Проект «Водоёмы и их обитатели» для детей старшей логопедической группы
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект включает все этапы работы с детьми, диагностику и взаимодействие с воспитателями группы. Знакомит детей с темой и систематизирует их знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Водоёмы, пресноводные и морские обитатели. Что рассказывать дошкольникам. | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №86 «Сударушка»
Проект
«Водоёмы и их обитатели»
для детей старшей логопедической группы
Подготовила:
Учитель-логопед
Полякова А.Ю.
г. Смоленск
2023г
Актуальность проекта
Главная задача в логопедической группе – это развитие речи детей, а также расширение и систематизация знаний об окружающем мире. Это неразрывно связано с воспитанием в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.
В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети не понимают разницу водоёмов, не отличают реку и озеро, озеро и пруд и. т.п. Ребята сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать их обитателей в естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Поэтому я решила разработать проект для детей старшего дошкольного возраста. «Водоёмы и их обитатели», чтобы помочь детям узнать об обитателях водной среды.
Тип проекта: познавательно-творческий.
По составу участников: групповой.
Участники проекта:
дети старшей логопедической группы,
родители воспитанников,
воспитатели группы :
Мищенкова А.В, Крюкова А.В.
По продолжительности: Краткосрочный (2 недели).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта:
Знакомство детей с разнообразием водоёмов и их обитателей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей представления о водоёмах
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; о разнообразии рыб.
- формировать представления о характерных особенностях строения рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб.
Развивающие:
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);
- обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
- развивать коммуникативные навыки при изготовлении совместного продукта.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;
- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей.
Ожидаемые результаты проекта:
- у воспитанников сформируются понятия о водоёмах, представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т.д., о питании и среде обитания рыб;
- в экологическом уголке группы пополнится развивающая среда;
- результаты художественного творчества будут оформлены в выставке работ;
- родители будут вовлечены в педагогический процесс.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о водоёмах и рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про рыб и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Практический - дать первичную информацию о водоёмах и рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов; просмотр познавательных мультфильмов и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, прогулка к водоёму совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление дидактической игры на классификацию рыб., оборудование для дыхательной гимнастики и игры «Рыбалка» на автоматизацию звуков.
3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки «Удивительный мир рыб», изготовление макета аквариума, стенгазеты.
Сотрудничество с семьёй: Выставка поделок «Обитатели водоемов», изготовление стенгазеты по фотографиям «Семья на водоёме»
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Содержание работы.
На подготовительном этапе был проведен первичный мониторинг знаний детей о водоёмах и рыбах.
Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли беседу в форме вопросов.
1. Был ли ты с родителями на водоёме?
2 Картинка река. Что ты видишь на картинке?
3. Кто живёт в воде?
4. Чем покрыто тело рыбы?
5. Какая вода в море?
6. Что такое аквариум?
Ответы детей фиксировались в таблице.
Критерии оценки:
« + » - ответил правильно на вопрос.
« + - » - ответил не полностью.
« - » - не ответил на вопрос.
В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах и водоёмах детей старшей логопедической группы.
Практический этап
На данном этапе осуществлялся сбор и накопление материала по проекту; создание условий для реализации проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта; разработан план проекта по ознакомлению детей с разнообразием рыб.
Определив основное направление в работе, приступили к созданию предметной среды (дидактические игры, альбомы, картотеки игр, загадок, стихов), которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную деятельность и способствовала ознакомлению детей с разнообразием рыб.
На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с разнообразием рыб, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о рыбах, их строении.
План мероприятий
Воспитатели | Логопед | |
Пн | Ознакомление с видами водоёмов. | Занятие по ЛГ «Водоёмы» - обогащение словаря - словообразование -отгадывание загадок -развитие мелкой моторики |
Вт | Рисунок «Озеро. Отражение» | Занятие ЛГ «Водоёмы» - просмотр презентации -отличительные признаки водоёмов -узнай водоём на картинке -разрезные картинки с изображением водоёмов |
Ср | Развитие речи «Искуственные и естественные водоёмы» | Занятие по фонетическому развитию - звуковой анализ слов пруд, море, река -деление названий водоёмов на слоги хлопками -выделение первого и последнего звуков в словах |
Чт | Конструирование «Аквариум» | Занятие по связной речи – составление рассказов по серии картин «Умная рыбка», «Рыбаки», «Однажды на рыбалке» |
Пт | Рисунок «Море» техника кляксография | Разучивание стихотворения в мнемотехнике Вода — источник жизни, Источник светлых дней. Взгляни безукоризненно В стремительный ручей. Напиться хочет каждый, Ты реки береги, Озера, океаны И малые пруды. |
Пн | Ознакомление с окружающем «Рыбы» | Занятие по ЛГ «Пресноводные рыбы» - обогащение словаря (названия рыб, части тела, приставочные глаголы, синонимы и антонимы) - словообразование -отгадывание загадок -развитие мелкой моторики (дорисуй рыбок) |
Вт | Рисунок «Речные обитатели» | Занятие по ЛГ «Морские обитатели» - обогащение словаря (названия морских обитателей, части тела, приставочные глаголы, синонимы и антонимы) - словообразование -отгадывание загадок -игра на классификацию пресноводных рыб и морских обитателей |
Ср | Развитие речи «Рыбы» | Занятие по ЛГ: - просмотр презентации «Такие разные рыбы» -отличительные признаки рыб -кого не стало (Р.п. мн.ч) -игра на ориентировку (куда плывёт рыбка, скажи где рыбка) |
Чт | Конструирование «Рыбки из подручных материалов» | Занятие по фонетическому развитию - звуковой анализ слов рыба, сом, икра, вода -деление названий рыб на слоги хлопками -выделение первого и последнего звуков в словах -игра Рыбалка на автоматизацию звука Л. |
Пт | Рисование «Морское дно» | Развитие связной речи – пересказ по картинкам «Морское дно» |
На заключительном этапе был осуществлён повторный мониторинг знаний детей о рыбах, проведён анализ полученных результатов.
Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли те же самые вопросы педагогического мониторинга.
В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации результатов педагогического мониторинга в таблицу.
В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний о рыбах детей средней группы, где видно, что показатели уровня знаний детей о рыбах существенно изменились.
Для оценки результативности данной работы над проектом было проведено сравнение уровня знаний детей о рыбах на подготовительном и заключительных этапах.
Таким образом, содержание таблицы и рисунка, говорят о значительном повышении уровня знаний детей о рыбах, значит цель и задачи нашего проекта достигнуты.
Итоги проекта:
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии водоёмов и их особенностях, рыб, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и среде обитания рыб; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её; пополнилась развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.
Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект современной сюжетно-ролевой игры для детей старшей логопедической группы «Мастерская по пошиву и ремонту обуви «Кот в сапогах»
Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...
Проект современной сюжетно-ролевой игры для детей старшей логопедической группы «Дорога».
Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дет...
Проект для детей старшей логопедической группы «Наши друзья»
Пояснительная записка.Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенн...
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшей логопедической группы «Буду в армии служить»
Проект соответствует требованием, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...
Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.
Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района....
Проект "Живые буквы и звуки" для детей старшей логопедической группы
Из опыта работы...