности: Краткосрочный (2 недели).

          Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

          Цель проекта: 

         Знакомство детей с разнообразием водоёмов и их обитателей.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать у детей представления о водоёмах

- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; о разнообразии рыб.

- формировать представления о характерных особенностях строения рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб.

Развивающие:

          - развивать интерес к познанию окружающего мира;

- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);

- обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

- развивать коммуникативные навыки при изготовлении совместного продукта.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;

- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей.

Ожидаемые результаты проекта:

- у воспитанников сформируются понятия о водоёмах,  представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб;

- в экологическом уголке группы пополнится развивающая среда;

- результаты художественного творчества будут оформлены в выставке работ;

- родители будут вовлечены  в педагогический процесс.

          Этапы реализации проекта:

          1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о водоёмах и  рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про рыб и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.  

          2. Практический -  дать первичную информацию о водоёмах и рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию,  разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок;  прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов;  просмотр познавательных мультфильмов  и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, прогулка к водоёму совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление дидактической игры на классификацию рыб., оборудование для дыхательной гимнастики и игры «Рыбалка» на автоматизацию звуков.

         3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки «Удивительный мир рыб», изготовление макета аквариума, стенгазеты.

             Сотрудничество с семьёй: Выставка поделок «Обитатели водоемов», изготовление стенгазеты по фотографиям «Семья на водоёме»

             Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.

Содержание работы.

На подготовительном этапе был проведен первичный мониторинг знаний детей о водоёмах и рыбах.

Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли беседу в форме вопросов.

1. Был ли ты с родителями на водоёме?

2 Картинка река. Что ты видишь на картинке?

3. Кто живёт в воде?

4. Чем покрыто тело рыбы?

5. Какая вода в море?

6. Что такое аквариум?

Ответы детей фиксировались в таблице.

Критерии оценки:

« + » - ответил правильно на вопрос.

« + - » - ответил не полностью.

« - » - не ответил на вопрос.

В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах и водоёмах детей старшей логопедической  группы.

Практический этап

На данном этапе осуществлялся сбор и накопление материала по проекту; создание условий для реализации проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта; разработан план проекта по ознакомлению детей с разнообразием рыб.

Определив основное направление в работе, приступили к созданию предметной среды (дидактические игры, альбомы, картотеки игр, загадок, стихов), которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную деятельность и способствовала ознакомлению детей с разнообразием рыб.

На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с разнообразием рыб, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о рыбах, их строении.

План мероприятий

Воспитатели

Логопед

Пн

Ознакомление с видами водоёмов.

Занятие по ЛГ «Водоёмы»

- обогащение словаря

- словообразование

-отгадывание загадок

-развитие мелкой моторики

Вт

Рисунок «Озеро. Отражение»

Занятие ЛГ «Водоёмы»

- просмотр презентации

-отличительные признаки водоёмов

-узнай водоём на картинке

-разрезные картинки с изображением водоёмов

Ср

Развитие речи «Искуственные и естественные водоёмы»

Занятие по фонетическому развитию

- звуковой анализ слов пруд, море, река

-деление названий водоёмов на слоги хлопками

-выделение первого и последнего звуков в словах

Чт

Конструирование «Аквариум»

Занятие по связной речи – составление рассказов по серии картин «Умная рыбка»,

«Рыбаки», «Однажды на рыбалке»

Пт

Рисунок «Море» техника кляксография

Разучивание стихотворения в мнемотехнике

Вода — источник жизни,

Источник светлых дней.

Взгляни безукоризненно

В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,

Ты реки береги,

Озера, океаны

И малые пруды.

Пн

Ознакомление с окружающем «Рыбы»

Занятие по ЛГ «Пресноводные рыбы»

- обогащение словаря (названия рыб, части тела, приставочные глаголы, синонимы и антонимы)

- словообразование

-отгадывание загадок

-развитие мелкой моторики (дорисуй рыбок)

Вт

Рисунок «Речные обитатели»

Занятие по ЛГ «Морские обитатели»

- обогащение словаря (названия морских обитателей, части тела, приставочные глаголы, синонимы и антонимы)

- словообразование

-отгадывание загадок

-игра на классификацию пресноводных рыб и морских обитателей 

Ср

Развитие речи «Рыбы»

Занятие по ЛГ:

- просмотр презентации «Такие разные рыбы»

-отличительные признаки рыб

-кого не стало (Р.п. мн.ч)

-игра на ориентировку (куда плывёт рыбка, скажи где рыбка)

Чт

Конструирование «Рыбки из подручных материалов»

Занятие по фонетическому развитию

- звуковой анализ слов рыба, сом, икра, вода

-деление названий рыб на слоги хлопками

-выделение первого и последнего звуков в словах

-игра Рыбалка на автоматизацию звука Л.

Пт

Рисование «Морское дно»

Развитие связной речи – пересказ по картинкам «Морское дно»

           На заключительном этапе был осуществлён повторный мониторинг знаний детей о рыбах, проведён анализ полученных результатов.

Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли те же самые вопросы педагогического мониторинга.

В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации результатов педагогического мониторинга в таблицу.

В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах детей средней группы, где видно, что показатели уровня знаний детей о рыбах существенно изменились.

Для оценки результативности данной работы над проектом было проведено сравнение уровня знаний детей о рыбах на подготовительном и заключительных этапах.

Таким образом, содержание таблицы и рисунка, говорят о значительном повышении уровня знаний детей о рыбах, значит цель и задачи нашего проекта достигнуты.

            Итоги проекта:

За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии водоёмов и их особенностях, рыб, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и среде обитания рыб; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её; пополнилась развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.

Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект современной сюжетно-ролевой игры для детей старшей логопедической группы «Мастерская по пошиву и ремонту обуви «Кот в сапогах»

Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...

Проект современной сюжетно-ролевой игры для детей старшей логопедической группы «Дорога».

Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дет...

Проект для детей старшей логопедической группы «Наши друзья»

Пояснительная записка.Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенн...

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшей логопедической группы «Буду в армии служить»

Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...

Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.

Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района....